Обзор прессы с Ольгой Миронович

Псковское агентство информации продолжает публикацию обзоров прессы. По нашей просьбе каждую неделю местные газеты читают журналисты различных псковских СМИ. Полагаем, что это сделает обзоры более разнообразными и интересными для читателей. Кому как не главным редакторам и обозревателям профессионально препарировать тексты коллег и судить "по гамбургскому счёту" свои и чужие публикации. О том, что стоит почитать в псковских газетах, рассказывает редактор Псковского агентства информации Ольга МИРОНОВИЧ.

 

Сначала "обзор прессы" от продавщицы киоска "Роспечать". Дело было в четверг вечером. Требую все, какие в киоске найдутся, псковские газеты или газеты с псковскими вкладками.

 

"Ой, а "Аргументов и Фактов" уже нет. А чего вы хотели: это у нас хит продаж. Их первым делом раскупили". Про "Псковские новости": "Берите, если очень надо, но я вас сразу предупреждаю: почитать там нечего". Про "Стерх": "Это не совсем газета. Там одни объявления… ну знаете: "куплю", "продам". Про "Телесемь": "Это вообще не газета".

 

В результате у меня в руках образовалась увесистая стопка прессы. Я даже специально прикинула дома на безмене, скока вешать в граммах. Потянуло на 1 килограмм 78 граммов. Коллеги по редакции сказали, что эту стопку можно сравнить с недоношенным ребёнком. А ещё посоветовали использовать в работе над обзором подзаголовки, как то: "первые 100 грамм", " 100 грамм для храбрости", "хорошо пошло" и тому подобные.

 

"Обзор прессы" от коллективного разума редакции ПАИ: когда я сегодня утром притащила свою стопку на работу, у меня первым делом узрели и расхватали… "Псковскую губернию".

 

А я начну с "аутсайдеров".

 

Бочка мёда и ни одной ложечки дёгтя

Насколько мне известно, "Телесемь" – всё-таки "газета". По крайней мере, когда меня угораздило стать первым редактором псковской версии этого "национального телегида", то московское начальство позиционировало своё печатное издание именно как "газету". Пишу "угораздило" – потому что очень скоро выяснилось, что я занялась не своим делом.

 

Хотя в первых выпусках всё-таки были некоторые журналистские отдушины. Мы тогда не только в поте лица перевёрстывали из формата А3 в формат А4 московский контент, но также бодро стряпали региональные вставки с участием псковских "телеперсон", а также подвёрстывали к полезным публикациям мнения псковских экспертов. Например, в качестве ведущей рубрики "Приятного аппетита" у нас однажды выступила журналист ГТРК "Псков" Лариса Соловьёва.

 

Похоже, нынешнему руководству "Антенны" никакие региональные вставки, кроме рекламных, стали не нужны. Из всех информационных местных вставок в "Телесемь" уцелела только "Жизнь в городе", да? Зря они так.

 

Если я что-то понимаю в газетах, то идеальной, конечно же, является та, в которой написано о событиях в моём дворе, а лучше - в моём подъезде, а ещё лучше - на моей лестничной площадке. Так что телесемевские "сто  грамм" я пропускаю.

 

Равнение – на съезд

Насчёт "Псковских новостей" тётенька-киоскёр была права… я добросовестно пробовала продраться сквозь интригующие заголовки, типа "С юбилеем, Михаил Павлович!", "Для популяризации спора" или "День знаний", но так и не нашла, что почитать.

 

Сегодня докупила в киоске пятничный выпуск. А-а-а, там ещё более пафосные ретрозаголовки: "Муниципалитеты – равнение на съезд!", "Дружинник – звучит гордо", "Мир и тепло вашему дому", "Хочешь мира – готовься к войне".

 

Но обозревать – так обозревать. Взялась вымучивать "кирпич" про ремонт в детской музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова… Материал-то ведь насущный. Пока не сломала глаз. Не, ну чтение газет не должно быть пыткой. Помилосердствуйте.

 

Стерховская аномалия

В "Стерхе" мне тоже как-то довелось поработать. Знаю, что "это не совсем газета", редко кто её "обозревает" (мне в своё время было очень обидно, что меня не обозревали), но также знаю, что там и сейчас трудятся настоящие журналисты, которые делают добротные журналистские материалы.

 

Так и оказалось.

 

Например, в рубрике "Бизнес в коротких штанишках" журналист Людмила Костыгова очень красивым языком рассказывает про открывшийся в Пскове новый экспоцентр, размышляя о том, какая от него псковичам может быть польза (иногородним и иностранным экспонентам – и так понятно какая). Заголовок говорит сам за себя и за статью в целом: "Было бы что показать".

