Монополия на насилие

В пятницу депутаты Государственной Думы одобрили в первом чтении пакет законопроектов "Единой России" и "Справедливой России" об охране общественного порядка. СМИ поспешили поделиться новостью в духе "Госдума возрождает народные дружины", особенно журналистов заинтересовал размер штрафов, предусмотренных за невыполнение законных требований народного дружинника - от 500 до 2500 рублей. Между тем, одно из важных последствий принятия такого закона состоит в том, что всем существующим на сегодняшний день добровольным народным дружинам (ДНД) предстоит ликвидироваться, либо сменить учредителя. Псковские дружинники – не исключение.

 

В Пскове сейчас действуют два отряда ДНД, патрулирующие Завеличье и Центр. Каждый отряд – 25-30 крепких молодых людей или, в крайнем случае, отставных военных, желающих тряхнуть стариной, и вспомнить молодость. В советскую эру с красными повязками ходили 13 миллионов человек, и на профилактические беседы с ними "криминальный элемент" предпочитал не нарываться. Мотивация сегодняшних студентов – конечно, немного подзаработать. За выход в рейд муниципалитет платит 500 рублей "грязными", но не больше 2000 рублей в месяц. Иначе говоря, выходить можно и чаще четырех раз в месяц, но уже безвозмездно – из любви к правопорядку.

 

Патрулируют улицы ДНД строго с 19 до 23, командами по 4 человека. Маршруты для них устанавливает городское УВД. Прогуливаясь по вечернему Пскову, дружинники пристально сканируют местность на предмет нарушений общественного порядка, к которому чаще всего относится распитие спиртных напитков в неположенных местах.

 

"Конфликтных ситуаций на моих дежурствах ни разу не было, - рассказывает один из бывших дружинников, пожелавший сохранить свое имя в неизвестности. – После разъяснения наших претензий люди сразу уходят. Работать в ДНД мне нравилось. Минус только один – рядом нет сотрудника полиции, а у нас ни прав, ни полномочий. Если что, говорят, вызывайте отряд ППС. Но по отзывам других отрядов, в практике которых случались конфликты со смутьянами, полицейские патрули прибывали моментально, злодеев скручивали и отправляли в "обезъянник". Вообще, ДНД – штука хорошая, но ее ресурсы можно использовать эффективнее: например, делать рейды по предотвращению продаж алкоголя в запрещенное время"

 

Положение о добровольных народных дружинах, которое раскрывало порядок формирования ДНД, меры ответственности участников и прочие регламенты Псковская городская Дума утвердила в 2010 году. А областной закон №799 – об участии граждан в охране общественного порядка – родился и того раньше, в 2008 году. Но живые дружинники на улицах Пскова появились только полтора года назад. Несмотря на 3 миллиона рублей, выделенных из городского бюджета на их материально-техническое обеспечение, вливаться в ряды борцов с хулиганами псковичи не спешили. С грехом пополам к весне 2012-го набрали 60 человек. Сейчас списочная численность псковской ДНД – 108 фамилий.

 

Создать в Пскове дружину пока может не только сам муниципалитет, но и любое общественное объединение – казаки, православные хоругвеносцы, многодетные, да хоть и националисты. И эта ДНД также будет иметь право на финансовую поддержку из городского бюджета. Но кандидатам в дружинники нужно быть готовыми к проверке со стороны УМВД по части судимости и административных правонарушений.

 

В случае подписания законопроекта нижней палаты президентом, вне закона окажутся все существующие народные дружины, кроме тех, которые созданы полицией. Стало быть – и муниципальная. УВД хоть и готовило псковскую ДНД под себя, но формально ее учредителем не является. Придется городской дружине сначала закрыться, а потом – возродиться "под крылом сильной компании".

 

В том, что это произойдет без особых эксцессов, сомнений нет. Дружинники от этого "переезда" только выиграют: в законе прописаны такие бенефиты для них, как материальное стимулирование, льготы и компенсации, личное страхование, обеспечение проездными билетами, ежегодный дополнительный отпуск до 10 дней и поступление вне конкурса в вузы федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. А вот справедливо ли это по отношению к общественникам, которых лишают права охранять правопорядок, не становясь внештатным сотрудником полиции – хороший вопрос.

 

Псковский социолог и активист многих общественных объединений Юрий Стрекаловский считает, что инициатива Госдумы в высшей степени разумна:

 

"Нельзя наделять хоть какими-то полномочиями и статусом любые общественные организации, которые могут привести к насилию, - рассуждает Юрий. – Я всячески приветствую новый закон: мы же понимаем, что ДНД - это не клуб ботаников и не симфонический оркестр. Сейчас в стране такой градус готовности к насилию, такой низкий порог толерантности, что необходима монополия насилия, и единственный шанс на то, чтобы оно было полностью законным – эта монополия должна быть у государства"

 

Г-н Стрекаловский вспоминает, как сам патрулировал в 90-е годы темные уголки Пскова вместе с казачьим патрулем:

 

"Мне было 20 лет, я тогда занимался рукопашным боем, - ностальгирует социолог. – И главной мотивацией такой добровольной деятельности было то, что общество было криминализовано, а своим присутствием мы эту ситуацию исправляли"

 

Безусловно, власть и силу нельзя давать кому ни попадя, но полномочия дружинника по нынешнему областному закону и так сильно ограничены должностными обязанностями: их возможности "похулиганить" в личных интересах – мизерные. И "поглощение" ДНД полицией вряд ли увеличит поток желающих бороздить городские ландшфаты с красной повязкой на рукаве. А сохранись прежний порядок – глядишь, до Пскова могла бы докатиться и московская практика, где в ДНД, созданную правительством Москвы, охотно записываются пенсионеры. И приносят пользу своему району, сопровождая участкового в рейдах по квартирам собственного дома. Это им всяко интереснее, чем судачить на лавочках.

 

Даниил НОВИКОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...