Взгляд с другой стороны: Танковый городок в Порхове - Дулаг-100

На выезде из Порхова в сторону Дно, левее от дороги стоит недостроенный мемориал. Три бетонные стелы символизируют столбы ограждения лагеря военнопленных, между ними незаконченный барельеф. Строительство мемориала было начато в 1983-м году. Должны были завершить к 9 мая 1985 года. Но денег не хватило, строительство заморозили, так он и стоит до сих пор. Народ называет его "три сапога", "клюшки"…  А ведь мемориал установлен на месте одного из захоронений узников пересыльного лагеря военнопленных Dulag 100.

 

Пересыльные лагеря военнопленных Dulag в системе немецких лагерей для военнопленных были промежуточным звеном между сборными пунктами военнопленных и расположенными в тылу основными лагерями рядового состава Stalag, офицерского состава Oflag и т.д. Располагались они в неглубоком тылу, как правило у железных дорог.

 

На фото: Dulag 100, зима 1941-42 годов. Очередь военнопленных за баландой к столовой. В руках котелки, у кого их нет, пустые банки из под консервов. Лагерь находился у дороги и проезжающие мимо немцы любили фотографировать эту вечную очередь. Утром за пайкой хлеба, в обед за баландой, вечером либо за баландой или хлебом. По воспоминаниям пленных, весь день проходил в томительном ожидании получения пищи. Позади три здания казарм, в которых и располагался Дулаг. По всей видимости здания не отапливаются.

 

Один из таких пересыльных лагерей находился в Порхове. Пересыльный лагерь военнопленных Dulag 100 располагался в так называемом "танковом городке" - казармах 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии Порхов-2, на восточной окраине города.

 

На фото: Здание столовой, окна заколочены, заложены кирпичом. Все та же очередь за баландой. Главный вид баланды – жидкая подболтка из муки. Иногда это была хряпа из очистков капусты. Варили баланду и из мелкого, зачастую мороженного, полугнилого картофеля. Иногда в баланду добавляли требуху с бойни, протухшую конину. Летом добавляли зелень: лебеду, крапиву, листья одуванчика.

 

По данным порховского историка Журавлева Ю. Ю., строительство городка было начато в 1936-м году, для нужд расквартированного в Порхове 168-го стрелкового полка 56-й стрелковой дивизии. После оргштатных мероприятий в РККА 1939-40 годов в Порхове расквартировали 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии, из-за чего городок и получил название "танковый".

 

Городок состоял из зданий типовых проектов. Всего было построено три 3-этажных кирпичных казармы, семь 4-этажных домов командного состава, столовая, мастерские, ангары для техники, склады и т.д. В городке были обеспечены комфортные условия проживания военнослужащих и их семей. Было электричество, водопровод, паровое отопление.

 

На фото: Мастерские и ангары для техники на территории городка. Это уже не лагерь. Эти здания немцы использовали по назначению, для ремонта и хранения техники. Здания отапливаются, из труб идет дым.

 

На фото: Фото сделано из одного из домов командного состава. В них жили немцы. По тени видно, что из труб идет дым, здание отапливается. В кадре водонапорная башня городка. Лагерь военнопленных левее.


  
В августе 1941 года на территории городка Порхов-2 разместился пересыльный лагерь военнопленных Dulag 100, где он находился до февраля 1944 года. Лагерь занимал три казармы, несколько сараев, столовая использовалась как пищеблок. Лазарет лагеря размещался в бывшей офицерской столовой.

 

"Военнопленные содержались в 3-х этажных домах, окна которых были заложены кирпичом и имели отверстия примерно 10 на 15. В 1941 году, несмотря на сильные морозы, красноармейцы были вынуждены находиться на улице круглые сутки. Они собирались группами человек по 20, ложились на снег, прижимаясь, друг к другу и так спали ночью. Много пленных не имели шинелей и сапог, сидели на морозе, замотав ноги тряпками". (Из показаний Михайлова П.М. Порховский краеведческий музей, ф.11-В,№268о.ф.,л.Ю)

 

На фото: Весна 1942 года. Местные жители привезли солому. Слева в кадре периметр ограждения лагеря. Вокруг ходит часовой.

 

На фото: Подпись на обороте фотографии: В России 1942 год. Маленькие домики, сделанные русскими военнопленными.

 

30-31 марта 1945 года прибывший в Порхов главный судебно-медицинский эксперт Ленинградского фронта подполковник медицинской службы профессор А. П. Владимирский в присутствии членов Порховской районной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на территории района провел судебно-медицинскую экспертизу трупов советских военнопленных, извлеченных из ям-могил, расположенных на территории бывшего лагеря Dulag 100. В результате, подсчитав количество трупов на одном квадратном метре и вычислив площадь всего захоронения, комиссия определила общее число захороненных военнопленных – 85 тысяч человек.

 

На фото: Весна 1944 года. Разрушенный городок. Фото из альбома Боевой путь 16-й отдельной танковой бригады.

 

На фото: Весна 1944 года. Один из домов командного состава военного городка Порхов-2 у дороги Порхов-Дно. Фото из альбома Боевой путь 16-й отдельной танковой бригады.

 

Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации

Михаил Тух
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...