 

Интервью со студентом Санкт-Петербургского юридического института, который проходил практику в псковской прокуратуре, читается не менее легко и приятно. Парень ещё только учится на юриста, а уже помог своей бывшей учительнице высудить справедливое начисление пенсии, а другу, который подрабатывал барменом, - вытребовать у недобросовестного работодателя заныканную зарплату.

 

С интересом прочла статью Елены Яземовой "Оленинская аномалия" про оазис "Единой России" в Тверской области, где никто не забыт и ничто не забыто - не только в смысле ухоженных памятников Великой Отечественной, но и в смысле отношения местной власти к ныне живущим. Которых, если верить этой статье, обошли стороной и "оптимизация" сельских школ, и реформа ЖКХ.

 

Жалко только, что журналистские материалы и сами смотрятся в "Стерхе", как какая-то "аномалия", о существовании которой не подозревают даже продавцы газет.

 

Сова! Открывай, медведь пришёл!

С одной из страниц последнего выпуска "Псковской губернии" выглянул мой отец – молодой и красивый. В обществе Ольги Константиновны Аршакуни и некогда очень уважаемого, ныне, увы, покойного псковского доктора – Валентина Чемсуевича Теплякова. Это в статье памяти Юрия Павловича Спегальского, который перевернулся бы в гробу, если б узнал, что деется в современном Пскове: с его любимым домом Печенко, с красивейшими видами, которые кому-то непременно надо испортить, чтоб "город развивался".

 

Из солидарности с автором относительно голосования за "визуальный символ России" внимательно прочитала статью Алексея Семёнова "Побочный эффект". Я тоже считаю, что организаторы этого действа занимались не чем иным, как разжиганием национальной и религиозной розни. И ведь разожгли.

 

Ещё в "Губернии" есть очень замысловатая статья про реконструкцию Изборска. Приведу всего одну цитату: "В анатомии Псковской области он (то есть, Изборск – прим. Обозревателя), к сожалению, оказался слабым местом, такой ахиллесовой пяткой, которая служит воротами для поражения". Вынос мозга.

 

Не менее метафорична статья "Топорная работа" про деревянные скульптуры в Ботаническом саду. Автор явно поддался искушению воспользоваться всеми этими неотёсанными медведями, чтоб лишний раз повитийствовать – "в условиях, когда в городе многое делается через пень-колоду".

 

Где много-много диких обезьян

"Курьер" взяла в руки с опаской – "как бомбу, как ежа, как бритву обоюдоострую". Там иногда печатают такие фотографии, что потом всю ночь спать не будешь (я не про девушек в неглиже, не дождётесь).

 

На этот раз обошлось. Я уже как-то объсняла редактору "Курьера" Олегу Константинову, что для меня газета – это не просто сгусток информации. Это ещё и "весч", которую надо положить в сумку и принести домой. Ну на фига я поволоку домой чьи-то окровавленные трупы.

 

Гвоздь номера – статья о том, как 13-тонный зерноуборочный комбайн чуть не сломал цепные мосты в городе Острове. Для тех, кто читает информационные ленты, это, конечно, уже не новость. Но чтоб было поинтересней, "Курьер" в своём амплуа добавил к этой истории немножечко мистики.

 

А ещё мне понравилось, что некоторые островичи, оказывается, говорят незадачливому "датскому" комбайнёру спасибо. Потому что надеются, что теперь-то уж будет на какие средства подремонтировать их уникальные висячие мосты. Ведь доски на этих мостах уже давно прогнили.

 

Статья под названием "59 ударов ножом" – сами догадайтесь о чём. Я прочитала её с профессиональным любопытством: интересно же, как автор размазывает эти "59 ударов" тонким слоем по газетной полосе, старательно сохраняя интригу: ну зачем же, зачем смертельно больной пожилой мужчина пригласил к себе на ночь глядя 14-летнего подростка…

 

На мой вкус, самое интересное в "Курьере" – это обратная связь с читателем. Читатели в своих письмах в эту газету просто восхитительны. Например, один придумал, как очистить город от валяющихся повсюду целлофановых пакетов:  "Предлагаю мэру Цецерскому и губернатору Турчаку  радикальное решение: повысить заплату дворникам в три раза. Поверьте, никаких пакетов  во дворах не будет, даже во время бури…".

 

А другой спорит с автором из прошлого номера, который утверждал, что дороги лучше не ремонтировать, чтоб аварий было поменьше: "Если не ремонтировать дороги, во-первых, это удар по шоу-бизнесу (телевидению). Во-вторых, у сотрудников ГИБДД не будет дополнительного заработка".

