Сверка часов
12 декабря президент России Владимир Путин обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию – еще одно знаковое событие из череды тех, по которым уже пишутся книги и в дальнейшем, видимо, будет изучаться история. И в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, и у экранов телевизоров и компьютеров в Пскове было немало наших земляков, чутко внимающих словам главы государства. Псковское агентство информации обратилось за комментариями к тем из них, о зоне ответственности которых говорил президент Российской Федерации.
Что сказал Путин? О местном самоуправлении:
"Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни.
Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы.
Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы.
Кроме того, местная власть должна быть устроена так – а ведь это самая близкая власть к людям, – чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой…
…Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году – в год 150-летия знаменитой Земской реформы."
Как прокомментировал Владимир Шураев, председатель комитета по местному самоуправлению администрации Псковской области, экс-глава Псковского района:
Местное самоуправление – относительно молодая в новейшей истории структура власти, обратил внимание корреспондента ПАИ Владимир Шураев. И, следовательно – пока не настроенная. Главная проблема местного самоуправления – ресурсы, главным образом, финансовые, не поспевают за полномочиями. Тем не менее, существующий ФЗ-131 о принципах местного самоуправления позволяет нормально работать, даёт гражданам возможность влиять на процессы формирования органов самоуправления и самим активно участвовать в их работе.
"Единственный, на мой взгляд, серьёзный вопрос, который до сих пор не решён - вопрос соответствия полномочий органов местного самоуправления и их финансового обеспечения. Здесь есть явный перекос в сторону недофинансирования. Проще говоря, полномочий больше, чем финансовых ресурсов на их исполнение. Поэтому, на мой взгляд, во внимании нуждается именно соотношение полномочий и ресурсов", - уверен Владимир Шураев.
"Изменения, конечно, нужны, они и будут. Но не думаю, что они должны быть радикальными", - отметил председатель комитета по местному самоуправлению администрации Псковской области.
По поводу исторической актуальности Земской реформы высказался и губернатор Андрей Турчак. "Эту инициативу президента мы будем всячески поддерживать и развивать. У нас много талантливых молодых управленцев на местном уровне, которые могут и должны быть востребованы во власти. Как только будут приняты все необходимые документы, а произойдет это в первой половине следующего года, мы приступим к реформе местного самоуправления", - отметил глава региона.
Что сказал Путин? О гражданском обществе:
"Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение.
Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое", чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества.
Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции.
Чтобы сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона "Об общественном контроле".
В этой связи возрастает и роль Общественной палаты. Она должна стать площадкой для выражения интересов различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов. Там должно быть побольше профессионалов."
Как прокомментировал Валерий Павлов, секретарь Общественной палаты Псковской области:
Экспертов в псковской Общественной палате хватает, считает Валерий Павлов. Более того – ОП ПО постоянно приглашает специалистов для работы. В пример Павлов привел семинары по социальной ответственности бизнеса, на котором выступал специалист из Москвы, эксперт Общественной палаты РФ. При этом, по мнению Валерия Павлова в области есть и свои хорошие эксперты, к примеру, первый проректор ПсковГУ Владимир Моисеев, выступавший экспертом при обсуждении первой законодательной инициативы местной палаты - закона о региональном операторе капремонта.
"Общественная палата должна найти свою нишу в контроле. Это общественные слушания, общественные расследования, заседания профильных комиссий, которые будут изучать определенные вопросы по контролю, скажем, по контролю исполнения майских указов президента", – подытожил Валерий Павлов, но в то же время предостерег от опасности превращения Общественную палату "в дубль прокуратуры или народного контроля СССР".
Что сказал Путин? О начальном образовании:
"Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить…
…Есть ещё одна проблема, которую нужно решать безотлагательно. Уже сейчас занятия идут во многих школах в две смены: почти четверть российских школ, а в городах почти половина работает по такой системе. А в ближайшие 5–6 лет благодаря позитивной демографической динамике число школьников возрастёт на миллион.
Обращаюсь к Правительству, Федеральному Собранию, региональным властям – нам нужно оценить масштаб этой проблемы. Предусмотреть эффективные решения, в том числе надо так строить детские сады, чтобы в перспективе их можно было использовать под начальную школу.
Это не должно привести к удорожанию проектов детских садов. И как вариант можно рассмотреть возможность строительства школы и детского сада под одной крышей, в едином комплексе."
