Псковский школьник – за HOTEL
Вчера сотрудники ресторанно-гостиничного комплекса "Двор Подзноева" под чутким руководством областного комитета по культуре провели для старшеклассников сразу из нескольких псковских школ открытый урок по туриндустрии.
"Урок" этот, скорее, напоминал экскурсию по четырёхзвёздочному заповеднику роскоши, где столы ломятся от яств, с потолка свисают умопомрачительные то ли посеребрённые, то ли действительно серебряные (персонал сам гадает) люстры, а стены инкрустированы мозаиками по мотивам Климта. Школьники узнали, чем "дабл" отличается от "твин", ванная комната номера-люкс - от ванной номера эконом-класса, а четырёхзвёздочный сервис – от трёх-.
Кроме того, им объяснили, почему ценник в "Трапезных палатах" – "ы-ы-ы", как побывать на Мёртвом море, не выезжая за пределы Пскова, и в каких случаях хреновое равносильно элитному (это когда им показывали – только показывали! – знаменитые подзноевские настойки – на лесных ягодах, меду и хрене).
После такого "урока" по профориентации некоторым псковским школьникам, наверняка, больше всего захотелось стать отдыхающими по системе "всё включено". Так же, как и их сверстникам в Сочи, которых несколько лет назад вот таким же манером постарались сориентировать на выбор самых востребованных в обозримом будущем специальностей (потому что перед ними маячила Олимпиада, как перед нами теперь Ганза).
Впрочем, в отличие от недавних юных сочинцев, псковские старшеклассники вчера всё-таки проявили сознательность и деловито поинтересовались у своего импровизированного педагога, а на самом деле менеджера по бронированию номеров по имени Ольга, на кого именно надо учиться, чтоб работать в таком шикарном месте.
Оказалось, что по образованию Ольга – учительница и есть, а точнее, преподаватель иностранных языков. Теперь вот общается чуть ли не каждый день по телефону с клиентами из разных стран, многие из которых не могут похвастаться таким же блестящим английским, как у неё. И уверяет, что любит свою работу не только за такой интенсивный языковой практикум, но и за то, что лично участвует в воссоздании лучших псковских традиций на том самом месте, где эти традиции зарождались.
Заодно Ольга рассеяла слухи, что её саму и её коллег, вплоть до гостиничных уборщиц, штрафуют, когда в отеле слишком много незанятых номеров. Менеджер по бронированию заверила школьников, что даже в "низкий сезон" сотрудник гостиницы может лишиться той части своей зарплаты, которая называется "премия", только если за ним водятся конкретные "косяки".
Где нужно учиться, чтоб никаких "косяков" не было и чтоб уж наверняка угодить в такой весь из себя праздничный туристический бизнес – школьникам рассказала преподаватель Псковского филиала Российской международной академии туризма тоже Ольга, но Николаевна Иванова.
Она подчеркнула, что сейчас во всём мире наблюдается отток людских ресурсов – из сферы производство в сферу обслуживания. И призвала молодых людей смелее входить "в эту реку гостеприимства", где каждому найдётся занятие по душе. А для примера рассказала про новую гостиницу в Себеже – всего на 48 мест, где трудятся 40 человек самых разных специальностей. Причём, какое рабочее место ни возьми – везде от гостиничного работника требуется не просто исполнительность, а настоящее искусство. Либо общения с клиентом, либо организации многообразного гостиничного сервиса с "его величеством бухгалтерией" и в строгом соответствии с буквой закона.
Потому что это только кажется, что у девушек на ресепшене работа не бей лежачего, уверяла Ольга Иванова. А на самом деле им надо в считанные минуты оформить гостя из какого угодного далека, да при этом ещё успеть ответить на всего его вопросы (часто на иностранном языке), стараясь произвести на него такое же приятное впечатление, как и прекрасный вид из окна его комнаты.