 

История про "Лиду из Пыталова", которая пережила в детстве концлагерь Саласпилс, поистине трогает. Меня также умилило, что "горячая линия" с одним из кандидатов на должность главы Псковского района состоялась в газете "в Успенье 28 августа". Ну почти "на Успеньё". Приятно видеть, как газета про то, как "чёрной-пречёрной ночью в чёрном-пречёрном городе.." там и сям сбивается с этого напускного зловещего тона и становится такой домашней-предомашней. Я подозреваю, что читатели любят её именно за это, а не за реки крови, летающие тарелки и мудрые советы, как именно следует "интерпретировать" отказ девушки от ночи любви.

 

В последнем номере есть также интересная статья про псковича, который вернулся из путешествия по Бразилии. Он попробовал там "змеятины", повидал Папу Римского, а также убедился в том, что нигде больше нет такого количества диких-диких обезьян, как у нас в России).

 

Открываем Америку

"Комсомольская правда" рассказывает, как учеников Печорской лингвистической гимназии лишили школьной формы. Их родители чин-чином заказали эту форму в ателье, а портнихи их накололи. Теперь-то всё улажено, и ателье будет поэтапно возвращать печерянам собранные деньги. Сначала – многодетным семьям. А дети благополучно продолжат ходить в свою лингвистическую гимназию в каких хотят костюмчиках... строго делового стиля.

 

Больше всего меня поразила цена одного комплекта заказанной школьной формы -  3200 рублей. Неделю назад по "Первому" как раз объявили результаты проведённого в России опроса про школьную форму. Ведущая новостей сказала, что среднестатистический россиянин выразил готовность выложить за эту форму для своего ребёнка 3200 рублей. Я чуть со стула не упала, лишний раз убедившись, что никак не тяну на "среднестатистического россиянина" – хотя бы потому, что не отличаюсь подобной щедростью. А вот печеряне, оказывается, все из себя такие среднестатистические…

 

Лучший, на мой взгляд, материал этого выпуска называется: "Комсомолка" вновь проверила студенческие общежития ПсковГУ".  Прочитайте – и узнаете, что означают таблички "Фараоны, убирайте свои пирамиды" и  зачем студенту Wi-Fi  "прочищатель для раковины".

 

Кроме того, я с удовольствием почитала в "Комсомолке" про понаехавших в Псков эквадорских индейцев, "которых принимают за переодетых узбеков". Ведь я как раз из тех, кто сильно сомневается в их индейскости. Мне почему-то кажется, что они того же розлива, что и "японцы" из суши-бумов. Но известный псковский шоу-мэн Игорь Попов в четверг вечером клялся мне, что собственными глазами видел их паспорта.

 

Ну правда что, не вот этих конкретных "индейцев", которые распевали возле кинотеатра "Октябрь" во время нашего с ним разговора. Эти-то, по словам Игоря Попова, приехали из Таллина. А тех, которые были позавчера, но настоящие. "Но по три". Похоже, он уже взялся их продюсировать. Во всяком случае, Игорь Попов рассказал мне, что уговорил полицейских их не разгонять.

 

У меня, кстати, в Эквадоре есть приятельница. Трудно сказать, признает она по фотографии "своих" или нет, но надо будет попробовать провести с её помощью идентификацию этих индейцев. В любом случае, меня радует, что они "отличные парни": "не бухают в подворотнях, девушек не оскорбляют, бабушке сумку через дорогу переносят". Таких-то нам в городе и надо. Да побольше.

 

Газета человечьего масштаба

Но среднестатистические печеряне опять впереди планеты всей. Пока псковичи с подозрением присматриваются к эквадорцам, наши печорские соседи разыгрались в народные гавайские игры.

 

Это я "Псковской правды" начиталась. Так ведь было чего начитаться: у них в четверговом выпуске 56 полос! И вёрстка красивая – так что перенапряжения я не ощутила. Не то, что от шестнадцатиполосных "Псковских новостей".

 

Мне мешало только то, что я работаю в информагентстве. Из-за этого почти все газетные "новости" воспринимаются как "старости". Например, 4 сентября "Псковская правда" всё ещё надеялась установить личность найденной в лесу под Порховом незнакомки, которая забыла кто она и откуда. Тогда как мы у себя в ПАИ ещё в понедельник знали, что эта женщина уже припомнила свои ФИО и номер паспорта, а во вторник, 3 сентября, выяснили, куда она отбыла после того, как полиция убедилась в подлинности её паспортных данных.

