Масленица-2014 в Пскове: как это было
«Шашлыки, шашлыки, шашлыки...» – на ломанном русском насчитывают уже пятую по счету уличную таверну иностранцы, приехавшие в эти выходные в Псков на празднование Всероссийской масленицы-2014. Смеются заморские гости, в очередной раз барахтаясь не то в грязи, не то в потемках русской загадочной души...
Кухня праздника
Можно сказать, что Масленица в Пскове превратилась в убойную шашлычную с редкими вкраплениями блинных где-то на куличиках. Одна шашлычная палатка, найденная не сразу в Ботаническом саду, казалась со своими блинчиками лишней на этом празднике жизни.
На фоне мяса, словно народные дружинники ребята в синих фартуках с желтыми буквами ПСХТ (аббревиатурой Псковского сельскохозяйственного техникума) пекли редкое для псковской Масленицы блюдО – блин обыкновенный.
Возвращаясь к нашим баранам, куски подгоревшего местами шашлыка, средняя цена за который составляла 150 рублей, можно было лопать вприкуску с капустой, луком и картошкой фри, запивая этот холодный микс приторно горячей безалкогольной медовухой, разливаемой из железных чанов в пластиковые стаканчики по 0,5. Правда, куда потом девать эти стаканчики, а также остальные одноразовые ёмкости, было трудно понять – помойки с первого взгляда были трудно идентифицировать.
Поэтому псковский народ, не отличающийся любовью к ближнему своему, тарелки с недожеванной пищей предпочитал оставлять на пластиковых столах, ножки которых впивались в земляную жижу.
Как бы дико не вырисовывалась картина в голове, роль санитаров возложили на себя обычные бродяги, которые ходили с синими мусорными мешками между столов, сливаясь с серым фоном происходящего.
Все палатки со скудными яствами разместили практически на болоте: площадка за Зеленым театром расположилась в низине, в Ботаническом саду – на сырой земле, вспаханной колесами машин.
Кстати, несмотря на то, что алкоголя на Масленице в продаже вроде как не было, от спиртного псковичей и гостей отделяла лишь стена.
Своя Маслёна
Часть крепостной стены стала занавесом Масленицы, зайдя за который можно было обнаружить все необходимое: алкомаркеты, курилку и, самое главное, «ближайшие кусты», так как вопрос с туалетом на главное «сцене» праздника решен не был. Поиски туалета превращались в игру на скорость – отыскать максимально быстро удачное место, чтобы не пришлось стыдливо прерываться в светлое время суток – не просто.
Так вот, после визита в магазин желающие выпить размещались возле планетария, ютились на скамейках во дворах и прочих «околопразднечных» пространствах.
На самом деле, среди «вмасленичных» псковичей можно было встретит достаточно культурных товарищей, любезно просивших мадам-продавщицу порезать аккурат кусочки купленной колбаски. Негоже псковским интеллигентам вгрызаться зубами в сервелат, сидя на ступеньках «под звездами». Долго еще ругаясь с ларечницей, у которой «таких, как они, много и, вот, от самой двери стоят» гурманы удалялись, задрав красные носы.
Между тем, пока немногие псковичи попивали горячительное за кулисами, на подмостках продолжалось основное действие, героями которого были русские бабы Паланья и Фотинья, князь Довмонт и розовощекий Царь-блин.
Псковский разгуляй
Продолжая месить грязь под ногами отправились в Зеленый театр, где со сцены немного подвыпивший своей медовухи Довмонт в исполнении псковского актера приглашал всех на столб. Инструкция: собираешь всю свою богатырскую силу в кулак и ползешь до самого верху по столбу. Дополз – получи один из кухонных бесполезных гаджетов.
Кроме того, все с той же сцены юморили две подруги - Паланья и Фотинья. Привлекали они гостей праздника шутками да прибаутками, которые в этом году отличались какой-то явной тоской по мужикам.
Грубо говоря, перед ними стояла задача пиарить из года в год проводимую акцию «Блины милосердия» – второе место, где удалось обнаружить масленичное блюдо. Блины, которые можно было приобрести за пожертвование, под зудёж тётушек пекли именитые гости, в числе которых был облюбовавший псковский край Тимур Кизяков.
Если этого мало, можно было отправиться на колесо обозрения, минуя сцену уличного театра, где во весь рот горланими частушки участницы регионального этапа конкурса «Краса России», собранные со всей Псковской области. (За день до этого проходил конкурс-смотр в одном из ночных заведений Пскова, где со сцены юные проказницы устроили для компетентного жюри ролевые игрища, представая перед ними в образе четырех времен года).
Аттракцион, к слову, неожиданно для всех заскрипел в унисон песням про Масленицу в этот день - на радость псковичам и к большому удивлению кассира, под вечер беспамятства отрывавшей билеты за 50 рублей.
Далее, на пути к стадиону «Машиностроитель», в «ковше» между колесом обозрения и Ботаническим садом, разместились средневековые люди. Они любезно предлагали то доспехи померить, то из лука пострелять, то в кандалы заковаться. Естественно, за деньги. Согласившийся на пытку мог рассчитывать на любезное обращение со стороны палача и фотографию на память. Отсутствие фотоаппарата многих не останавливало – шли в машину за видеорегистратором.
Там же рыжеволосым барышням поступали предложения немного подпалиться на костре. Уточнение «сожжем любя» озадачивало из-за возникающего ассоциативного ряда...
А где же Масленица?
Сам дух праздника можно было обнаружить только на ярмарках, одна из которых располагалась на стадионе «Машиностроитель». Несмотря на то, что экспо-павильон смотрится вычурно на спортивной площадке, внутри него органично разместились лавки народных промыслов, где можно было заночевать, знакомясь с глиняными петушками да барашками, тряпичными куклами от «дурного глаза» и прочими исконно «нашинскими» вещицами.
На самом же стадионе, где расположены трибуны, стояло сооружение, отдаленно напоминавшее чучело Масленицы. Конструкция-абстракция была сожжена тем же праздничным вечером.
Улет от праздника
К 20:00 толпы псковичей и гостей, сдерживаемые полицией, которая тщательно проверяла каждого желающего на опасные предмет, пытались разом протиснуться через центральный вход на стадион.
Мне хватило фразы: «Я корреспондент!», чтобы мой большой чемодан с фотоаппаратом вообще не трогали. А толпе – фразы ведущего, возвещающей о начале огненного шоу, чтобы начать выдавливаться зубной пастой на трибуны, минуя «фейс-контроль».
Потом быстро, за 15 минут, отстрелял салют, оттанцевали укротители огня из северной столицы, сгорела Масленица, возвещая о начале нового года, новой жизни... На этом фоне в запомнился рассказ соседа по трибуне о том, как он и его девушка бежали на стадион, боясь пропустить самое интересное, их поцелуи под залпы салюта и итоговый комментарий: «Ваще нереально было!»
И вот уже спокойно люди вытекают обратно на улицы Пскова, где на вытоптанной площадке в Ботаническом саду уже при свете фонарей, продолжали работать жарить свой шашлык для «вмасленных» люди, благодаря которым не блины, а мясо стало традиционным блюдом на Всероссийской Масленице-2014.
Дарья Никишина, фото автора и Любавы Андреевой («Псковская правда»)