18

Православные в Пскове празднуют "Любятовскую"

На фото: В Никольском храме на Любятовскую "Любятовской" православные псковичи называют древнее празднество, которое сохраняется до наших дней в честь чудотворной иконы Божией Матери "Умиление". Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 29 июня, в первое воскресенье Петрова поста, когда Русская Православная Церковь праздновала день "Всех святых, в земле Российской просиявших", в псковском храме святителя Николая Мирликийского в Любятове празднуется и икона Божией Матери Владимирская "Умиление" (Любятовская). Сегодня, 30 июня, второй день празднования считается непосредственно престольным праздником храма и окрестности – Любятово. На Литургии настоятелю храма протоиерею Владимиру Попову сослужили священники из Порховского, Псковского, Печорского и Гдовского благочиний, старейший священник Епархии протоиерей Александров Михайлов возглавил Литургию.   В псковской церкви св. Николая Чудотворца в Любятове до революции находилась особенно почитаемая святыня – чудотворная икона Владимирской Божией Матери (первая половина XV века, по описи монастыря называлась "Умиление"). Она находилась в Знаменском приделе храма, позже освященного в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1928 году чудотворная икона была вывезена из монастыря, и с 1930 года до настоящего времени находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. На обороте иконы в 1890 году была укреплена серебряная, гравированная пластинка с надписью: "В лето 1570 года, в субботу второй недели Великого поста, царь Иван Васильевич Грозный, идя казнить псковичей, ночевал в сем монастыре, у святого Николая на Любятове, то здесь во время утреннего пения, стоя в церкви, взирая на чудотворную икону Умиления Божией Матери, умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, и да перестанут убийства". В тексте передано главное чудо, совершенное святыней, которая спасла город от разгрома войсками Ивана Грозного.   Лик и рука Любятовской Владимирской иконы "Умиление" в 1581 году был прострелен поляками во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием, тогда чудесное заступничество Божией Матери избавило псковский Никольский пригородный монастырь от поляков. В память об этом событии, ежегодно, в первое воскресение Петрова поста совершается крестный ход вокруг монастырской ограды, а икона "Умиление" получила второе название – Любятовская. На фото: крестный ход 30 июня в Любятово Никольский храм был построен первоначально пятиглавым, вероятно, в XV столетии, и находился вне города и посада, в селе Любятово, ныне это территория города Пскова. Церковь св. Николая Чудотворца в Любятове – одна из немногих церквей Пскова, которая не закрывалась после революции, но это не помешало её неоднократному ограблению. Некоторые иконы были вывезены из церкви в 1928 году, в том числе и чудотворная икона "Умиление". В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разграбили церковь, древние иконы были вывезены в Германию. После 1945 года иконы были возвращены в Псков, часть из них была передана в Никольскую церковь. Древний праздничный чин иконостаса XV века из Никольской церкви в Любятово в 1948 году поступил в собрание Псковского музея-заповедника, где и находится в настоящее время.   Старожилы, помнящие празднование "Любятовской" в 50-60-е годы XX века, рассказывали, что на праздник приезжали семьями с окрестных сёл и деревень, из городов области, располагались на берегу реки Псковы, где стоит храм, расстилали скатерти на траве, ставили самовары и праздновали. И сейчас праздник собирает множество молящихся. Как сказал отец Александр Михайлов: "На Любятовскую в этом храме мы все становимся другими, потому что присутствие Божией Матери на Своем празднике несомненно". Празднество иконе Божией Матери "Любятовская" длится два дня. В воскресение на всенощном бдение читается акафист иконе Божией Матери Владимирская, сегодня после Литургии прошёл крестный ход с Любятовской иконой и частицами святых мощей уральских преподобных Симеона, Космы и Арефы  Верхотурских, которые пробудут в Любятовском храме до 12 июля. К помощи преподобного Симеона Верхотурского православные прибегают в случае глазных болезней и слабого зрения. На фото: Любятовская икона Митрофорный протоиерей Владимир Попов служит в Никольском храме в Любятово более тридцати лет. "Думаю, вы все убедились, что сегодня на нашем празднике нас сопровождала сама Царица Небесная, и вы получили от Неё толику утешения. Желаю вам принести в свои дома и семьи эту частицу любви  Божией Матери. Припадём к Божией Матери, чтобы она даровала каждому русскому человеку самое величайшее благо, которое есть - веру Христову, выше которой и слаще которой ничего на белом свете нет", - сказал на празднестве священник, обращаясь к прихожанам. Любятовскую икону в крестном ходу несли представители казачества в Пскове. По завершении крестного хода православные прикладывались к чудотворной иконе и святым мощам уральских преподобных.
