Ревизия: Многофункциональный центр

Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг в Пскове (МФЦ) – один из тех, достроенных в конце 2013 года, объектов, которых давно ждали. Во многих регионах России такие центры, позволяющие получить госуслуги в режиме "одного окна", уже вовсю действуют, и граждане попросту позабыли, что такое бюрократические мытарства. Документы принимает, по сути, компьютерная программа, а оператор только проверяет их подлинность. Ничего личного, только закон. Как изменилась жизнь жителей Псковской области с появлением первого МФЦ, Псковское агентство информации выяснило при помощи проекта "Ревизия".

 

 

 

Срок 90%-го охвата граждан госуслугами в режиме "одного окна" был определен указом президента России — конец 2015 года. И Псковская область со строительством МФЦ явно запаздывала – на это премьер-министр Дмитрий Медведев намекнул еще 4 декабря на селекторном совещании по вопросу развития сети подобных центров. В ответ губернатор Андрей Турчак проинформировал председателя правительства, что работа по созданию МФЦ в регионе находится в финальной стадии, и обещал открыть центр до новогодних праздников. 26 декабря ленточку перерезали по адресу: ул. Белинского-77А.

 

 

 

 

Конечно, и в дни предновогодней суматохи, и тем более в дни праздничных каникул гражданам было не до экспериментов с госуслугами – кому не терпелось, те обращались "по старинке" в нужные ведомства: в ЗАГС, УФНС, ПФР, Роспотребнадзор, соцзащиту и госкомитеты областной администрации. МФЦ, между тем, был открыт и готов принимать граждан.

 

 

В центре одновременно могут расположиться 64 человека. Для них предусмотрены 16 окон, из которых пять уже полностью готовы к работе. Сотрудники сами заполняют все заявления, гражданину остаётся лишь поставить подпись. Причём специалисты информируют о готовности документов по телефону.

 

 

Услуг, которые можно оформить без участия государственных служащих, в Пскове, правда, пока лишь 12, и, в основном, это госуслуги в сфере соцзащиты – назначение и выплата пособий и материальной помощи, а также выдача дубликатов документов ЗАГС... Есть, впрочем, и выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов (полный список доступных в МФЦ госуслуг – на сайте mfc.pskov.ru). Всего же, согласно постановлению правительства, граждане должны получать здесь 110 видов госуслуг и 45 типовых муниципальных. И.п. директора ГБУ "МФЦ" Валериан Кленевский пообещал, что до конца года количество услуг будет доведено до 30.

 

 

Здесь необходимо пояснить, что всего встречается три вида услуг – государственные, муниципальные и федеральные. И беда в том, что область может компенсировать только исполнение государственных услуг, а все остальные виды – это нецелевое использование финсредств. А ведь именно федеральные услуги очень востребованы: это и постановка на регистрационный учет, и выдача загранпаспортов, и различные услуги ФНС, Росимущества. Чтобы поручение правительства все же было выполнено, Псковская область ведет переговоры с федеральными ведомствами, и к 2015 году – можно рассчитывать – большая часть работы будет переведена на электронные рельсы.

 

Говорят, главы регионов, где бюджетных денег вдоволь, волевым решением выделяют финсредства на исполнение местными МФЦ работы федеральных ведомств. Псковская область так поступать не может – даже строительство центра и расходы на его содержание легли тяжелой ношей на региональный бюджет.

 

 

А объект построили действительно шикарный – в этом журналисты смогли убедиться еще в день открытия, когда экскурсию проводили губернатору. Возле здания на Белинского – огромная парковка, внутри – все для комфортного времяпрепровождении в очереди. Гардероб, зал с удобными диванами, инфоматы, банкомат, туалеты и даже комната матери и ребенка. В последней еще не постелили мягкий пол, но уже имеется небольшой детский городок с паровозиком Чуки-Ту. Перед соблазном запечатлеться на месте машиниста улыбающегося локомотива устоял, разве что, Андрей Турчак. Все остальные взрослые втихаря сделали "сэлфи" с паровозиком.