Как прокомментировал Игорь Прокофьев, руководитель Управление образования Пскова:
Игорь Прокофьев сразу дал понять, что путинский "как вариант" неприменим в Пскове – учебные заведения города "и так переполнены, а новых - не строится". А вот для области объединение под одной крышей и детского сада и школы – отличная идея, и уже широко используется. "Существуют дошкольные отделения, потому что есть незанятые и пустующие здания и помещения", – отметил Игорь Прокофьев.
Глава городского управления образования пояснил, что проектная мощность школ в сельской местности намного больше, чем там присутствует детей: есть помещения, классы, которые можно использовать. "Мы нашли такой вариант только в школе №3. Также в школе №13 есть классы предшкольной подготовки – там занимаются дети от пяти до семи лет", – заметил Прокофьев. Он рассказал, что остальные школы города занимаются в две смены, потому что не хватает кабинетов.
Что сказал Путин? О вузах:
"Уже дано поручение, начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения…
…Отдельно хотел бы сказать и о высшей школе. Большинство юношей и девушек стремятся получить высшее образование. Качество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. Только тогда "образовательный драйв" молодёжи станет мощным стимулом развития страны. Однако сегодня как в столицах, так и в регионах много вузов, которые не отвечают современным требованиям…
…Мы также должны значительно нарастить экспорт качественных образовательных услуг, создать условия для получения образования в российских вузах для иностранных граждан и наших соотечественников, прежде всего из государств СНГ. Это очень серьёзный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире.
В ближайшее время нужно обеспечить взаимное признание документов о школьном образовании со всеми странами Содружества, а также проработать вопрос (это как предложение) о создании пунктов проведения ЕГЭ по российским стандартам, например, в странах СНГ на базе центров русского языка. Такие экзамены должны проводиться в одно время со сдачей ЕГЭ в наших школах. Всё это должно дать возможность талантливым молодым людям из стран Содружества поступать в наши высшие учебные заведения…
…есть предложение: не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти в ходе учёбы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность."
Как прокомментировал Юрий Демьяненко, ректор Псковского государственного университета:
Юрий Демьяненко напомнил, что в Псковском политехническом институте была военная кафедра, а поэтому он очень надеется, что военная кафедра появится в самое ближайшее время и в ПсковГУ. Государству будет намного выгоднее открыть военные кафедры, чем отвлекать студентов от учёбы или задерживать их трудоустройство ради получения ими военной специальности, считает ректор.
Привлечение в российские вузы студентов из стран СНГ Юрий Демьяненко считает очень своевременной задачей. По его словам, это необходимо, чтобы молодые люди из ближнего зарубежья понимали нас, а мы понимали их. Ректор ПсковГУ подчеркнул, что его университет уже вплотную занялся этой работой и, например, в уходящем году привлёк много русскоязычных студентов из Узбекистана.
Возвращение выпускного сочинения Юрий Демьяненко тоже приветствует: "Давно было пора это сделать!".
Что сказал Путин? О бизнесе и офшорах:
"В прошлом году в Послании я говорил о задачах по деофшоризации экономики. Ещё одна тема, на которую я хотел бы обратить ваше внимание и к которой считаю необходимым вернуться и сегодня.
По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов – это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны.
Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения. Вот они.
Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять…
…Далее. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.
Другими словами: хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции."
Как прокомментировал бизнес-омбудсмен Псковской области Петр Слепченко:
Петр Слепченко предсказуемо оказался самым многословным и смелым комментатором. В беседе с корреспондентом ПАИ он сразу же заявил, что курс на принятие серьезных мер по деофшоризации российской экономики, как вектор правильный, однако для возвращения в страну активов необходимо создавать прежде всего естественные предпосылки.
"Могу сказать, что сейчас уже действительно пришла пора вернуть активы в страну, чтобы они работали на благо страны. То есть ситуация, безусловно, назрела, - отметил Петр Слепченко. - Но это должно сопровождать не только и не столько какими-то карательными санкциями, на мой взгляд (хотя наверняка без дополнительной фискальной нагрузки не обойтись) - это должно сопровождаться еще и развитием цивилизованных механизмов, позволяющих избежать тех самых двух основных мотивов, из-за которых деньги выводили заграницу: чрезмерной налоговой нагрузки и рейдерской опасности".
Данная инициатива в Псковской области, по мнению псковского уполномоченного по защите прав предпринимателей, "может коснуться практически всех достаточно крупных компаний, предпринимателей, которые достаточно долгое время использовали офшорные зоны и офшорные схемы, чтобы, с одной стороны, действительно снижать налоговую нагрузку, а с другой стороны обезопасить свои активы от различных рейдерских проявлений".
