0
 

Наталья Соколова два раза изменила профессии

Победитель областного конкурса "Учитель года-2003" Наталья Соколова вернулась с финального этапа конкурса "Учитель года", который проходил в Москве с 25 сентября по 4 октября. "Хрустального пеликана" Наталья не получила, но как говорят, в таких конкурсах не бывает проигравших. А возможность пообщаться и обменяться опытом с лучшими учителями России выпадает не каждый день. Поэтому корреспондент ПАИ попросил Наталью Соколову поделиться впечатлениями о конкурсе, об участниках, жюри, о Москве, в общем, обо всем.  Наталья Соколова знала, что станет учителем с детства, только сомневалась "учителем чего". В принципе, своей любви к профессии учителя маленькая Наташа изменила 2 раза - сначала в шестом классе, когда попала в пресс-центр и захотела стать журналистом, и второй раз, когда она с подружкой почувствовала тягу к морю. "Я же из Калининграда, жили вблизи моря, ходили в кружок радистов и решили поступать в мореходку. Но туда брали после восьмого класса, поэтому я сразу эту мысль отбросила, потому что не представляла как можно закончить 8 классов, а не 10", - говорит Наталья Соколова.Проблему получения высшего образования Наталья решала уже, переехав в Псков. Закончив школу, она подала документы в Псковский педагогический институт на факультет иностранных языков. "Сходила я на пару подготовительных занятий, посмотрела - вокруг одни девчонки, скучно… И решила идти на истфак, на который успешно поступила и закончила в 1997 году"- Наталья, скажите честно, вы очень волновались на конкурсе?- Конечно, волновалась, но это было не то волнение, когда ужас испытываешь, когда коленки дрожат, это было приятное волнение. Дело в том, что конкурс состоял из 3 важных отборочных этапов - это урок по предмету, он должен был длиться 20 минут в московской школе,  защита педагогической концепции по своей номинации и урок по номинации. Так как я оказалась не совсем в той номинации, на которую рассчитывала (я хотела попасть в номинацию "Учитель-воспитатель" или "Вдохновение и артистизм", а оказалась в "Лучших традициях в образовании"), мне пришлось свою концепцию притягивать за уши, поэтому на защите концепции я, конечно, волновалась. А урок - это то естественное, в чем мы живем, поэтому волнения не было. Вообще, нужно сказать, что это просто потрясающий конкурс. Я хотела бы посоветовать всем учителям участвовать в нем, потому что это не только возможность  проявить себя, узнать что-то новое. Это огромный потенциал - это общение, это встречи с новыми людьми, ведь на конкурс съезжаются люди со всех уголков страны - это и Калининград, и Чукотка, и Краснодарский край, и Комсомольск-на-Амуре, и Бурятия, и Астрахань, и Воркута, в общем, участники со всей России. И каждый принес частичку своего края, своей культуры. Такой опыт нигде в другом месте не получишь.- Каково ваше впечатление об участниках? Ведь это лучшие учителя со всей России…- Вообще, я не могу сказать, что этот конкурс - полет мастерства, не могу сказать, что там были уроки, от которых в дрожь бросало бы. Это интересные, доброкачественные уроки, уроки с изюминкой. Но как говорила моя наставница - сложно быть изюминкой в мешке с изюмом. Это на самом деле так, потому что сложно выпрыгнуть из этого мешка, как-то особенно выделиться. Все примерно одинаковые по качеству, но в то же время все разные, потому что у каждого разный подход.- Что вы можете сказать об обладателе "Хрустального пеликана" Игоре Карачевцеве, жюри было объективным?  - Урок Игоря Карачевцева мне очень понравился, я даже участвовала в его мастер-классе на сцене. Это действительно было классно, это был единственный урок, от которого меня потом "потряхивало". Но об Игоре Карачевцеве мне сложно судить объективно, я с ним знакома еще с июня, когда мы были на встрече у Валентины Матвиенко, поэтому на конкурсе мы встречались уже как старые друзья. Он очень интересный человек. На мой взгляд, это самое справедливое решение жюри на конкурсе.- А разговоры о том, что довольно странным кажутся факты - второй год подряд выигрывает петербуржец, постоянно побеждают мужчины?- Я не могу отвечать за жюри, но на мой взгляд, этот выбор был объективен, мы переживали, если честно, мы думали, что будут проталкивать женщину из Москвы, литератора, потому что женщин давно не было в конкурсе, и Москва давно не побеждала, но когда сказали, что победил Игорь, мы встали и аплодировали, потому что это было законно и действительно так. Он - эмоциональный, интеллигентный, эрудированный и знающий человек.