Espresso от Саши Донецкого: Девушка и Смерш

Противостояние под условным названием "Гозман — Скойбеда", не на шутку развернувшееся в блогосфере и СМИ, получило неожиданное продолжение на официальном уровне: вице-мэр Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников во время пресс-конференции, посвящённой абсолютно другой теме, вдруг отказался отвечать на вопрос журналиста газеты "Комсомольская правда". Причина принципиального чиновничьего демарша — недавняя публикация Ульяны Скойбеды на сайте "КП" (собственно, и вызвавшая скандал) с сожалением о том, что из предков Леонида Гозмана в своё время не наделали абажуров.

 

"Я позволю себе не отвечать на ваш вопрос. Видите ли, вы здесь совершенно ни при чём, но поскольку из кожи моей бабушки немцы успели сделать абажур, мне очень жаль, что я нашёл этот абажур в редакции вашей газеты, поэтому позвольте, мы сегодня не будем отвечать на ваши вопросы, извините", – высказался заместитель мэра Москвы, демонстрируя всем, что и крупным чиновникам совсем не чужды простые человеческие эмоции, и порой они тоже способны выпрыгнуть из мундира и объявить нечто вроде бойкота из идейных соображений.

 

"Ну, я пытаюсь с пониманием отнестись к эмоциям Леонида Михайловича Печатникова. - Попытался прокомментировать инцидент на пресс-конференции главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин в интервью "Эху Москвы", и получилось у главреда сбивчиво и не очень внятно. Сунгоркин очевидно был столь ошарашен поведением высокого московского начальника, впавшего в "неадекват", что сам начал заговариваться: - Для меня неожиданна такая его реплика, он неоднократно бывал в "Комсомольской правде"... Я вообще... не знаю, как у футболистов, - фанат... Я к нему относился с большим-большим уважением и сейчас отношусь. Это непонятный срыв для меня. Тем более что речь же шла... Вернее, все это произошло на пресс-конференции, где Леонид Михайлович выполнял свои служебные обязанности. В рамках его деятельности... Слушайте, ну... По-моему, это какой-от срыв, я надеюсь, что это какое-то недоразумение".

 

Срыв не срыв, а нервные призывы некоторых жёстко настроенных блогеров к бойкоту "КП", по-видимому, действительно получают воплощение в реале. Вот, даже чиновник не удержался от публичной демонстрации своей личной позиции. Не удивлюсь, если завтра произойдёт нечто похожее на другой пресс-конференции, когда какой-нибудь известный артист или общественный деятель, подобно вице-мэру столицы, откажет "Комсомольской правде" в актуальном комментарии. Чужой пример заразителен. Спор-то идёт на разрыв аорты. Поневоле начинаешь опасаться за здоровье полемистов.

 

Мне, например, на днях стало страшно за Александра Проханова, участвовавшего в воскресном ток-шоу Владимира Соловьёва. Обсуждали всё те же злополучные абажуры. Багровое от гнева, перекошенное ненавистью лицо Проханова не нуждалось ни в каких словесных излишествах. Всё было ясно без слов. Свой страстный спич Проханов произносил с жутким зубовным скрежетом, и я нисколько не преувеличиваю. Казалось, ещё чуть-чуть, и писателя разорвёт на молекулы, словно живую бомбу. Он был похож на смертника, нацепившего пояс шахида. В глазах читалось желание поскорее утащить в небытие многолетних оппонентов: Николая Сванидзе, Ирину Прохорову и иже с ними. Слава Богу, телепередача закончилась без эксцессов, и вроде бы никто пока не погиб.

 

Но откуда такой накал? Ситуация абсолютно бредовая, на грани общественной паранойи. Либеральные публицисты истерят о разгуле в стране антисемитизма и ксенофобии, грозят судами. Защитники Скойбеды обвиняют либералов в покушении на национальные святыни. Никто никого не слышит и слышать не собирается, в выражениях, опять же, не стесняясь. И самое поразительное здесь то, что сознательно или невольно игнорируется истинный смысл происходящего. За хлёсткой фразой про абажуры утеряна настоящая тема высказывания: а что, собственно говоря, хотела сказать Скойбеда?

