Маленькую псковичку в августе убил "лифт-призрак"

Трагедия в Пскове, когда в лифте дома по улице Ижорского батальона, 45 погибла девочка, произошла 9 августа. Полтора месяца понадобилось комиссии Северо-Западного управления Ростехнадзора, чтобы тщательно расследовать все возможные причины произошедшего несчастного случая. Комиссия завершила свою работу. О результатах расследования рассказал председатель комиссии начальником отдела промышленной безопасности по Псковской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Сергеем Касаткиным.

 

Лифт "слепили" из того, что было…

- Сергей Викторович, чтобы докопаться до истинных причин произошедшей трагедии какой объём работы пришлось комиссии выполнить?

Все материалы проведенного комиссией расследования занимают около 500 страниц. Наша работа соответствующими приказами дважды продлевалась. Это было вызвано необходимостью дождаться ответов на сделанные нами запросы на заводы-изготовители и самого лифта, и диспетчерского комплекса "Обь".

 

Кроме того, мы назначили проведение независимой экспертизы по определению технического состояния лифта, в котором произошёл несчастный случай со смертельным исходом. Для этого привлекли экспертную организацию из Санкт-Петербурга. По результатам экспертизы и был оформлен акт о техническом состоянии лифта.

 

- К каким же выводам пришла комиссия после исследований причин, которые могли привести к той трагедии?

На основании собранных нами неопровержимых доказательств можно смело утверждать, что тот злосчастный лифт был изначально собран из отдельных комплектующих узлов и агрегатов. Как говорится, его "слепили" из того, что было.

 

Как показала проверка, паспорт на эту опасную самоделку был поддельным. Вернее, он вообще отсутствовал. Вместо него есть так называемый дубликат, в который внесены данные не соответствующие действительности. На наш запрос завод-изготовитель ответил, что данный лифт не производил и в Псков не отправлял…

 

Страшные тайны становятся явью

- Это только начало вскрытых комиссией страшных тайн в этой темной истории с трагическим концом?

Да, это действительно так. 15 августа представитель Ростехнадзора со следователем следственного управления по Псковской области выехали для сбора необходимой информации в диспетчерскую "Псковлифтсервиса". На момент их прихода вся информация о том несчастном случае из компьютера была удалена. В тоже время диспетчерский комплекс "Обь" позволяет в автоматическом режиме сохранять всю информацию и сигналы, поступающие от лифтов, а также переговоры диспетчера с пассажирами.

 

В журнале, заполняемом вручную диспетчер про тот несчастный случай сделал только одну запись. А комиссия установила, что в тот вечер было неоднократное отключение данного лифта. Но об этом в журнале нет, ни слова.

 

- А как же обслуживали и эксплуатировали этот лифт?

Техническое обслуживание его было, мягко говоря, некачественное. Например, в журнале указано, что электромеханик осматривал этот лифт 17 июля 2012 года и никаких замечаний и недостатков не выявил. Это говорит о преступной халатности при выполнении своих служебных обязанностей некоторыми сотрудниками "Псковлифтсевиса". И судя по всему, предпосылки к этому создавались давно. Например, последнее периодическое техническое освидетельствование данного лифта было проведено в октябре 2011 года. Согласно заключению о результатах того освидетельствования "Эксплуатация лифта соответствует требованиям технического регламента "О безопасности лифтов". Тогда по договору с "ЖЭУ-16" специалисты ЗАО "Инженерный центр КПЛ" совместно с ИТР "Псковлифтсервиса" выявили в том злополучном лифте только два нарушения: "отсутствует табличка по обслуживанию на 1-м этаже и не действует сигнал "Занято" на первом этаже".

 

По решению комиссии экспертная организация "ИКЦ "Техэксперт сервис" в конце августа 2012 года провела независимую экспертизу лифта, расположенного в д.45 по улице Ижорского батальона. В отличие от освидетельствования, проведенного год назад, независимые эксперты выявили на данном лифте 29 серьезных нарушений. Из них – 26 технического характера. Экспертиза доказала, что большинство выявленных технических нарушений были и при проведении предыдущего обследования того лифта. Вот так тайное становится явным…

 

Независимые эксперты пришли к выводу, что лифт находится в состоянии, не допускающем его безопасную эксплуатацию. Десять серьезных технических неисправностей, указанных в акте экспертов могли, по их мнению, повлиять на создание аварийной ситуации и привести к несчастному случаю.

 

Отдельно нужно сказать по монтажу и последующей эксплуатации "Псковлифтсервисом" диспетчерского комплекса "Обь". К его монтажу должны были привлекаться специалисты завода-изготовителя, или допущенные к этому представители сервисных предприятий. В "Псковлифтсервисе" эти требования проигнорировали. Монтаж комплекса и его последующую эксплуатацию вели собственными силами. Обучение и стажировку его работники не проходили. В результате в работу диспетчерского комплекса были задействованы такие недопустимые функции, как дистанционное включение лифта с диспетчерского пульта. Это категорически запрещено делать существующими правилами. Комиссия определила, что одно такое дистанционное включение того лифта в день трагедии тоже было проведено.

 

Чтобы лифт не стал катафалком

- В связи со всеми выявленными комиссией безобразиями, что можете сказать о тех организациях, которые должны отвечать и за безопасность эксплуатации лифтов, и за их качественный и своевременный ремонт?

 

Руководители "Псковлифтсервиса" должным образом не контролировали качество и своевременность выполнения работ ответственными инженерно-техническими работниками, электромеханиками, диспетчерами и лифтерами. Специалисты этого предприятия тоже допустили много не только промахов, но и откровенного попустительства, которое и привело к трагедии.

 

Странную чуть ли не стороннюю позицию занимает и "ЖЭУ-16", которая обязаны осуществлять на своих объектах производственный контроль за деятельностью "Псковлифтсервиса". Управляющая компания по непонятным причинам самоустранились от этой важной работы, что недопустимо.

 

- Каковы дальнейшие действия вашей комиссии?

- Говорить о конкретных виновниках произошедшего несчастного случая со смертельным исходом преждевременно. Все собранные материалы комиссия передала в следственное управление по Псковской области Следственного комитета России. Там в рамках возбужденного уголовного дела уже идут следственные действия.

 

- Что комиссия считает необходимым предпринять, чтобы подобные трагедии не повторялись?

Для принятия необходимых мер, мы направили свой Акт о расследовании несчастного случая со смертельным исходом в Администрацию Пскова. В нем предложено провести конкретные мероприятия, чтобы избежать таких трагедий в будущем. Надеемся, власти муниципалитета примут все меры для того, чтобы пассажиры лифтов в жилых домах чувствовали себя в безопасности.

 

Предстоит большая работа и с управляющими компаниями, и с "Псковлифтсервис". И тут только заменой отработавших свое лифтов не обойтись. Можно и нужно правильно эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать имеющиеся пассажирские лифты в жилых домах. Вот на это и надо нацеливать общие усилия.

 

- В этой связи поясните, Федеральная служба Ростехнадзора сейчас осуществляет государственный надзор за состоянием пассажирских лифтов в жилых домах?

К сожалению, пассажирские лифты в жилых домах выведены из под действия Федерального Закона №116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", которым руководствуется в своей деятельности наша служба. Поэтому контроль и надзор за ними мы не осуществляем. В связи с этим, вся ответственность за безопасную эксплуатацию пассажирских лифтов в жилых домах ложится на местные органы власти и управляющие организации. И это сделать им вполне по силам, было бы желание…

 

Беседовал Юрий Кустов

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...