- Вам как историку победитель конкурса должен быть особенно интересен, переняли у него какой-либо полезный опыт?- Да, я тоже историк, и до Игоря мне еще расти и расти. Тут нельзя не принимать во внимание опыт, он старше меня на 14 лет, у него большой стаж, он директор гимназии в Санкт-Петербурге, но с ним очень интересно. Я тоже пытаюсь научить детей мыслить самостоятельно. Ведь это касается и истории, и любого исторического персонажа. Чем больше сделано, тем больше получено оценок. Мы сейчас с детьми проходим Наполеона Бонапарта, и, оценивая его деятельность, класс сразу распадается на две группы по отношению к персонажу. Мы читаем мнение различных историков, его современников, их мысли, точки зрения литераторов на личность Наполеона, но вопрос отношения оставляем открытым. История - это предмет, знание о которых мы получаем из таких же источников, как и мы сами - из того, что написали люди. Поэтому я положительно отношусь к собственному толкованию и восприятию истории. - На ваш взгляд, что вам удалось, а что нет?- Я не могу сказать, что проиграла, в таком конкурсе проигравших быть не может, но все равно есть победители. Конечно, хотелось бы в 15 попасть, выйти на сцену Дворца съездов, но у меня маленький стаж, и мне об этом было сразу сказано. Потом неудачно получилось с номинацией, но уроки я дала неплохо. Говоря языком цифр, я проиграла всего четыре десятых Сергею Шарову, который прошел в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание". Документы, которые я отправляла, из 10 возможных баллов получили девять и шесть, тоже очень неплохой результат. Поэтому я довольна - программа минимум - попасть в тридцатку - реализована, из 80 участников это нормально.- А культурная программа в Москве была, что понравилось в столице?- Культурная программа была не столь велика, но я не была в Москве 12 лет, поэтому влюбилась в этот великолепный город. Мы были в театре "Новая опера", нам организовали экскурсию по вечерней Москве (были на Воробьевых горах, Поклонной горе, в Кремле). На следующий день нужно было проводить урок, и многие не поехали. И им было очень обидно, когда они и в "пятнашку" не вошли, и на экскурсию не попали. Была также экскурсия по московским монастырям и поход в Большой театр. Но основное время все равно было занято уроками, подготовками, конкурсами. Как говорится, пожать руку Президенту пока не судьба, и возможно, я не вышла в пятнадцать финалистов именно потому, что Президента не было. Когда будет Президент, я попаду и в "пятнашку", и может даже в пятерку. Мы близко виделись с женой Президента, мне удалось пообщаться с Еленой Малышевой, ведущей телепередачи "Здоровье". На концерте 4 октября мы видели воочию Филиппа Киркорова и Машу Распутину. Я участвовала в  выступлении Надежды Кадышевой и группы "Золотое кольцо", мы танцевали на сцене под очень заводную песню, потом я обернулась и увидела огромный дворец, толпу людей, о которых просто забыла в этот момент. 6 октября концерт транслировался по центральному телевидению, но наших танцев, наверное, к счастью, не показали. Вообще, все встречи, которые были на этом конкурсе, просто незабываемы. - Я поняла, для вас профессия - это любимое дело, а кем бы вы хотели видеть своих детей?- Моей Катюше 4 года, поэтому о профессии говорить еще рано. Семья у нас педагогическая - моя мама до сих пор работает учителем биологии в Псковском педагогическом комплексе, бабушка заканчивала Ярославский педагогический институт. Я не сомневалась в выборе профессии, потому что мне очень везло на учителей, кстати, дочку я назвала в честь своей учительницы - Екатерины Русакович, которая преподавала мне в Калининграде. Учеба в ППК - прекрасное время моей жизни, которое я хотела бы вернуть. Как будет у Катюши - неизвестно. Пока чувствуется, что это очень патриотичный ребенок - она знает флаг России, гимн России, знает, что любимый Президент живет в Москве. Конечно, я бы не хотела, чтоб моя дочь была учителем, во многом, из-за финансовых трудностей сегодняшних учителей. Но время покажет… Полина Анисимова, Псковское агентство информации

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...