 

"Псковской правде" не откажешь в основательности: почти все главные темы недели главная газета области добросовестно отписала. И про "холодную войну" за дом Бабининых. И про страсти, разгоревшиеся вокруг четырёх старинных псковских зданий, которые администрация Пскова вдруг надумала разрушить, чтоб избавить город от "бомжатников".  И про сказочное невельское свинство…

 

С "Выездной приёмной "Псковской правды" – это мои коллеги отлично придумали. Почитайте, не пожалеете. Узнаете, в каком городе Псковской области австралийских коров держат вместо кошек и натравливают на соседские огороды.

 

Мне особенно понравилось, что в "Псковской правде" не стало леденящих душу подробностей всяких смертоубийств. Я и раньше говорила, что главная областная газета напрасно тягается в этом с "Курьером". По моему глубокому убеждению, бумажные газеты оправдывают своё ресурсозатратное существование только, если там есть публикации из серии "вырежи и сохрани" и публикации, которые заменяют таким некурящим людям, как я, перекур.

 

В толстой "Псковской правде", которую я сегодня прочитала, такие материалы есть. Это, действительно, газета для всей семьи, которую приятно полистать после ужина, прихлёбывая чаёк. Лично у меня сегодня вечером на десерт будет статья Дениса Кугая "Закомплексованное благоустройство".

 

Правда, я уже сама столько всего понаписала за ради того, чтоб Псков стал  "городом человечьего масштаба", а он почему-то, как нарочно, становится всё более нечеловечьим. Того и гляди, нас всех распихают по шестандцатиэтажкам и загонят в подземные переходы, чтоб не мешали главным налогоплательщикам и не путались под колёсами их автомобилей.

 

По полю танки грохотали

В псковских "Аргументах и Фактах" недавно сменился редактор. Может, поэтому все за этой газетой и охотятся? Лариса Малкова не подвела. В номере есть что почитать. Мне больше всего понравилась статья под названием "Задание на послезавтра", из которой я как недобросовестная родительница, за год заглянувшая в электронный дневник своего ребёнка от силы раза три, узнала про всякие другие электронные школьные "фишки".

 

Для меня, к примеру, стало открытием, что некоторые ученики Псковского гуманитарного лицея, где учится моя младшая дочка, уже обходятся без бумажных учебников, а закачивают всю необходимую учебную литературу себе на "ридеры".

 

Переворачиваю страницу – опа, танки пошли. Чтоб уж наверняка втереться в доверие к новому читателю, Лариса взяла интервью у псковского ресторанного обозревателя Дениса Шумакова. Заранее глотаю слюнки. Видимо, его тёзке, Денису Кугаю, придётся сегодня немного потесниться.

 

Блюдечко с голубой каёмочкой

Но моей самой любимой на сегодня газетой стала "Псковская провинция", хотя какого-нибудь другого, неискушённого, читателя, её первая полоса могла бы и спугнуть. Называется "БУДУЩЕЕ ПСКОВСКОГО РАЙОНА: ПЛАНЫ И РЕАЛЬНЫЕ ШАГИ". А под этим капслоковским заголовком – фотография такого же капслоковского здания районной администрации.

 

Но внутри в "Псковской провинции" всё именно такое провинциальное, как мне нравится. В самом хорошем смысле этого слова. Сразу видно, что журналисты делают эту газету играючи, с явным удовольствием. Вот даже появившаяся во многих изданиях дежурная информация, как ансамбль "Сказ" съездил на гастроли в Пярну, здесь подана, что называется, на блюдечке с голубой каёмочкой.

 

А ещё в номере есть презабавнейшая статья под названием "Прощай, Карлсон?" – в которой журналисты перебирают произведения школьной программы и выискивают в них "пропаганду насилия", "отрицание семейных ценностей" и прочую аморалку, которая вполне подпадает под закон "О защите детей от информации".

 

В рубрике "Почитаем" ещё один приятный сюрприз: рассказ о новой книжке – в форме диалога двух корреспондентов газеты (Натальи Игнатенко и Павла Дмитриева).

 

Прочитала колонку Игоря Докучаева "Честно говоря" – ажно захотела поспорить).

 

+++

 

…Уффф. Вот мой килограмм псковских газет и закончился. Жалко, что читать пришлось по диагонали, чтобы успеть выложить этот обзор на ленту к вашему пятничному десерту.

 

По правде сказать, я не уверена, что на следующей неделе опять стану покупать бумажные газеты – уже для собственного удовольствия, а не по редакционному заданию. Я уж лучше, как ученики Псковского гуманитарного лицея, почитаю их с помощью какого-нибудь "ридера". Глядишь – сберегу пару-тройку деревьев. Хорошо б, тех самых, которые хотят спилить на улицах Пушкина и Ленина.

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.


 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...