На вопрос о том, сколько по его мнению, псковских компаний использовали и используют офшорные схемы, г-н Слепченко ответил так: " Точной информацией я не располагаю, но из опыта могу предположить, что такие компании, конечно, есть – возьмите всех крупных игроков, я думаю, что почти у каждого что-то такое должно быть".
"Безусловно, то, что было декларировано – это правильно как вектор, однако предстоит еще достаточно большая совместная работа и власти, и бизнеса, и общества с тем, чтобы кроме побудительного, административного мотива бизнес к деофшоризации подталкивали и объективные экономические предпосылки, - добавил омбудсмен. - То есть нужно стремиться к тому, чтобы у людей даже не возникало идеи выводить активы. Мы видим на примере многих развитых стран, что там офшорные схемы работают конечно, но, как правило, они в уважаемом и серьезном бизнесе не очень приветствуются. Это такая этическая черта, но она подкреплена и политической, и социальной обстановкой в тех странах".
Всячески поддерживает и приветствует инициативу о компаниях, зарегистрированных в офшорных зонах, и губернатор Псковской области. "В ближайшее время мы проведем ревизию всех государственных и муниципальных контрактов с целью выявления таких подрядчиков. В случае, если резиденты офшорных зон будут выявлены, контракт будет незамедлительно расторгнут, а на официальном сайте будет опубликован список таких компаний", - сообщил Андрей Турчак.
Что сказал Путин? Об инвестициях:
"Уже неоднократно звучала идея, которую я, разумеется, поддерживаю: все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. (Аплодисменты.) Наверное, не все губернаторы аплодируют, но хочу вам сказать, что завтра это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия, их просто ведь пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета. И наоборот: создадим условия для таких предприятий – такие доходы появятся.
Поэтому уже со следующего года мы запустим национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. По сути, он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте Федерации…
…Одновременно мы должны создать стимулы для тех регионов, которые развивают свою экономическую базу, для тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест.
Сейчас скажу очень приятную новость для руководителей регионов Российской Федерации. Считаю, что если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещённых там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов. Внимание – в пределах затрат региона на создание инфраструктуры таких площадок."
Как прокомментировал Андрей Турчак, губернатор Псковской области:
Предложение Владимира Путина по возвращению налогов от технопарков в регионы важно для субъектов, нащупывающих свои "точки роста", заявил Андрей Турчак сразу после оглашения главой государства Послания.
"Это наш стимул строить и открывать новые предприятия и производства. Если говорить применительно к Псковской области, то это порядка 500 млн рублей. В течение двух лет вместе с Министерством экономического развития и компанией "Джуронг Консультанс" мы работаем по созданию ОЭЗ "Моглино". У нас заявлено три проекта для реализации на территории ОЭЗ: это проект в сфере электроники, в сфере котельного оборудования, комбикормовой промышленности. Возвращаемые средства будем вкладывать в дальнейшее развитие", - сказал губернатор.
Что еще сказал Путин? О бюджетировании, здравоохранении, жилищном строительстве:
"Уже в течение ближайших двух лет на программный принцип должны перейти бюджеты всех уровней. Это не означает механического переписывания всего. Это значит закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результата. Нацелить ресурсы на содержательные изменения в конкретных секторах – вот что нужно.
Так, мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда, как мы и договаривались, должна обеспечиваться не только исключительно за счёт бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное – качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц.
Поэтому наряду с повышением зарплат, что, разумеется, нужно делать, и мы это будем делать, всё-таки нужно реализовать целый комплекс других мер, чтобы все задачи были выполнены. Это что за меры? Это переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (причём как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений.
Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленных целей.
Проведение преобразований затянулось, и затянулось недопустимо. В результате люди, потребители услуг, кардинальных изменений не чувствуют. Мы выделяем огромные ресурсы, но если не проводить реформы, вместо качества будут расти только неэффективные расходы, раздуваться управленческий аппарат, что и происходит часто на практике. Обращаю на это внимание и федеральных органов власти, и руководителей регионов Российской Федерации…
…В последние годы нам многое удалось сделать для развития здравоохранения. Выросла продолжительность жизни. Снижается смертность от сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний. Но мы по-прежнему далеки от нужных показателей.
Базовый вопрос – это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к "прокачке денег" до получателя, но только не через бюджет, как раньше, а через внебюджетный фонд. Задача – совершенно другая. Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за своё здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни, а страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше.
Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Это касается и общего объёма средств, и их доведения до конкретной больницы или поликлиники. При этом пациент должен точно знать, какую помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач – понимать, по каким принципам оплачивается его работа.
Особый акцент необходимо сделать на развитии системы профилактики. Уже начиная с 2015 года все дети и подростки должны ежегодно проходить обязательную бесплатную диспансеризацию, а взрослые – один раз в три года.
Понятно, что в ходе регулярных медицинских осмотров возрастёт и число выявляемых заболеваний, возрастёт и потребность в высокотехнологичной медицинской помощи. За последние годы мы создали целую сеть федеральных центров, поддерживали те, которые находятся в столичных городах, но и создали новую федеральную сеть таких центров, способных оказывать медицинскую помощь на самом передовом уровне. Нам нужно сохранять и развивать их потенциал. При этом услуги таких центров должны быть доступны не только для жителей городов, где они расположены, но и для граждан из других регионов. Необходимые для этого финансовые источники должны быть предусмотрены.
В целом в течение трёх лет нам надо сформировать условия, чтобы делать в полтора раза больше высокотехнологичных операций, чем сейчас. Вполне достижимая задача. При этом нельзя отставать и от мировых тенденций. Ведущие страны уже стоят на пороге внедрения лечебных технологий, построенных на био- и генной инженерии, на расшифровке генома человека. Это будет действительно революция в медицине. Считаю, что Минздрав и Российская академия наук должны сделать приоритетными фундаментальные и прикладные исследования в сфере медицины.
Нужно серьёзно усилить роль профессионального сообщества в управлении системой здравоохранения. Знаю, что идеи на этот счёт уже сформулированы и заслуживают поддержки. Прошу Минздрав вместе с ведущими объединениями медицинских работников внести конкретные предложения…
… По последним данным статистики за январь–октябрь текущего года, в России зафиксирован естественный прирост населения. Такие результаты мы имеем впервые с 1991 года. Это очень хороший показатель.
Рождаемость превысила смертность почти в половине субъектов Российской Федерации. Причём во всех регионах Урала и Сибири, в большинстве регионов Поволжья и Дальнего Востока она опережает среднероссийские показатели.
Но нужно понимать и другое. Сейчас свои семьи начинает создавать поколение 90-х годов, когда спад рождаемости был не просто глубоким, он был катастрофическим. И потому необходимы особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим.
Хочу напомнить, что один из лучших показателей рождаемости в нашей стране фиксирован в конце 80-х годов. И тогда же был достигнут пик жилищного строительства. Сегодня жилищная политика вновь должна стать одним из решающих факторов демографического развития.
Правительство уже определило подходы к реализации программы строительства доступного жилья. В её рамках до конца 2017 года планируется дополнительно построить не менее 25 миллионов квадратных метров жилья со всей социальной инфраструктурой, чтобы семьи со средним достатком могли улучшить свои жилищные условия. Я предлагаю назвать эту программу «Жильё для российской семьи», чтобы концентрировать внимание на этой проблеме.
В целом по стране к 2016 году нужно преодолеть отметку в 75 миллионов квадратных метров жилья, что выше рекордного показателя 1987 года. Тогда было построено 72,8 миллиона квадратных метров. Современные технологии позволяют строить много, недорого относительно и качественно. Но при этом нужно решить несколько задач.
Прежде всего принять наконец все изменения в законодательство, которые разблокируют наконец процесс предоставления земельных участков под застройку; сделать это в течение ближайших месяцев. Мы постоянно обсуждаем эту тему, за последние несколько недель многократно возвращались к этой теме.
Органы местного самоуправления будут обязаны выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам. Одновременно должна возрасти ответственность застройщика: получил решение, но не начал вовремя строить – верни землю.
Следующий барьер, который сдерживает стройку, – это дефицит средств на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Нужно создать специальные инструменты для решения этой проблемы, определиться с финансовыми источниками и организационной формой.
И, наконец, нужно навести порядок с разрешительными процедурами. Они до сих пор не унифицированы. Прошу установить единый исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур и сделать это уже до конца марта 2014 года."
Как прокомментировал Александр Котов, председатель Псковского областного Собрания депутатов:
"Никаких революций не предвидится, но по каждому направлению предложены конкретные шаги, – продемонстрировал свое исключительное умение рассуждать абстрактно на любую тему Александр Котов. – В первую очередь, это конечно, выполнение майских Указов, которые предполагают не только повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, но и решение многих других задач, направленных на развитие экономики, жилищного строительства, на понижение коммунальной платы".
Подготовил Даниил Новиков