"То, что когда-то называлось в России земством"

Сегодня в Москве, в Центральном выставочном зале "Манеж", открывается съезд Общероссийского народного фронта (ОНФ). В первый день его работы участникам предстоит обсудить программные и уставные документы ОНФ. Перед началом съезда корреспондент Псковского агентства информации побеседовал с директором Государственного музея-заповедника "Михайловское" Георгием Василевичем, представляющем на съезде Псковскую область.

Георгий Василевич уверен, что ОНФ – это попытка вернуться к той системе представительства народа во власти, которая опирается на наши традиции

- Георгий Николаевич, от Псковской области большая делегация приехала?


- Нет, Псковскую область представляют два человека. Оба они учредители Общероссийского народного фронта как общественного движения. Это Никишин Владимир Александрович и ваш покорный слуга. Никишин представляет нашу десантную дивизию, он боевой офицер, воевал в Афганистане, был в командировке в Сербии. Сейчас он в отставке, ветеран, работает в одной из охранных фирм и параллельно возглавляет один из военно-патриотических клубов – "Высота".

 

- Конструкция и форма существования ОНФ до сих пор непонятно, звучит множество самых разных версий, но очевидно одно – это пока и не партия, и при этом Фронт уже не является обыкновенным "общественным движением". В связи с этим вопрос, чего вы ждете от данного съезда в плане определения будущего ОНФ, каковы ваши прогнозы?

 

- Совершенно точно, что ОНФ – не партия. Если возможны далекие аналогии, то я сказал бы, что мы сейчас (хотя, естественно, повторить опыт дважды невозможно), наверное, приближаемся к форме общественного движения, которое в чем-то будет напоминать то, что когда-то называлось в России земством.

 

То есть это не партийное представительство, это представительство различных профессиональных сообществ (тогда это называлось "различных сословий"). И смысл его в том, что это одна из форм – наряду с официальной властью и партийной системой – которая позволяет максимально учитывать и интересы, и мнения довольно широкого круга людей, которые войдут в ОНФ как в общественное движение.

 

- То есть это система вертикальных связей общества и власти?

 

- Это одновременно система сбора информации и контроля за происходящими в обществе процессами. Есть задачи, которые нужно решать: до какой степени они решаются?  Далеко не всегда сама вертикаль способна это отследить, а на местах люди действительно знают лучше, что получается, а что нет. То есть одна из функций – получить обратную связь, видеть, что сделано, а что не делается, где мы вязнем, что не получается, соотнести это с теми задачами, которые ставятся на каждом из этапов… Сейчас ближайший к нам – это реализация тех деклараций, развитие тех направлений, которые прозвучали в предвыборной программе президента.

 

- Имеются ввиду т.н. "майские указы"?

 

- И майские указы, и его предвыборная платформа… Могу предположить – и думаю, что так оно и будет – есть целый ряд вопросов, которые не вошли в эту платформу, но, скорее всего, их все же удастся учесть, и это показал мартовская конференция. По крайней многие вопросы, связанные с социальной справедливостью в предвыборной программе президента не были обозначены, но, тем не менее, они были учтены и, фактически, либо работа над ними еще ведется, либо даже близится к завершению.

 

Одним словом я предполагаю, что это (ОНФ – прим. ред.) должен быть – если он будет работать как следует – довольно продуктивный инструмент участия широких слоев общества в решении задач опять же в интересах не только и не столько власти, сколько самих людей.

 

- То есть вы считаете, что конкуренции "Единой России" ОНФ не составит? Это будут две параллельно существующие провластные структуры?

 

- Я полагаю, что именно так оно и должно быть. Что будет – не знаю: увидим, посмотрим… Но в принципе, эта форма наиболее характерная для многовековой истории нашей с вами страны. Она не пытается копировать какую-то форму, связанную с чужим, иностранным опытом – просто в силу того, что мы всегда иначе были организованы, иначе жили, у нас даже цехов в свое время не было, а на Западе они были.

 

То есть мне представляется из моего знания и понимания ситуации, что это попытка неформальным образом вернуться к той системе представительства народа во власти, которая опирается на наши традиции.

 

- Накануне съезда газета "Московский комсомолец" опубликовала данные о содержании якобы учредительного манифеста ОНФ, который должен быть принят на этом съезде. Несмотря на то, что газета подчеркивала – "это не финальный текст, а своего рода набросок, рабочая версия" - эксперты уже начали давать свои оценки. В частности, один из основных выводов заключается в том, что если раньше власть в своих декларациях более-менее соблюдала баланс между консервативными и либеральными ценностями, то в опубликованном проекте манифеста от либерализма не осталось и следа – о правах и свободах, а также о демократии, там не было ни слова.

 

- Я думаю, что лучше всего говорить об этом по итогам работы съезда, где будет представлен реальный документ. Но, тем не менее, замечу: мы сегодня живем в таком мире, где слова произносятся в огромном количестве – но за многими из них не стоит ничего. Поэтому если мы реально, не жонглируя словами, добьемся общего понимания и ощущения, что реальной свободы и реальной возможности реализовать себя стало больше – меня не интересует, какими словами это будет описано. Важно, чтобы это была реальность.

 

Беседовал Сергей ВАСИЛЬЕВ
 

Сергей Васильев
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...