Справедливость и как ее понимать
Новая система оплаты труда уже вообще-то далеко не новая. Стимулирующие выплаты педагоги получают с 2009 года. Многие педагоги сегодня стали получать зарплаты выше средней по региону, за 4 года общий бюджет областной системы образования вырос с 1,5 до 2,5 млрд рублей. Но в адрес властей никаких благодарностей пока не слышно. Практически как раньше возмущались педагоги в прессе, на форумах, в жалобах, так и сейчас возмущаются. Только изменилось содержание высказываний. Раньше ругали уровень зарплаты, унизительный для профессии. Теперь – сетуют, что надо слишком много работать, жить на работе, забыть о семье, а денег все равно мало. И очень большое внимание обращают на распределение стимулирующих выплат. По просьбе Псковского агентства информации в вопросе попробовала разобраться Мария Александрова, сама являющаяся педагогом.
Стимулирующая свобода директоров
Вспомним, как было раньше.
Была тарифная сетка. Придя в школу, молодой педагог получал 8-й разряд, и зарабатывал не больше, не меньше, - а что было положено по этому разряду. Он мог проявлять активность и особую любовь к профессии, мог машинально отрабатывать свои часы и равнодушно относиться к оценкам своих учеников. Чтобы «заслужить» какое-то повышение зарплаты, ему в любом случае предстояли долгие годы тяжелого подъема по тарифной лестнице. Повышать квалификацию, подтверждать квалификацию... Были, конечно, какие-то премиальные, но существенно повлиять на уровень зарплаты учителей они не могли.
С каждым годом все суровее становилась критика, что тарифная сетка себя изжила. «Уравниловка» и «урокодательство» - вот какие главные недостатки отмечали в ней педагоги.
Уравниловка не нравилась, она была несправедливая. Педагоги ведь работали по-разному. Кто-то и правда занимался урокодательством. А кто-то – по-настоящему вкладывал в работу всю душу и даже не задумывался, что он для этого чем-то жертвует. По всеобщему ощущению, имелась потребность в новой системе, которая позволит учесть эти различия. И конечно же, позволит педагогам зарабатывать больше.
И вот в 2008 году Минобразования торжественно представило регионам право на введение новой системы оплаты труда. Теперь все педагоги получают базовую часть, как и прежде, учитываются стаж, квалификация и еще несколько коэффициентов по различию учебных заведений.
А к базовой части добавляется стимулирующая надбавка. Как ее распределить? Ну конечно, по справедливости!
Источником справедливости была определена инициатива директоров учреждений, гарантом – взвешивающая коллегиальная оценка советами трудовых коллективов, созданными при учреждениях. Трудно себе представить, кто может лучше видеть и понимать заслуги каждого педагога. Директор отвечает за результативность деятельности учреждения, и главное для него - достижения коллектива в учебном процессе. Если он по-настоящему радеет за результаты, то разумно и рационально стимулировать педагогов в их полезных инициативах – его кровный интерес.
«Самооценивание» и гонка за «копейками»
Наверное, идея НСОТ опиралась на некую идеальную модель общества, в котором все всё понимают и заботятся не столько о себе, сколько об успехе общего дела. Это когда люди работают не столько ради денег, сколько ради любви к профессии. Когда за результаты учащихся переживают как за свои собственные. И не жалеют отдавать себя работе.
Еще в таком обществе все должны абсолютно адекватно оценивать свои способности и свое трудолюбие. Идеально развитая самокритика должна срабатывать так, что педагог ради денежной добавки не завысит себе оценки. И не будет потом обижаться и спорить, если директор или завуч «срежет» баллы.
Наверное, при такой системе должна быть идиллия в коллективе. Это когда все безоговорочно признают мудрость и авторитет директора, а последний, в свою очередь, умеет в педагогах ценить только трудовые результаты.
НСОТ как будто бы предполагает всеобщую добросовестность и отсутствие потребительского отношения к профессии, к детям.
Может быть, те идеалисты, которые ее придумывали, и правы. Разве учитель – это не образец всех самых лучших качеств для детей? Здесь и трудолюбие, и добропорядочность, и альтруизм, и самокритика, и такое немодное в наше время бескорыстие…
Но смысл любой модели, когда проходит испытание жизнью, может измениться с точностью до наоборот.
…«Я написала себе баллы в листке самооценивания, а директор срезала их наполовину, и так же начислила деньги. Не знаю, куда бежать жаловаться. Налицо нарушение».
«Кто ближе к телу, те в шоколаде, а остальные не имеют ничего».
«НСОТ делает из учителя дельца, зарабатывающего деньги любыми способами. А ученики – средство зарабатывания этих денег».
«Чувствую себя как белка в колесе, все время что-то готовишь, пишешь, а получаешь все равно копейки…»
Много еще подобных отзывов можно прочесть в жалобах.
