8
 

Дмитрий Кузовкин: "Бронзовый солдат"

Так мы назовём вторую часть интервью с Дмитрием Кузовкиным, которая явилась продолжением нашего большого разговора в Тарту.   И последний, Дмитрий, больной вопрос о ситуации вокруг "Бронзового солдата", что Вы можете рассказать? Сегодня, почти год спустя после таллиннских апрельских событий, в городе ещё не заменены все разбитые стёкла, до сих пор не получается "закрутить" судебный процесс над лидерами групп по защите памятника. Я и сам пока не могу полностью осознать произошедшее. Думал, что со временем в голове прояснится, но картина наоборот стала затуманиваться. Как-то больше стало нестыковок между моим отношением к конфликту и мною же лично увиденным. Одно только стало определённым – моя жизнь в Эстонии стала делиться на "до" и "после" Апреля. Пока в себе до конца не разберусь, могу рассказывать только в мемуарном ключе. На фото: Дмитрий Кузовкин Попробуйте. Я в очередной раз оказался в Таллине по своим книжным делам за день до событий, встречался со многими, в том числе и с коллегами-эстонцами. У нас было ощущение готовящихся провокаций, правда, с какой стороны их ожидать – тут мнения разделились. Надеялись, что ничего не случится во время траурной процессии при перезахоронении. Сам я не был сторонником того, чтобы оставлять памятник и могилы в центре города, тем более что под газоном и тротуаром они уже не определялись после того, как в 1990-х годах было убрано общее надгробие. И теперь по ним топтались свадебные процессии, сами ветераны и просто прохожие. Тогда же заменили и плиты с именами погибших, после чего монумент стал именоваться памятником жертвам Второй мировой войны. К этому русская общественность и официальные российские лица отнеслись более-менее с пониманием ещё и потому, что называть освободителями Таллина как захороненных, так и упомянутых воинов было преувеличением. Разве? Как таковых, боёв за освобождение Таллина не было. Местной группировке немцев угрожало окружение из-за общего наступления советских войск в Прибалтике, поэтому они сами стремились уйти. Кроме того, их теребили местные жители, среди которых были и те, кого немцы мобилизовали в свою армию. Эту горстку эстонцев грела мысль, что можно успеть до прихода советских войск провозгласить восстановление независимости Республики. Последнее не удалось. Но, говорят, что немецкий флаг на башне Длинного Германа сорвали именно они, и советским войскам пришлось срывать уже эстонский триколор. Об этом сейчас спорят, правда, больше политики, чем историки. Так что же с вами произошло в ту ночь на 27 апреля? Примерно после 21.00 по центру города перестали ходить троллейбусы и автобусы, а затем движение было перекрыто полностью, поэтому я вызвался проводить местную поэтессу, живущую в спальном районе Ыйсмяэ до остановки троллейбуса на противоположном краю центра города. Так мы стали свидетелями митинга протеста, оттеснённого к стенам (кстати, полностью стеклянным) Музея оккупаций Эстонии. К тому времени митингующих оттеснили от памятника, находящегося в центре перекрёстка, где начали производить эксгумацию, накрыв тентом не только место раскопок, но и всё вокруг, включая и саму статую. Последнее вызвало подозрение в намерении властей перенести, прежде всего, памятник, что резко повысило число протестующих людей. К моменту нашего появления здесь собралось несколько сот человек самого разного возраста, некоторые были с детьми. На плакате у них был изображён нынешний премьер-министр, сжимающий в руке кость. Время от времени толпа скандировала: "Позор!", иногда – "Фашисты!" Мы прошли сквозь митингующих, добрались до остановки на улице Койду и после часового бесплодного ожидания пошли обратно. Я подумал, что спокойнее будет обойти Национальную библиотеку сзади и выйти к Пярнускому шоссе. Из-за этой ошибки мы попали в самый разгар проходивших там погромов. Что послужило их причиной – у меня до сих пор нет однозначных объяснений. Достоверно известно только то, что начались безобразия не с той стороны, где проходил митинг с "дозором", а с противоположной, куда мы направлялись. То есть начали не митингующие? Нет, но кто именно