Дмитрий Хритоненков: Не согласен с тем, что депутат должен только формулировать проблемы
Псковское агентство информации продолжает цикл публикаций к 20-летию Псковского областного Собрания депутатов. Другие материалы этого сюжета смотрите здесь >>>
Дмитрий Хритоненков – человек в псковской политике хорошо известный: в 1990-м году он был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, затем с 1991 по 2000-й годы трудился являлся полномочным представителем президента РФ в Псковской области, после был вице-губернатором, возглавлял исполком местного отделения "Единой России", а в марте 2007 года Дмитрия Константиновича избрали депутатом Псковского областного Собрания по одномандатному округу №2 города Пскова. Парламентарием он был в течение одного созыва - с марта 2007 по декабрь 2011, после чего в мае 2012 года возглавил аппарат Собрания. В качестве депутата г-н Хритоненков работал в комитете по законодательству и экономической политике, через год стал вице-спикером регионального заксобрания. Ближе к концу созыва возглавил комитет по социальной политике. Корреспондент Псковского агентства информации встретился с Дмитрием Хритоненковым, чтобы расспросить его о личных впечатлениях по истории псковского парламентаризма.
- В 2007-м впервые депутатов в Собрание избирали по новой системе, в соответствии с федеральным законодательством: 50% по одномандатным округам, другие 50 – по партийным спискам. В предыдущем, третьем созыве, Псковская область одной из первых в России провела эксперимент. Тогда две трети депутатов (22) выбирали в одномандатных округах, и треть (11) - по партийным спискам. В четвертом созыве схема изменилась: 22+22.
Как никогда активную деятельность вели политические партии, наблюдалась высокая конкуренция. Из 44 парламентариев независимых депутатов было всего двое. Это первый нюанс. Фракцию "Единой России" составили 32 депутата, пятеро представляли КПРФ, двое - ЛДПР. Впервые активно проявила себя новая партия – "Справедливая Россия", набравшая около 16% голосов и сформировавшая фракцию из четырёх человек. Для них это, безусловно, был успех.
Чем еще отличались те выборы? Тем, что в состав Собрания пришли очень интересные люди. Олимпийский чемпион Михаил Иванов. Нынешний губернатор Андрей Турчак. Ведущий футболист страны Дмитрий Аленичев, обладатель Кубка Европейских чемпионов. Любопытно, но они довольно быстро сдали свои мандаты. Андрея Турчака мы выбрали представлять псковский парламент в Совете Федерации РФ. Аленичева также делегировали в Совфед – правда, от Омской области. А Михаил Иванов стал депутатом Госдумы – выборы прошли в том же, 2007 году, только в декабре.
Что касается Андрея Турчака, то это, пожалуй, единственный случай в России, когда за короткий период человек прошел путь от депутата регионального парламента до сенатора и губернатора. Потому что через некоторое время Собрание по предложению президента наделило его полномочиями губернатора.
Правда, Собрание начало работать, когда главой региона был Михаил Кузнецов. Поэтому созыв получился достаточно интересным. Оба губернатора - яркие личности, но – разные. Михаил Варфоломеевич больше внимания уделял экономическому блоку вопросов – именно в те времена мы старались принимать бездефицитный бюджет, те времена обычно называют периодом "оптимизации". К нему можно относиться по-разному, но режим действительно был жёсткий. И проблем было много, особенно в социальной сфере.
- Как вы к этому относились?
- С одной стороны, оставлять все по-старому, ничего не менять - было бы неправильно. С другой – возьмём тот же проект "Школьный автобус", который начал работать при Михайлове, а при Кузнецове получил ещё большее развитие. Конечно, прежде чем сокращать школу, нужно было подумать о дорогах, транспорте, интернатах, в конце концов. Ведь по этому пути пошла не только наша страна – школьный автобус придумали американцы. Автобусами школы обеспечили, но были сбои, недоработки. Шли тогда в этом направлении, но мера была непопулярная, конечно.
Но когда пришел Андрей Анатольевич Турчак, крен сделали в сторону социальной политики. Хотя бы тот факт, что он объявил приоритетом и лично стал курировать сферу культуры – это прецедент.
Мы приняли много социальных законов – о ветеранах труда, о материнском капитале, о предоставлении земельных участков и социальной поддержке многодетных семей. Большой блок вопросов. Наряду с этим серьёзное внимание стало уделяться новым институтам гражданского общества. Были созданы Молодёжный парламент, Общественная палата, появилась должность уполномоченного по правам человека (несколько лет до этого пытались принять, но не получалось), по правам ребенка, а недавно – и по правам предпринимателей. Большие изменения внесли в Избирательный кодекс Псковской области – по новому порядку формирования территориальных, участковых комиссий, наделения ряда территориальных комиссий правом юридического лица. В развитие федеральной политики мы приняли законы о противодействии коррупции и создали соответствующую комиссию, много приняли законов социальных и законов, направленных на демократизацию отношений в обществе, на создание новых институтов гражданского общества.