  • Помнится, по легенде, Грозного остановил не лик иконы, а юродивый, который прислал царю кусок мяса.
  • реплика
    Было и то, и это. Все вместе и подготовило царя к принятию правильного решения.
  • Царь вообще был человек набожный. Достойный представитель православия. Давно назрела необходимость инициативную группу по причислению несправедливо оболганного совесткими историками русского самодержца к лику святых!
  • Тоже нашли святого."Достойный представитель православия". Половину Новгорода в реке утопили.
  • Не надо выносить резких оценок. Каждая личность должна оцениваться во временной перспективе своей эпохе. То, что последующие века называют неописуемыми злодействами, на деле - нормы для политической и культурной жизни тех времен. Посмотрите, что творил тот же Стюарт, современник Ивана в Англии! Счет замученным и колесованным за ниществование шел на десятки тысяч. И ничего, его никто в изуверы не записывает. Иван же сформировал русскую гоударственность. Дал, как это сейчас говорят, цивилизационный код, который позволил выжить Руси, как носителю православной культуры. Вот за это его и следует причислить к лику святых.
  • Что значит во временной перспективе? все равно убийство будет убийством. Никаким гостроительством это не оправдано.Как это с заповедями согласуется? Государственность формировали все правители, начиная с Ивана III. Сталин вот тоже например государство построил, причислите и его к лику святых.
  • Хорошо, адмирал Ушаков и Александр Невский никого-никого за свою жизнь не убили? Совсем никого? Ах, то было на поле боя! Ладно, княгиня Ольга выжгла огнем и мечом целый этнос древлян - из мести за гибель своего мужа, без всякой политической необходимости. Однако заслуги перед государственностью не помешали этим выдающимся деятелям занять дорстойное место в пантеоне православных святых. Иван Грозный - личность не менее значимая. Другое дело, что надо постепенно избавляться от пропагандистских штампов, навязанных совесткой идеологией.
  • Ольгу тоже зря записали.
  • Вы себя выше патриарха-то не ставьте! Кого делать святым, а кого нет решают грамотные люди, богословы, а не простые прихожане. А то вам дай волю, вы быстро нарулите.
  • В Римской империи христиан стирали с лица земли, но правители государств - значимые личности.
  • я атеист, мне все равно
  • Вот погоди, придут мусульмане со своим кораном, будет тебе тогда не всё равно!
  • мусульмане живут как люди. у них пьяные депутаты никого на хаммерах не сбивают.
  • ты сначала сьезди к мусульманам и посмотри как они живут. а если страшно - новости смотри. раздел "криминал"
  • Егор
    Фигня всё, через 50 лет некому будет праздновать. Вымрем все, девки рожать отказываются, курят все безбожно.
  • уважаемый, в любом случае у каждого царя руки по локоть в крови, особенно у грозного, как бы ни врала советская историография. Кстати, до 1950х историки его почитали. Эйзенштенйну не дали снять вторую часть фильма про царя, потому что "показывал прогрессивное войско опричников в виде шайки дегенератов". За аргумент "Кого делать святым, а кого нет решают грамотные люди" как минимум, следует удар по лицу.
  • to (01.07.2008 12:51)
    Кого сделать святым,а кого нет может решать только бог,если он существует,но никак не богословы или патриарх,поскольку они такие же "тварные"(это не в обиду сказано) люди как и все и так же подвержены страстям,так какое они имеют право решать кому быть святым. Кстати насчет мусульманства-в его основе лежит тот же иудаизм,христианство(поскольку пророк Мухаммед посещал собрания христиан и это отразилось),частично зороастризм и мекканский городской культ.Из этой смеси и было создано то,что теперь называют мусульманской религией.
  • Бог с большой буквы пишется
    Во всех религиях.Кстати. Можно и о Распутине поспорить. А вообще лучше читать жития уже каконизированных святых и брать пример с того, за что их прославили. А грешны все были, на то и люди. Ангелы на небесах
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...