начал, ответить не могу, потому что видел не всё. Чтобы приблизиться к задам библиотеки, вышли на улицу Эндла. Уже то, что мы увидели здесь, повергло мою спутницу в состояние шока. Абсолютно тёмная, без огней даже в окнах улица, наглухо перекрытая со стороны памятника. Толпа беснующихся между тёмно-серыми стенами теней разноязычных подростков где-то возраста моего старшего и младше. Звон бьющегося стекла, мат, визг, крики и над всем этим монструозный агрегат, время от времени выпускающий струи воды на всё происходящее. Мы быстро свернули в проулок, поэтому я не успел понять смысл действий, как подростков, так и полиции. Оказавшись в полной тишине, показавшейся неестественной из-за резкого контраста, решили поскорее выбираться из всей этой чертовщины на Пярнуское шоссе. Выйдя с внутренних дворов на улицу Тынисмяги, были удивлены хламу, разбросанному по проезжей части, и неожиданной пустынности. Оказывается, только что здесь была завершена операция по разгону. Приди мы чуть раньше – тоже попали бы под разборку. Полицейская тактика, применённая здесь, вызвала удивление: поколотив молодёжь и оттеснив её на Пярнуское шоссе, стражи порядка быстро вернулись за ограждение, предоставив целую часть города на растерзание разогретой ими толпе, состоящей из взвинченных до крайности молодчиков. И вот в том, что там началось – а при такой тактике ничего другого и не стоило ожидать – власти обвиняют кого угодно, только не себя. Более того, в отличие от выявленных вандалов, получивших реальные сроки, полицейские чины за свои действия получили награды и денежные премии. Ни один случай хулиганства и разбоя не должен остаться безнаказанным, однако, такая высокая оценка действий полиции, принёсшей в жертву жилые кварталы ради защиты памятника от его же поклонников, говорит о том, что в тот момент руководство страны было озабочено защитой своей идеологии, а не порядка в городе. Либо, такая тактика была намеренной и проводилась в соответствии с более глобальными замыслами государственных мужей. Можете объяснить точнее, что Вы имеете в виду? Известно, что с самого начала властям было выгодно представить дело так, будто защитники памятника и вандалы с Пярнуского шоссе суть одно и тоже. И потому, когда ситуация как бы вышла из-под их контроля, возник прекрасный повод отказаться от ритуала отдания воинских почестей и, кроме того, принять решение о срочной "эвакуации" и самой статуи. Такое решение утвердили несколько человек той же ночью, не реагируя на иные мнения товарищей по партии, не говоря уж о протестах мэрии и, тем более, оппозиции. Наверное, для оправдания действий этих сановников, прокуратуре было вменено в обязанность обвинить превентивно арестованных лидеров "Ночного дозора" по защите памятника в подготовке погромов, якобы для начала государственного переворота. Про попытку переворота я ничуть не преувеличиваю – аналогии с коммунистическим путчем 1924 года с участием Кремля до сих пор проводят не только СМИ, но и сами официальные лица. Об этом заявил и министр обороны - увы и ах, в недавнем прошлом – ректор Тартуского университета. К этому сводился и озвученный прокурором на суде материал проведённого следствия. Несостоятельность обвинений была настолько явной, что после первых казусных его заседаний процесс был отложен, а гособвинитель срочно отправлен на... стажировку в Европу. Вас напугало "Пярнуское шоссе"? Буйство на Пярнуском шоссе было зверским. Боль в руке от вцепившейся в меня поэтессы помогала осознавать, что это не сон. Даже по лицам, оставшимся на многочисленных фотографиях, видна полная невменяемость людей. Русских в Эстонии не так уж и много, хотя бы по разу мы все пересекались друг с другом, но увиденные мною на погроме типажи были незнакомы. Уверен, что эта социальная группа в русской диаспоре появилась недавно. Я даже помыслить не мог попытаться кого-то из них остановить: мой язык был бы для них "иностранным". Удивительно было видеть среди всего этого таких же, как мы неспешно прохаживающихся парочек, среди которых много было эстонцев. Последние достаточно открыто обсуждали происходящее, фотографировали на мобильники, но