Параллельно проводилась масштабная инвестиционная политика с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Немаловажно, что партийные фракции окрепли, стали мощнее, дисциплинированнее, всё чаще стали приходить к решению о консолидированном голосовании. Случалось, что всей фракцией договаривались не голосовать – за бюджет, например. И голосовали против. Фракция КПРФ, кстати, и сейчас против бюджета голосует. То есть фракционная дисциплина со временем стала только укрепляться.
Хотя издержки, разумеется, были. Например, Виктора Митропольского даже пытались исключить из фракции "Справедливая Россия". Началось с того, что он не выполнял некоторые партийные установки, голосовал по-своему, мнение имел, отличное от партийного. Против него применяли санкции – это тоже элементы партийной дисциплины и партийной работы. Депутат впоследствии, впрочем, ушел из Собрания добровольно, когда нашел другую работу, и сдал депутатский мандат.
- Вы против часто голосовали?
- Зависело от вопроса. Были законопроекты, требовавшие четкого обоснования, расчёта. И если оппозиционные партии предлагали принять закон о ветеранах труда, не предусмотрев при этом, откуда взять деньги, как его можно принять? И поскольку их предложения были недостаточно обоснованы, не подтверждены средствами бюджета, депутаты отклонили проект.
В конце концов, когда администрация области сумела изыскать деньги, подготовить финансовую сторону, мы закон дружно поддержали. Поэтому я не могу согласиться с мнением граждан, и некоторых депутатов в том числе, утверждающих, будто задача депутата заключается только в формулировании проблемы, а не в том, чтобы деньги считать. Будто бы пусть потом исполнительная власть думает... Это не совсем правильный подход, и депутаты областного Собрания – представители власти, это лица, по закону замещающие государственные должности. Поэтому упрощенный подход – не для них.
Депутаты должны нести ответственность, и в том числе работать с бюджетом. Не случайно согласительные комиссии, рабочие группы существуют – они работают сутками, неделями. Это серьезный процесс. Поэтому подчеркиваю, что по многим вопросам в 4 созыве голосование проходило консолидированно. Но это не значит, что депутат не имел права проголосовать иначе. Некоторые все равно оставались при своем мнении, но это происходило все реже и реже. Это мировая практика, и коль мы развиваем партийную систему, то должна быть внутрипартийная, внутрифракционная дисциплина – тем более, если депутат пришел в Собрание по партийному списку. Но депутаты, случается, и не соглашаются с общим решением. И санкции к ним не применяются, если голосуют «не в ногу». В этом случае на заседании фракции депутат приводит аргументы – почему он считает необходимым проголосовать иначе, не как большинство. Ничего страшного в этом нет, если он объяснит причины коллегам по фракции. Было бы неправильно, если бы депутат на фракции говорил одно, а поступал по-другому.
- А почему для своей работы выбрали комитет по законодательству и экономической политике?
- Я работал в двух комитетах. Сначала в комитете по законодательству, потому что хотел активно участвовать в вопросах законотворчества и развития местного самоуправления.
Там часто также обсуждали вопросы налоговой политики, налоговые льготы. Тот же единый налог на вмененный доход - в 2009 году. Субъект РФ имел право снизить налог до 5%, но после кризиса 2008 года нужно было еще как-то и региональную казну наполнять. Но все равно решили ограничиться пятью процентами – минимальной ставкой, которую допускало федеральное законодательство. Вопросы строительства, земельных отношений всегда были актуальны. А тогда еще бурно обсуждали и все-таки приняли непопулярный в Пскове закон, которым право распоряжаться земельными участками от муниципальной власти передали администрации области. А конец созыва я уже работал председателем комитета по социальной политике. Меня рекомендовали на эту должность после того, как из Собрания ушел Александр Николаевич Христофоров.
Законопроект о детях войны остался до сих пор не разрешенным, дискуссии ведутся. Очень болезненно обсуждался законопроект об оплате труда бюджетников. Социальных вопросов в прошлом созыве, на мой взгляд, принято было немало. Кстати, в 4-м созыве - и это было всего один раз — депутаты приняли решение совместить выборы в региональный парламент с думскими, тем самым сократив срок своих полномочий на несколько месяцев. Решение непростое, не все с ним соглашались. И выборы прошли не в марте 2012-го, а в декабре 2011 года.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть парламент в Псковской области?
- Я считаю, что совсем не обязательно всем депутатам работать в Собрании на освобождённой основе. Есть структура – четыре комитета, их руководители, заместители. Руководители Собрания, комитетов должны находиться в парламенте постоянно - работа на профессиональной основе требует много времени. А остальные могут заниматься депутатской деятельностью на общественных началах, ничего страшного в этом нет. Если все-таки допустить профессиональный состав, то 44 депутата для нашей области — многовато. Аппарат выполняет большую специфическую работу, готовит документы. В его составе юристы, финансисты. Не исключено, что появятся и хозяйственники - когда вводятся новые законы, упорядочиваются госзакупки, вводятся электронные торги, аукционы, конкурсы. То есть новое время требует новых знаний, специалистов. Это очень важно.
Беседовала Лариса Андрюшина