2
 

Россия на пороге выборов: что было, что будет, когда сердце успокоится?

Дата выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва определена - 7 декабря россиянам предстоит определиться, кто будет представлять их интересы в главном законодательном органе страны. А 26 августа в Москве прошло совещание председателей избирательных комиссий субъектов РФ, после которого в течение двух дней проходила учеба председателей областных избиркомов, впервые избранных на эту должность. Таких председателей в России – 25 (примерно столько же впервые избранных секретарей облизбиркомов). Среди «новеньких» – председатель избирательной комиссии Псковской области Михаил Александрович Иванов. Сегодня мы беседуем с Михаилом Александровичем об основных итогах совещания: - На нашем всероссийском совещании, которое открыл председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков, с докладами выступили практически половина членов ЦИК по своим направлениям. Были рассмотрены вопросы о порядке выдвижения кандидатов в одномандатных избирательных округах, особенности правового регулирования предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Госдумы, об использовании Государственной автоматизированной системы ГАС «Выборы», формирование и расходование средств избирательных фондов, финансовое обеспечение мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Госдумы, об изготовлении бюллетеней, работе с правоохранительными органами и прочие. Также мы были ознакомлены с таким документом, как общественный договор «Выборы-2003», подписанного политическими партиями 22 августа в Манеже. Напомню, что представители партий подписали договор о том, что они будут следовать принципам и нормам ведения избирательной кампании и всячески содействовать тому, чтобы кампания прошла в соответствии с действующим законодательством. Подписали общественный договор представители 38 политических партий России, союзов и ассоциаций в области массовой информации и политических технологий. Из участников форума «Выборы-2003» не подписала этот документ лишь российская демократическая партия «Яблоко», что, конечно, вызвало некоторое удивление. Мотивы этого решения «яблочников» до нас доведены не были. Относительно учебы для впервые избранных руководителей облизбиркомов сразу отмечу, что проходили они по очень плотному графику: с 8 утра до 20 часов вечера. Особое внимание Александр Вешняков уделял тому, чтобы был соблюден основополагающий принцип избирательной компании: обеспечить равенство кандидатов в период проведения выборов. Ну и, конечно, необходимо обеспечить все условия, чтобы избиратели в спокойной обстановке решали – кто из кандидатов им больше подходит по их политическим убеждениям, платформам, на кого они могут положиться, если изберут. - На что бы вы хотели обратить внимание и будущих кандидатов в депутаты, и избирателей на старте выборной кампании - по результатам Всероссийского совещания? - Во-первых, хочу напомнить, что в настоящее время издан каталог под общим руководством секретаря ЦИК Ольги Застрожной, который представляет перечень партий, зарегистрированных Министерством юстиции РФ и имеющих право принять участие в выборной кампании. Таких партий сейчас 50, они имеют представительства в более, чем половине регионов РФ (это более 45 регионов, что является обязательным условием – только при его соблюдении они становятся политическими партиями). Вы знаете, что порог, которые партии должны перейти, чтобы иметь своих депутатов в Госдуме составляет 5 %. Для примера скажу, что в Турции этот порог составляет 10 %, в Чехии – 17 %. По словам председателя ЦИК, и в России тенденция к поднятию проходного процента в Госдуму постепенно будет увеличиваться. Это делается для того, чтобы отсеивались так называемые карликовые партии. Ведь надо честно признать, что небольшое объединение подчас не в силах выполнить обязательства, которые возлагает на себя в ходе предвыборной кампании. И политическим партиям это необходимо принимать во внимание уже сейчас. Во-вторых, отмечу, что изменения в законодательстве коснулось и создания избирательных блоков. Если раньше избирательные блоки могли организовываться различными общественно-политическими движениями, то теперь они формируются при обязательном условии, что в блоке присутствует хотя бы одна партия. И блок теперь может состоять не более, чем из трех составляющих: может быть партия и 2 объединения, но партия должна присутствовать обязательно. А с 1 января 2004 года в выборах будут принимать участие только партии. Фактически – это последние выборы в Госдуму, когда общественные объединения могут блокироваться с партиями и принимать участие в выборах.  - Сейчас всех очень интересуют изменения выборного законодательства, которые коснулись средств массовой информации... - Да, пожалуй, самые большие изменения коснулись СМИ. И кстати недавно по телевидению господин Лесин высказывал в связи с этим неудовлетворение. Но – тем не менее: журналисты теперь у нас лишены права заниматься агитацией, используя свое служебное положение.  - Что имеется в виду? - Вы, наверное, и сами были свидетелями, когда, скажем, журналист ведущего телевизионного канала, не будем называть кто конкретно, безудержно критиковал с экрана тех или иных кандидатов от партий, движений и так далее. Так вот теперь, когда журналист выступает, освещая положительные стороны «своего» кандидата и не совсем положительные его соперников – это должно происходить либо в предоставляемое кандидату бесплатное время, либо во время, оплаченное из его избирательного фонда. И избиратель четко должен знать, что в данный момент идет предвыборная агитация. В другое же время никто не запрещает журналистам освещать деятельность кандидата, но эта работа должна носить информационный характер. - А как отличить информацию от агитации? - Думаю, это нетрудно. Информационная программа свободна от комментариев. Проще говоря – в содержании ее можно рассказывать, что приехал кандидат туда, сделал то. Нельзя комментировать его действия с любой точки зрения, нельзя в связи с освещаемыми событиями рассказывать какой тот или иной кандидат замечательный или напротив - плохой. Также нельзя беспрерывно освещать деятельность одного кандидата, а остальных вообще не замечать – мы настаиваем на том, что в СМИ освещать деятельность кандидатов необходимо на равных условиях. - Но если кандидат имеет, как это принято сейчас называть, подконтрольные СМИ, то есть у него есть своя газета, свое телевидение – они же по-прежнему должны представлять интересы своего кандидата? Или здесь возможны варианты? - Поскольку это коммерческие СМИ, которые обслуживают кандидата на платной основе, их действия по освещению его деятельности совершенны законны. То же самое относится и к партийным газетам. Здесь к нашей беседе присоединилась Галина Павловна Майорова, заместитель председателя областной избирательной комиссии, отвечающая за работу с СМИ: - Вы знаете, что среди средств массовой информации есть государственные и муниципальные. К ним требования предъявляются более жесткие. Но и негосударственные, или как их еще называют, коммерческие СМИ, также должны создавать равные условия для кандидатов, что, прежде всего, касается оплаты агитационных материалов. То есть оплата предвыборных материалов у них должна быть для всех кандидатов. А если учредителем того или иного СМИ является кандидат в депутаты или партия, то редакция вправе отказать другому кандидату в размещении материалов, а своему кандидату, сделать цену размещения такую, какую они считают нужным, при этом цена не должна быть не обоснованно заниженной. Но мы в вопрос размера оплаты не вмешиваемся. Это дело редакции, раз кандидат является учредителем. Но если кандидат выкупил тираж, то тираж он должен оплатить через избирательный фонд – его это газета, или партийная, или другая. При этом независимо от формы собственности газеты: государственная она, муниципальная, учрежденная кандидатом или партией – все должны выполнить основное требование. Состоит оно в следующем: когда начнется избирательная кампания в течение 30 дней редакция обязана опубликовать расценки на публикации материалов предвыборной агитации, а в областной избирком вместе с расценками прислать уведомление. Уведомление о том, что они будут принимать участие в предвыборной агитации, что расценки на материалы уже опубликованы, и что кандидатам будет предоставлена газетная площадь – с указанием на какой основе. Кроме того, все СМИ (телевидение, газеты и прочее) должны обязательно заключать договор с кандидатом на платной и на бесплатной основе. Раньше договор заключался только на платной основе, заключение договора на бесплатной основе - это новшество. Также СМИ должны вести учеты агитационных материалов. Все сводные учеты предоставляются в облизбирком до дня голосования и за 5 дней после дня голосования (раньше срок предоставления отчетов был больше). И сводные учеты будут проверяться контрольно-ревизионной службой избиркома. То есть будет проверен объем предоставляемой печатной площади или эфирного времени, их стоимость, копия договора.  - В связи с этим – в агитационный период вы будете как-то контролировать СМИ? - Агитационный период – это 30 дней до выборов, и они в СМИ будут отслеживаться. Напомню, что с момента выдвижения кандидату или партии уже можно агитировать, но не в СМИ. И еще следует не забывать, что в закон о СМИ введена новая статья о приостановление действия лицензии в случае систематического нарушения ведения агитации. 17 сентября мы намереваемся провести семинар, куда пригласим не только представителей СМИ, но и типографий, которые будут печатать материалы предвыборной агитации. Теперь типографии тоже должны будут опубликовать свои расценки, прислать уведомление и прайс-лист в облизбирком. И должны предоставить сводные учеты, которые также будут проверены. В отношении типографий – это тоже нововведение. - У меня снова вопрос к Михаилу Александровичу. Участвуя во Всероссийском совещании руководителей избиркомов субъектов федерации, вам, наверное, удалось пообщаться с коллегами из других регионов. В ходе этого общения были какие-то особенно интересные для вас моменты? - Да, были моменты не просто интересные, но и полезные. Могу привести такой пример: 25 августа на заседании ЦИК, в котором мы принимали участие, рассматривался вопрос о том, что Омская областная избирательная комиссия сняла с регистрации за неделю до дня голосования кандидата в губернаторы – бывшего заместителя губернатора области. За то, что при переводе денежных средств в его избирательный фонд были допущены нарушения: неправильно оформлены платежные поручения и т.д. И вот такой финансовый вопрос стал причиной снятия его с регистрации. Правда, ЦИК кандидата восстановила, потому что нарушения были допущены не им. Хотелось бы отметить, что по законодательству кандидат не несет ответственности, если кто-то перечисляет ему средства и допускает ошибку в оформлении документов. Но с него не снимается ответственность за другое: кандидат должен внимательно отслеживать - какие средства ему переводят, каким образом, из каких источников. В Омске как раз были основания полагать, что у организации, которая переводила средства в избирательный фонд кандидата, в свое время была определенная часть уставного капитала иностранного государства. Впоследствии она была выкуплена российскими акционерами. Но конкуренты написали, что у этой организации имеется доля иностранного капитала, а это законом запрещено. Таким образом, была создана ситуация, которая заставила понервничать омского кандидата, и добавила работы избирательной комиссии Омской области, потребовалось рассмотрение вопроса Центральной избирательной комиссией. - А по сравнению с другими регионами, как выглядит предвыборная ситуация в Псковской области? Может, у кого-то она спокойнее, чем у нас – была и есть? Или наоборот? - Проблемы везде одни и те же. Практически всем регионам в разное время пришлось столкнуться с такой проблемой, как вбрасывание подложного агитационного материала. Неоднократно бывали случаи, когда и кандидаты сами «шалили» - изготавливали агитационный материал, не оплаченный из избирательного фонда, а потом сами же писали заявления в правоохранительные органы о том, что им кто-то их подбросил. Практически постоянно сталкиваются регионы с «двойниками» тех или иных кандидатов. Нарушения в предвыборной кампании допускаются одинаковые: средства не из тех источников, агитационные нарушения. Нет таких регионов, где тишь, гладь и Божья благодать. Идет борьба за власть, а это процесс жесткий. - Может, в связи со всем вышесказанным у вас есть пожелания в адрес потенциальных кандидатов в депутаты Госдумы от Псковской области и избирателей? - Хотелось бы призвать уважаемых кандидатов, которые намереваются баллотироваться по нашему округу, тщательно подходить к подготовке документов, серьезно смотреть за созданием избирательного фонда, чтобы не было формальных причин для беспокойства, для создания напряженности и в работе избирательной комиссии, и в работе кандидатов, которые должны спокойно заниматься избирательной кампанией. А вопрос ведения предвыборной агитации – это уже дело чести и совести наших кандидатов. Избирателям же остается пожелать, чтобы извечная русская мечта о хорошей и доброй власти, которая будет по-отечески о них заботиться, воплотилась в жизнь. Записала Елена Ширяева, Псковское агентство информации.
  • жюри
    Хороший матерьяльчик. Только чего - то я не понял: с государственными и муниципальными - жесткое отслеживание, а коммерческим (т.н. независмым СМИ) - карт бланш?
  • Швейк
    Слышь, жюри, ты ж обычно все понимаешь. Понимаешь???
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...