 

А ведь с чего всё началось? Записной либерал Гозман на выходных по случаю Дня Победы насмотрелся телесериала "Смерш" и, по привычке высказываясь в блоге, ничтоже сумняшеся, взял да сравнил Смерш с немецкими SS. Дескать, никакой разницы. И те, и другие каратели. То есть преступники. При этом Гозман ошибся дважды: по факту и по существу. И я не знаю, какая ошибка более чудовищна.

 

Во-первых, Гозман, психолог по образованию? ошибся фактически. Военная контрразведка Смерш (Смерть шпионам), созданная в апреле 1943 года, не имела никакого отношения ни к карательной деятельности НКВД, ни к особым отделам, ни, тем более, к заградотрядам. Смершевцы - это именно те ребята, что изображены в знаменитом романе Владимира Богомолова "Момент истины" ("В августе сорок четвёртого").

 

Думается, Леонид Гозман, почитав Википедию и многочисленные комментарии профессиональных историков, давно осознал, что дал маху, и не признаёт свой  ляпсус исключительно из упрямства: ну, неприятно пожилому человеку согласиться с тем, что он напутал и пал жертвой собственного невежества.

 

А вот во-вторых... Другое заблуждение Гозмана, на котором он упорно настаивает и от которого вряд ли теперь откажется, — о том, что сталинский режим тождественен гитлеровскому, -  звучит гораздо опасней, и это уже спор по существу, и в этом споре можно понять писателя Проханова, готового взорваться от возмущения и умереть в прямом эфире.

 

Видите ли, Гозман почему-то уверен, и готов даже судиться с оппонентами, записав в свои сторонники русскую литературу в лице Солженицына и Гросмана, что суд над ним превратится в суд над сталинщиной, и если оный суд всё-таки состоится, то обязательно станет моральной победой российского либерализма.

 

Но тут вот какая беда (и Скойбеда тут ни при чём). Применительно к Великой Отечественной войне примитивное отождествление Гитлера и Сталина, деяний SS и НКВД есть неверный логический ход. Оно неправильно уже потому, что нацисты ИСТРЕБЛЯЛИ еврейское население, желая "окончательно решить еврейский вопрос", а вот советская власть (в том числе и НКВД) СПАСАЛИ еврейское население, защищали его, пытались эвакуировать  в тыл и т. д. Нравится этот факт Гозману, или нет, но это так. СССР воевал с нацистской Германией, свернул нацизму шею и СПАС ОТ ГИБЕЛИ миллионы людей. И именно в этом состоит главная РАЗНИЦА между нацизмом и сталинизмом. Это всё настолько элементарно и очевидно, что я, подобно Скойбеде, рискую нарваться на тупые обвинения и скандал, но вынужден заявить, что мыслительные способности евреев (и в частности, Гозмана) сильно преувеличены. На самом деле дураков, готовых повторять растиражированные глупости, везде хватает.

 

Что до Ульяны Скойбеды и её хлёсткой фразы (действительно, на грани фола), то почему-то никто не желает вдуматься в её истинный смысл. Как и в любом языке, в русском существует план выражения (фраза про абажуры) и план содержания, ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ хотела сказать Ульяна Скойбеда. А сказать она хотела (тут я постараюсь тщательно выбирать слова), что Гозман — НЕБЛАГОДАРНЫЙ ЧЕЛОВЕК, редиска, шарлатан, то ли сознательно, то ли из глупости не видящий разницы между нацизмом и социализмом.

 

Сталина и коммунистических лидеров можно обвинять в чём угодно: в том, что они пытались железной рукой загнать народ в стойло, в том, что народ был для них расходным материалом, в том, что ради цели не гнушались любыми средствами, и прочее, но коммунисты никогда не исповедовали идей исключительности и превосходства одной расы над другими расами, и не уничтожали людей только за то, что держат их за недочеловеков. Не видеть разницы между гитлеризмом и сталинизмом, значит, по меньшей мере совершать насилие над историческими фактами, а по большому счёту — очернять Великую Победу и весь советский народ. И если первое простительно, то второе прощать никак нельзя.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...