искавшие выход своему стрессу молодчики на них не реагировали вообще. И этот факт, и значительное число эстонцев среди арестованных погромщиков тоже свидетельствуют о правоте социологов, пытавшихся убедить власти, что, в целом, этот конфликт скорее социальный, чем межнациональный. Но такие результаты учёных идут вразрез с официальной идеологией, призывающей к единению нации вокруг правящей коалиции перед лицом "инородного" внутреннего и внешнего врага. То есть это был бунт толпы? Действительно, по большому числу увиденных нами асоциалов, переговаривавшихся и на том, и другом языках, можно судить, что и весь остальной криминалитет был здесь. Мой приятель-криминалист заметил, что по данным полицейских сводок в эти трое суток на окраинах Таллина практически не было правонарушений. Никого из похожих на эти типы людей не было среди митинговавших у Музея оккупаций. Кстати, четыре разбитых стекла в музее появились только на вторую ночь, во время начавшегося более жёсткого разгона людей, пришедших к месту, где ещё вчера стоял памятник. Несмотря на то, что многие пришли с гвоздиками, общий настрой был значительно радикальнее. В тот второй день действия полиции были более целеустремлёнными, но так же направленными не на погашение конфликта, а на его усугубление. Точнее, на устрашение уже всех: не только активно протестующих, но и пассивно сочувствующих. Именно тогда досталось "по полной" и простым зевакам, среди которых оказались туристы и журналисты. Мы с коллегой стояли на безопасном расстоянии над кортами по бульвару Карли. Оттуда хорошо просматривались действия как тех, так и других. Дубинками стучали по всем, до кого могли дотянуться, а не только по тем, кто сопротивлялся или не подчинялся требованиям полицейских. Было также хорошо видно, что вязали не выборочно, а всех подряд, кого сумели, догнав, повалить на землю. Самое неприятное, что били намеренно по рукам и затем валили на землю и тех, кто сам протягивал руки для надевания наручников. Позже узнал, что кроме прохожих в других местах досталось от полиции жильцам, стоявшим у своих подъездов для защиты окон и дверей. После разгона, полиция стала делать вылазки в стороны, тогда же – несмотря на мой вид "архивного юноши" в очках, жилетке и галстучке – постучали дубинкой и по мне. Действия "моего" полицейского также были слабо мотивированными: мы с коллегой возвращались домой, когда в полном молчании побежавшие за нами полицейские решили нас таким образом поторопить, то есть погнали в том же направлении. Перейти на бег было невмоготу, за что и получил. Всё-таки, Дима, пострадали Вы за свободу на сей раз неожиданно. С "пострадавшими за свободу" я себя никак не ассоциирую, даже зевакой я поначалу оказался неожиданно для себя. Но всё увиденное в ночь на 27 апреля заставило прийти на то же место и на второй, и на третий день. Задержанных во второй день было около 900 человек, всего за 3 дня – свыше 1200, обвинений в вандализме, неподчинении полиции или каких-либо ещё проступках было предъявлено менее ста, из которых доведённых до суда – вообще немногим более двадцати, а реально осуждённых менее десятка. Эта градация лучше меня свидетельствует о том, что полиция в те три дня занималась не своим делом. Начавшаяся после того "охота на ведьм", когда по фото- и видеоматериалам выявлялись другие участники митингов (не погромов!) для того, чтобы сообщить об этом по месту их учёбы и работы, тоже говорит об этом. Если выражаться терминах сталинского времени, то власти стремились наказать не "социально близких", а "политических", то есть не нарушителей порядка, а инакомыслящих. Поэтому я до сих пор склонен винить в таком сценарии не силовиков, а политическое руководство страны. Ваш взгляд на события достаточно ценен, потому что Вы их наблюдали, но не участвовали, не готовили и оказались волей случая на этом роковом для российско-эстонских отношений месте? Не знаю, доблесть ли это моё неучастие. Но у меня и сегодня не хватило бы смелости как-то попытаться повлиять на события, особенно, что касается погромщиков. Действительно, сужу больше по тому, что видел, и потому у меня сложилось впечатление, что