Хозяева этой гостиницы продумали, по словам Ольги Ивановой, всё до мелочей. У них чуть ли не самая красивая и удобная в Псковской области парковка, они организовали торговлю местными сувенирами с еженедельным обновлением ассортимента и нашли аниматора, который будет притягивать клиентов в "низкие сезоны". В общем, у них получилось такое замечательное заведение, что там даже горничным можно только позавидовать.
Ольга Николаевна также объяснила старшеклассникам, как почётно работать официантом. Правда, не у нас, а в Великобритании, где представители этой профессии демонстрируют настолько виртуозное искусство, что всяк их поневоле уважает. Одним словом, если заниматься сервисом от души, учила она, то можно реализоваться в туристической сфере деятельности как нигде ещё. Что и доказывают некоторые псковские заведения общепита, особенно, с импортным сервисом. Как выяснилось, осваивая местный рынок, они иной раз настолько дотошны, что обращаются в ПФ РМАТ за консультацией, как потрафить псковичам.
У псковского филиала академии туризма на этот случай имеется капитальное исследование местных туристических традиций под названием "Псков гостеприимный", рассказывала Ольга Николаевна. Так вот, учёные выяснили, что древние псковичи ни в чём не уступали по части сервиса никаким англичанам. Наши предки умели принимать гостей с таким шиком и угощали приезжих такими разносолами, что царь Иоанн Грозный в опере "Псковитянка" неспроста облизывается на "псковской пирог". Чего уж там удивляться, что у Джона Уоррена из телепрограммы "Поедем, поедим!" и по прошествии нескольких веков снесло, как он сам выразился, от всего этого башню.
Кстати, о башнях. Ольга Иванова напомнила детям, как весь Псков восстал, когда позади Покровской башни выросла нарушившая все высотные регламенты и моральные устои уродливая девятиэтажка. Чтоб несмотря ни на что воспитывать в себе "память рода, память сердца", как это называет великий русский писатель Даниил Гранин (при этих словах даже преподаватель Псковского гуманитарного лицея Светлана Николаевна Романенко пристально поглядела на докладчика), она посоветовала школьникам почаще бывать на берегу реки Великой в районе радиозавода и показывать своим гостям Псков именно оттуда.
По словам Ольги Николаевны Ивановой, зимой даже не обязательно вставать спозаранку, чтоб полюбоваться из этой точки на пламенеющий в лучах восходящего солнца Псковский кремль. Ведь власти очень кстати перестали переводить часы на зимнее время, и поэтому в Пскове об эту пору светает чуть ли не в одиннадцатом часу. Поэтому гости города могут плотно позавтракать в любом из 150 псковских заведений общепита, а уж потом, никуда не торопясь, отправиться обозревать Псковский кремль в предрассветном зареве, чтоб осознать, насколько велики были наши предки, которые оставили нам в наследство такое.
И заодно крепко задуматься, а мы-то, в свою очередь, что своим потомкам оставим, - добавила Ольга Николаевна.
Вопрос этот мог бы сойти за риторический, если бы кто-то, особо впечатлительный, не прошептал из задних рядов с сокрушительным вздохом: "Какашку…".
Вот чтоб ничего такого не случилось, преподаватель ПФ РМАТ и пожелала детям найти себе в жизни такое занятие, чтоб не посрамить предков и дать своим потомкам дополнительный повод для гордости.
Ярким воплощением вчерашней школьницы, которая уже ступила на эту стезю, стала директор Информационного туристического центра Псковской области Яна Нассар – совсем юная девушка с толстой русой косой до пояса. Сверкая профессиональной улыбкой, она рассказала старшеклассникам, каким ажиотажным спросом пользуются услуги её центра и какой успех имела презентация псковских достопримечательностей на туристической выставке в Лондоне.
-Вопросы есть? – задорно поинтересовалась Яна, заканчивая свой маленький доклад.
Все смущённо промолчали. И только всё тот же предательский шёпот из задних рядов ("Интересно было б узнать, а сколько тебе лет?") доказал, что профориентация удалась.
Ольга МИРОНОВИЧ, фото Александра Сидоренко.