В псковской усадьбе Римского-Корсакова откроется выставка наивного искусства

В выставочном зале Дома-усадьбы Н. А. Римского-Корсакова в Вечаше (Плюсский район) с 15 октября до середины декабря будет работать выставка "Наивное искусство из фондов Псковского музея-заповедника". В её составе 40 произведений живописцев Николая Комолова и Таисии Швецовой и автора деревянных скульптур Мартина Коппаса, сообщили Псковскому агентству информации в музее-заповеднике.

 

Н. А. Комолов (1925-1983) свои первые живописные работы создал в конце 1970-х годов именно на Плюсской земле, где жил до переезда в Псковский район. Не случайно одна из представленных работ - пейзаж "Весна. Озеро Песно" - запечатлел живописный уголок, хорошо известный местным жителям. "Уникальность творческой судьбы Комолова состоит в том, что природный дар, таившийся в нём долгие годы, излился внезапно, после перенесённой тяжелой болезни. Итогом этого своеобразного "извержения таланта" явились более 100 работ, находящихся теперь в музеях и частных собраниях. Работал он без всяких правил, на ходу изобретая собственные приёмы и средства выразительности. Однако при первом же знакомстве с его живописью без труда узнаётся не столь уж далёкий, хотя по-своему трансформированый прообраз – знаменитая базарная "клеёнка" ( "Деревня Гнилуха", "Семья Ивановых")", - отметили в музее-заповеднике.

 

Т. А. Швецова (р. 1937), в прошлом учитель, начала рисовать во второй половине 1990-х годов после жизненного потрясения – смерти мужа. В качестве основы она использует любые подручные материалы, часто неудобных конфигураций, в которые с детской непринуждённостью вписывает изображения людей, животных и птиц. Статика форм преодолевается пластическим напряжением тесно заполненных композиций, звучностью цвета, подвижностью световых бликов. Среди постоянно привлекающих художницу тем – образы родных, в том числе давно ушедших людей ("Бабушка"), православных праведников и любимых поэтов – Пушкина ("Рождение стиха"), Ахматовой, Гиппиус, Гумилёва.

 

Имя М. Я. Коппаса (1908-1996) впервые прозвучало от сотрудницы Дома-усадьбы Н. А. Римского-Корсакова В. М. Васильевой, которая осенью 1994 года привезла в Псковский музей работу старейшего жителя деревни Заполье, по её словам, "большого оригинала". Вырезанная из дерева и раскрашенная "живая картинка" поразила не только безусловной принадлежностью к наивному искусству, но и ярчайшим эстонским национальным колоритом. Как самобытный скульптор-резчик он начал работать с конца 1960-х годов после ухода на пенсию. Импульсом к творчеству стала не столько необходимость заполнения досуга, сколько ностальгия по Эстонии. Отсюда сюжеты его работ, навеянные народным эпосом и классикой эстонской литературы - А. Таамсааре, Л. Койдулла, Ю. Лиив, О. Лутс. Вместе с тем среди героев Коппаса есть и персонажи русской истории: Садко, Афанасий Никитин, Пушкин, а также Базаров – его любимый литературный герой. "Образы, созданные Коппасом, выразительны по пластике, отмеченной специфическими для наивного искусства чертами: упрощение форм, вольное обращение с пропорциями фигур, непредсказуемость использованных приёмов. В характеристиках всегда окрашенных национальным колоритом "типичных представителей" подчас заметны ирония и нотки назидательности, которые, впрочем, не могли скрыть любовь автора к своим героям", - отметили в музее-заповеднике.

 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...