беспорядки могли и не выходить из-под контроля силовиков. Похоже, что проблема была не в их действиях, а в руководстве их действиями. Другими словами, не могу отвязаться от подозрений в намеренном обострении ситуации несколькими конкретными топ-чиновниками. Как русский, этим я оскорблён, правда, не в меньшей степени, чем реакцией на эти события их коллег из России. Что Вы имеете в виду? То же, что всегда. Все меры политического руководства России, направленные, якобы, на защиту местной русской диаспоры, по сути таковыми не являются. Я говорю не об успешности или неуспешности действий российской дипломатии, а о том, что при всей как бы однозначной риторике, цели этих кампаний иные и зачастую – внутреннего пользования. И в этом ханжество российских чиновников ничем не отличается от ханжества эстонских. Вы хотите сказать, что Москва вам никогда не помогала? Ну, возьмём, например, ту же поддержку официальной Москвой русского образования в Эстонии. В Госдуме и в прессе только ленивый не защищает русских школьников и их образование в Эстонии. На практике же, за эти два десятилетия Москва "увлеклась" только коммерческим языковым центром "Пушкин", созданным в Таллине для преподавания русского как иностранного. Значительную часть слушателей его курсов составляют чиновники, бизнесмены и военнослужащие эстонской армии. Согласитесь, что на помощи в образовании русских детей это слабо отражается. Чтобы как-то остановить падение уровня преподавания на Кафедре русской литературы в Тартуском университете, частные предприниматели из Москвы и Питера создали свой фонд, из которого вот уже третий год выплачиваются две преподавательские ставки. А посещавшие Тартуский университет российские чиновники только официально причмокивали губами, сожалея о плачевном состоянии лотмановской кафедры – некогда гордости филологии СССР. Я уже не говорю о закрывшихся в Таллине по требованию местных чиновников всех филиалов российских высших учебных заведений, на которые Москва не отреагировала вообще. А как Вы оцениваете действия премьер-министра Андруса Ансипа? Всё вышесказанное является оценкой действий, прежде всего, этого человека. Перед самым началом событий во время горячих обсуждений проблемы "Бронзового солдата" премьер-министр, действуя по-большевистски, сказал нестерпимую грубость по поводу погибших. И дело не только в том, что сказанное им – заведомая ложь и не в стиле, невозможным для первого госчиновника. А в том, что глупость была произнесена бывшим активным коммунистом, членом Тартуского горкома Компартии Эстонии, в 1988 году принимавшем участие, кроме всего прочего, в подготовке разгона митинга тартуских студентов, отмечавших юбилей Тартуского мира с Россией. Ансип – коммунист? Да, а ведь даже у самого беспринципного политика есть что-то типа совести, которая создаёт ему психологический дискомфорт на всю оставшуюся жизнь. Когда мы услышали от премьер-министра, что памятник поставлен, похороненным здесь "пьяницам и мародёрам", стало понятно, что провокация готовится на самом высоком уровне. Ансипу действительно удалось создать грандиозное действо, затмившее его прежнее соучастие в подобных действиях, но на другой стороне. Дело в том, что другого пути "лечения" своих комплексов у подобных людей нет, а жертвами такой "интенсивной терапии" становятся все. Нужно с очень большой осторожностью привлекать к руководящей деятельности государства людей с карательным или таким коммунистическим прошлым. Забавно, что логика запущенных им событий привела к анекдоту: карикатурность его вида в бронежилете во время посещения Военного кладбища, где он возложением гвоздик якобы почтил память перезахороненных здесь "мародёров и пьяниц", не смогли заретушировать даже самые преданные исполнители его идеологии из официозных СМИ. А ведь давно замечено, что от любого факта в истории остаётся, прежде всего, анекдот. Так что эта картинка – навсегда. Каковы сейчас взаимоотношения между двумя общинами? После Апреля труднее жить в Эстонии русским обывателем. Ты видишь ложь официоза и таллинскую, и московскую, сквозь неадекватность и немоту видишь правоту толпы кричавшей "Россия! Россия!" не России, а Эстонии, и услышать то, что они пытались сказать. Видишь, что и после, остыв, не хотят здесь это принимать как крик о признании их русских русскими. С другой стороны, "Пярнуское шоссе" уже никуда не денется из памяти, и ждёшь как манны небесной какого-нибудь знака от местной эстонской интеллигенции. Не потому, что лелеешь надежду на понимание, а потому что здоровье общества, в котором ты живёшь, определяют они. При их голосе, даже чуть слышном, не страшна и диктатура большевиков, тем более бывших. Для меня таким знаком было сообщение о том, что Союз журналистов Эстонии дал звание "журналиста 2007 года" не профессиональному журналисту, а учёному-социологу Юхану Кивиряхку. Профессор в анализе апрельских событий проявил не только честность учёного, но и показал пример не ангажированной свободной журналистики в своих выступлениях в местной прессе. Поступок руководителей Союза журналистов имеет большее значение для всей интеллигенции, чем просто спасение цеховой чести эстонских репортёров. Хотелось бы, чтобы и в русской диаспоре нашлись люди, способные на свершение действий такого же духовного уровня.   Дмитрий обратил моё внимание на молодых людей за соседним столиком, один из которых читал книгу в чёрном переплёте. Это был посмертный сборник стихов Юхана Вийдинга, поэта и замечательного эстонского актёра. На русский его переводили, в том числе и та поэтесса, с которой Дмитрий оказался в апреле 27-го на Пярнуском шоссе. В 1995-ом Вийдинг опубликовал своё стихотворение в прозе: Кто? Йохан. Что? Гулял. Когда? В январе 1995 года. Где? В центре Таллина и увидел на каменной стене предвыборную листовку, на которой значилось: "Эстония - для эстонцев".Йохан вздрогнул, замер на месте, уставившись в одну точку, и почувствовал, что теряет сознание или равновесие, а может, и то, и другое вместе. Всё смешалось в вихре, и куда-то исчезли чувство места и времени. (Ему представились другие времена и места, давние, но здесь.) И буквально через долю секунды он почувствовал, что надо паковать чемоданы, если ещё успеет, и бежать. А в следующий момент он вспомнил, что сам принадлежит к нации, которая говорит на том же языке, на каком написаны и плакат на стене, и это письмо. Потом Йохан засомневался, принадлежит ли он всё-таки к той нации, к которой до сих пор считал себя принадлежащим. А потом он подумал: "Если уйду я, куда денутся или уйдут Мария, Юри, Йоозеп, Ханна, Андрес, Михаил, Дебора, Корнилий, Анна и другие?" Он спросил. "Наперекор своей судьбе", - прозвучало в ответ. В том же году Юхан Вийдинг вскрыл себе вены. Мы закончили беседу с Дмитрием Кузовкиным и пошли по вечернему пустому Тарту по домам. В 1947 году в Таллине рядом с местом захоронения солдат Красной Армии установили монумент, авторы которого - скульптор Энн Роос и архитектор Арнольд Алас. В Эстонии его назвали "Бронзовый солдат". До сих пор неизвестно, кто именно послужил моделью памятника, но это был эстонец.   Римма Алексеева, специально для Псковского агентства информации.
  • Отличное интервью, особенно концовка, ей сказано всё, передана вся боль нынешней ситуации в Эстонии.
  • А кто это такой?Что за чмокарь.
  • Предыдущему Чмокарь ты, а если не знаешь ни х.я, то и не лезь, иди лучше пососи сиську - ублюдок.
  • Вот, вот. Раздался голос с "Пярнусского шоссе". Человек, который пытается дать объективный анализ ситуации - "чмокарь". Погромщик, алкаш, обкурившийся токсикоман громящий ларьки под все равно какими лозунгами - "герой апреля". Умный аналитик - "чмокарь". Очень выгодно власть имущей сволочи, как в стране Ро, так и в стране Э. Все в этой "бронзовой истории" замешано на лжи, провокации и подлости. С обеих сторон.
  • Всегда мусора больше. Особенно на форумах.
  • В том же году Юхан Вийдинг вскрыл себе вены. Еще бы миллион его чухонских собратьев сделали бы тоже самое. Или об стену убились бы. Было б славно...
  • Предыдущему
    sidi svinoruss svojei zemljanke i ne hrjukai
  • эара пёзди , чухонский нищеброд , скоро всем вам крышка п**дуйте в свою эуропу любимую а ревель - наша земля русская !
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...