Обзор прессы с Сашей Донецким

Эх, давненько я не брал в руки... псковской прессы. Взял пачку. Потратил около четырёх часов на чтение. Все руки теперь чёрные. От типографской краски. Пойду вымою, что ли, с мылом, дабы не пачкать клавиатуру. Жаль, мозг промыть нельзя. Засорился от обилия букв. Уфф! Вернулся. Ну-с, теперь приступим. Для начала, впрочем, позволю себе несколько концептуальных замечаний.

 

Как-то мне нужно было изучить подшивку "Псковской правды" за 1988-й год. С пиететом я принял от библиотекаря краеведческого отдела две толстых папки. Главная газета области шокировала меня. Потому что на 90% (и это как минимум) состояла из откровенно унылого г...на. Мелким убористым шрифтом "ПП" образца 1988-го года печатала неудобочитаемые тексты, которые полноценными статьями-то назвать нельзя. Это какие-то сообщения, доклады, изложения, написанные корявым языком. Писанина та ещё. Если не верите, проверьте сами. И когда какой-нибудь престарелый журналюга, дёрнув рюмку-другую, в вашем присутствии начнёт возносить псковскую прессу времён СССР, ностальгировать и восклицать: "Вот в наше время!", можете смело посылать его на три буквы. Не было в псковской партийной прессе ничего хорошего (а другой, кроме партийной, не существовало). Для чистоты эксперимента я взял подшивку "Комсомольской правды" за тот же 1988-й год. Вполне приличная и читабельная газета, живая, бойкая, остроумная, даже скандальная, великолепно воссоздающая дух переходной эпохи. Скажете, не корректное сравнение? Я тоже так подумал. И попросил местную молодёжку "Молодой ленинец". Ну, да, как и ожидал, — 85% УГ.  

 

Вывод: за последние 25 лет уровень псковской прессы сильно вырос. Если в целом, то УГ и не-УГ - примерно 50 на 50. Процент шлака, разумеется, зависит от конкретной газеты и её сотрудников, прежде всего, от талантов редактора. Но и от формата издания. Где-то УГ 60%, где-то 30%, и во многом этот процент обусловлен именно форматом, концепцией. Лично мне представляется, что без УГ провинциальной газете вообще обойтись нельзя. Газета ведь не произведение искусства, а зеркало жизни, её, жизни, отражение. Какова жизнь, таковы, в принципе, и газеты.

 

Журналистика как процесс - это подёнщина, причём в двух смыслах: от существительного "день" и от глагола "падать". Газета требует каждодневного труда и не обходится без творческих "падений" (неудач, ляпов, "отработки", проходных публикаций и т. д.) Шедевры — явление редкое и штучное.

 

Вывод второй: когда здешние снобы начнут костерить псковскую прессу, смело посылайте их опять же на три буквы. Я два года с лишним не читал псковских газет, и, честно говоря, прекрасно обходился без них. Для того, чтобы быть в потоке здешних событий, по-моему, современному провинциалу вполне достаточно двух интернет-агентств, наполненных не только самыми свежими новостями, интервью, проблемными статьями на актуальные темы, расследованиями, но и качественной публицистикой, ничем не уступающей публицистике в бумажных газетах. Однако, проглотив сегодня в один присест семь местных газет и чуть не поперхнувшись, я вынужден признать, что картина жизни региона без оных была бы неполной.

 

Вывод третий: мы часто недооцениваем культурную, просветительскую функцию печатных изданий. Институт местной прессы, вне всяких сомнений (при всех тяжких) - значительное человеческое и культурное достояние региона, разбрасываться коим негоже. Поэтому, когда какие-то газеты, не выдержав жёстких условий рынка, вдруг умирают, для региона в целом — это всегда большая утрата.

 

Единственное, кого я чем дальше, тем всё хуже представляю, так это читателя псковских газет. Кто их всё-таки читает? Каков собирательный портрет читателя? Вообразить трудно, а газеты всё-таки кто-то покупает. Указанные тиражи свидетельствуют: читатель у псковской прессы есть (у каждой газеты, понятно, свой). У "Псковской губернии" тираж — 5400; у "Псковской провинции" — 7679; у "Псковских Новостей" и "Псковской правды-Вече" по 10 тысяч; у "АиФ-Псков" — 12563; у "Курьера" — 28170. Псковская вкладка "Комсомольской правды" свой тираж скромно умалчивает, гордо демонстрируя всероссийский тираж "КП", превышающий 2 миллиона, что выглядит не айс. Прожжённые газетчики, конечно, сразу же начнут уверять меня, что указанный тираж никогда не совпадает с реальным, но за что купил, за то и продаю. Остальное — на совести редакций.

 

Что касается итогов газетной недели, то они, на мой сугубо субъективный взгляд, средние, 50 процентов УГ в противовес добротной провинциальной журналистике — вполне достойный уровень. Звёзд с неба не хватали, "гвоздей" не забили, но и какие-то явно выраженные огрехи "ниже плинтуса" тоже вроде отсутствуют, по крайней мере мне сегодня за псковскую прессу не стыдно. Ну, разве что я не советовал бы Лидии Ивановой ("ПП") сочинять рецензии. Её опус о мультфильме "Холодное сердце" вне критики. Не верите - проверьте.

 

Я не стану составлять некий рейтинг публикаций или хит-парад газет. Кто на этой неделе был лучше, а кто хуже? Глупый вопрос. Все разные, все равные. А вот если бы мне предложили составить из семи вышедших газет своего рода "дайджест", я бы с удовольствием это сделал. Делаю.