 

 

 

 

 

Чтобы выбрать госуслугу, направляюсь к терминалу. И здесь – первый недочет. В зале ожидания и терминалы для выдачи талончиков, и банкомат, и инфоматы – одинаково зеленого цвета. И если начальник областного управления информационных технологий Юрий Колесников еще способен различить их по особенностям дизайна, то среднестатистический получатель госуслуги на оформление выплаты по приобретению и доставке дров нуждается еще и в доходчивом цветовом решении. Оранжевый для терминала – самое то. А инфомату подошел бы синий.

 

 

Инфоматы, к слову, нужны для того, чтобы получать разнообразнейшую справочную информацию обо всех ведомствах, связанных с администрацией Псковской области. Есть доступ и на несколько стратегических сайтов - таких как pskov.ru и turchak.ru, где можно читать новости и троллить жалобщиков. А также на сайт МФЦ, где, зная свой код, можно проследить ход исполнения заказанной услуги.

 

 

Из доступных на сегодняшний день госуслуг мне приглянулась только "Представление к присвоению звания "Ветеран труда Псковской области". Конечно, до запуска такой процедуры мне не хватает 24 лет трудового стажа, но начинать заботиться о достойной старости никогда не поздно – можно хотя бы разузнать: как и что. Беру талончик и, ввиду полного отсутствия очереди, сразу направляюсь к одному из трех работающих окон.

 

 

Оператор просит талончик и паспорт, и дальше происходит самое интересное – посетитель ничего не делает. То есть вообще. Никаких тебе бланков и образцов заполнения, никаких "а где копия трудовой книжки?". Все действия производит оператор – снимает копии, старательно вводит данные в систему, распечатывает заявление, в котором гражданину остается только все проверить и поставить подпись. Вторая подпись потребуется в расписке, если посетитель сдал какие-либо документы.

 

 

Все. Заявление подано. Можно ждать звонка с извещением о том, что услуга исполнена и отслеживать ход исполнения на сайте.

 

Всего для ветеранского звания надо было четыре документа, из которых я мог предоставить только два: паспорт и фото 3х4. Поэтому эту затею пришлось отложить до 2038 года. Или до 2021-го (это если справедливость восторжествует, и сотрудникам СМИ будут засчитывать год за два). А вот по поводу фото 3х4 к МФЦ еще одно пожелание – организовать фотосервис. Вот где будущему ветерану труда искать фотостудию в этих индустриальных джунглях, если и саму улицу Белинского на зловещей окраине Пскова обнаружить не просто?

 

На втором этаже МФЦ – call-центр, обслуживающий не только само новенькое учреждение, но и другие сервисы управления информационных технологий Псковской области. В зале пока заняты только три рабочих места из дюжины. Пообщаться с девушками во время визита в МФЦ мне не удалось – они были заняты, но я обязательно сделаю это в ближайшем будущем, позвонив по единому бесплатному номеру: 8 (800) 100 6011. Хочу разузнать, сколько еще визитов в Сбербанк надо совершить, и сколько еще заявлений написать, чтобы Универсальная электронная карта (УЭК), которую я получил ровно год назад, наконец, активировалась в качестве дебетовой карты в "сберовской" платежной системе "ПРО 100".

 

 

УЭК, к сожалению, нельзя использовать и в самом МФЦ – пока не поставили карт-ридеры (считыватели данных с карт). А жаль – ведь в УЭК зашиты и пенсионный СНИЛС, и ИНН, и удостоверение личности с цифровой подписью. Было бы очень удобно использовать одну карточку вместо кучи документов.

 

Выходим на улицу, на парковку, где – с этого, пожалуй, можно было бы начать – самый забавный "косяк" МФЦ. То ли второпях, то ли по глупости знаки парковки были установлены неправильно – они и стоят не там, где следует, и повернуты на 90 градусов от направления движения. В итоге таблички, обозначающие диапазон парковочных мест для инвалидов, "смотрят" совсем не туда.

 

 

Впрочем, пока парковка у МФЦ абсолютно пустая – приезжай не хочу. Госуслуги ждут своих заявителей. И пока - безо всякой очереди.

 

Даниил НОВИКОВ

фото Александра СИДОРЕНКО и Анастасии Григорьевой

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...