 

Из "Псковской правды-Вече" я взял бы то, что, по-моему, лучше всего у "ПП" и получается, а именно "весёлые картинки" на разворотах. "Монтаж" анонсов и фото под названием "Что ждёт Псков 2014 году?" наверняка будет интересен самому широкому читателю. Плюс к нему добавил бы гид-нарезку на другом развороте "Куда пойти на Новый год?", путеводитель по клубам и ресторанам Пскова накануне самого любимого народного праздника.

 

Из псковской вкладки "КП" я обязательно извлёк бы две острые публикации. Большой репортаж под названием "В Печорах директора престижной гимназии уволили из-за скандала со школьной формой" и интервью с несколькими псковскими таксистами "Изнанка прибыльного бизнеса". Названия говорят сами за себя. Резюме по первой статье: правильно сделали, что уволили. Таких вещей прощать нельзя. Одно не понятно: кто-нибудь всё-таки ответит за украденные у родителей деньги? Если нельзя привлечь мошенника из ателье, так требуйте от бывшей директриссы школы. Что это они там мутят? Резюме по статье об изнанке извозчичьего бизнеса:  лихие 90-ые, то есть "крыши", рэкет, мзда действительно вернулись в Псков? Или никуда и не уходили?

 

Из регионального приложения "Аргументов и фактов" я обязательно тиснул бы в свой дайджест короткую, но ёмкую статейку "Окурок для горожан" - напоминание о том, как издеваются бизнесмены-строители над историческим Псковом, нарушая нормы высотности в охранных зонах. Об этой проблеме много писали псковские медиа, однако напомнить о корыстном беспределе не мешает. Жаль, что пресса пишет, а циничный строитель Васька слушает да жрёт: нашу общую историю и красоту.

 

В "Курьере" самые выигрышные темы: криминал и происшествия. Опус за подписью Кристины Кузнецовой называется коряво "Бессонная ночь с двумя мужчинами" и повествует о том, как молодая женщина угробила мужика, который якобы до неё домогался. Словечко "якобы" тут не случайно: именно такое впечатление и возникает после чтения статьи. В общем, очередная история о диких нравах псковской деревни: чуть что, наш богоспасаемый народ хватается за нож, а то и за топор. И мужик, как уточняет автор, был неплохой, а вот, получается, сгинул в самом расцвете сил ни за грош. Кошмар, в общем, обыкновенный псковский кошмар, в описаниях коего равных "Курьеру" нет (хотя в последние годы "ПП-Вече" пытается догнать).

 

У "Псковской провинции", на мой взгляд, лучшие полосы в конце номера, в рубриках "Наш дом" и "36,6". Например, "Простые советы для гарантированного похудения" и "Как выбрать кухонный нож". Комментарии излишни.

 

Что касаемо раздела "Культура", то тут я бы выделил две публикации. Статью из "Псковских новостей" -  "Фрески: Забытое наследство", посвящённую псковской монументальной живописи (это "тряхнула стариной" Ирина Ефимова), и беседу Светланы Прокопьевой с режиссёром Псковского театра драмы Василием Сениным. Интервью с режиссёром в "Псковской губернии" я оценил бы как просто блестящее. Уж не знаю, что здесь сыграло роль: искусство интервьюера или особый настрой интервьюируемого, но маски были сорваны. Василий Сенин предстал перед читателем обнажённым, во всей своей откровенной "красе": что называется, "Остапа пронесло". Теперь не только многие псковские актёры театра знают, что они "люмпены" и "творческие импотенты", но и все, кто внимательно прочёл текст этого интервью и сделал соответствующие выводы. Фамилии, понятно, не назывались, но даже я, далёкий от театра человек, догадываюсь, о ком примерно идёт речь.

 

Хотя по сути всё правильно: "...меня возмущает не человек сам по себе, не потому что он грязен, вонюч и безобразен, с ударением на "о", а его отсутствие поиска меня возмущает. Утопшая в формалине житейских рефлексий душа человека, когда-то давно (или не очень) в своей жизни заинтересовавшегося искусством. Опыт делает из нас мертвецов. И мы обрызгиваем себя благовонными высокопарными словами, как, например, слово "традиция", иначе запах разложения личности станет очевиден...". И ещё: "...есть разница между поиском художника и спекуляцией люмпена неким статусом, который ему когда-то дали в учебном заведении и потом подтвердили каким-либо званием".

 

Словечко "люмпен", разумеется, выдаёт в режиссёре Сенине жуткого сноба, но снобизм не самый страшный грех художника. Как там у Пушкина? "И меж детей ничтожных мира, / Быть может, всех ничтожней он". Всякий, кто хотя бы немного "повращался" в мутной среде художников, знает, что нет людей более самовлюблённых, завистливых, обидчивых, злобных и несправедливых, чем они. При этом всяк мнит себя гением, а остальных держит за бездарное говно. Оправданием же всего этого человеческого безобразия (с ударением на "а") является только талант, тот самый "Божественный глагол", которым художник либо владеет, либо нет. Василий Сенин, нет спору, крут. Но крут в своё время был и Вадим Радун, я лично знаю нескольких актёров, которые рассказывали мне с плохо скрываемой ненавистью и обидой, как Радун "ломал им хребты". Так что - ничего нового. Ждём открытия обновлённого Пушкинского театра и премьеру "Графа Нулина" от Василия Сенина.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...