Представления директоров и педагогов о справедливости стимулирующих выплат очень часто не сходятся. Где-то директора, чтобы излишне голову не ломать, сначала пошли по прежнему пути – и всем «нарезали» стимулирующих практически поровну. Где-то, наоборот, зафиксированы случаи явного волюнтаризма, когда за 3-4 рабочих дня начисляется стимулирующая выплата, в десять раз превышающая зарплату за отработанное время.
Найти «золотую середину» между формальным и неформальным подходом – это, наверное, и есть тяжелая задача, посильная не для каждого директора и совета трудового коллектива. Тем более, что в коллективе часто далеко не все педагоги настроены внимать их доводам и оценкам их профессиональной деятельности.
Прошлой осенью в Псковской области нашумела история с отменой коэффициента наполняемости классов. Где-то директора не сумели вовремя сориентироваться, должным образом применить возможности стимулирующих выплат. И по многим школам прокатилась волна возмущения – педагоги ни за что ни про что получили уменьшенную зарплату. Хотя фонд оплаты труда при этом остался прежним. Муниципальным управлениям образования пришлось немалые усилия приложить, чтобы путем разъяснительной работы вернуть учителям возможность при качественной работе зарабатывать больше, а не меньше.
Хорошего учителя деньгами не испортишь
Разъяснительная работа – это новая нагрузка, которая вместе с головной болью от распределения стимулирующих навалилась на плечи директоров. А чтобы руководитель ее эффективно вел, он сам должен очень многое понимать.
«Я получаю только 13-14 тысяч рублей, а вы говорите, что средняя зарплата по области уже больше 20 тысяч!» - ругаются некоторые учителя. А на поверку может выясниться, что такой педагог ведет начальные классы, а в начальной школе выше ставки никак не прыгнешь – по тарификации. Директор просто не имеет права учителю начальных классов дать больше часов. Вот и будет такой учитель вести один класс и давать уроки только полдня, за что и получит зарплату – не больше, не меньше.
Кто-то мало получает, потому что после института не имеет доплаты за квалификацию и стаж работы. Как ни крути, по уровню зарплаты он все равно проигрывает. Чтобы больше заработать, многие учителя набирают больше часов – до 25-28, а в редких случаях и до 36 часов в неделю. И конечно, те, кто имеет большую нагрузку, возмущаются, если их коллеги имеют меньшую нагрузку, а за счет стимулирующих получают денег едва ли не столько же.
Ведь идея стимулирующих выплат как раз ставит во главу угла не количество, а качество работы – творческую инициативу, затраты времени на внеурочные занятия с детьми и т.д.
С возможностью больше зарабатывать за счет количества часов появилось и больше жалоб на перегруженность учителей так называемой «бумажной» работой.
Но ведь все эти материалы и раньше требовались от учителей! Для каждого урока учитель всегда был должен создать план работы, сформулировать содержательную часть, сделать методические рекомендации, задания для детей. К «бумагам» относятся проверочные материалы – промежуточные, итоговые…
И сейчас они требуются согласно образовательным стандартам. Каждый учитель планирует свою нагрузку исходя из понимания, что такая «бумажная» работа – это неотъемлемая часть учебного процесса.
Между тем, сегодня, когда многие люди за каждое движение хотят получать деньги, некоторые учителя хотят доплату даже за то, что из бумажного дневника перенесут оценку в электронный. Хотя электронный дневник – это тоже обязательное требование образовательного стандарта.
Конечно, когда учитель набирает больше и больше часов, чтобы количеством заработать больше денег, он должен и рассчитывать, сколько времени он потратит на написание сопутствующих документов.
Кстати, когда характеризуют свою загруженность, педагоги часто упоминают понятие «ставки». Ставка – это 18 часов. Многие искренне убеждены, что именно ставка должна давать педагогу как минимум ту самую среднюю зарплату по региону, о которой говорят «майские указы» президента. При этом они забывают, что по Трудовому кодексу рабочее время педагога – 36 часов в неделю.
Сейчас процент совместимости в Псковской области - 1,4. Много это или мало?
Во многих других сферах экономики люди традиционно работают не меньше, а больше часов. И зарплаты получают часто ниже, хотя также уверены, что сильно устают. Ничего хорошего в этом, конечно, нет, но и в размышлениях о справедливости той или иной системы оплаты труда, наверное, нужно все это учитывать. А еще после слов «Нам ТАК не нравится!» уместно, наверное, задавать себе вопрос: «А как все должно быть, чтобы всем угодить?»
Расскажу про себя. Я работаю учителем 5 лет, веду биологию, у меня 1-я категория. Нагрузка - 22 часа. Больше я не беру, мне этого хватает, чтобы работать с душой. При этом я классный руководитель. В январе по расчетному листку у меня базовая зарплата получилась 7 267 рублей, плюс за наполняемость класса - 8 140, за стаж – 407, плюс 10%-ная компенсационная выплата, плюс доплаты за классное руководство – 814 (областная) и 1 000 (федеральная), за должность учителя – 1628 руб. Как мне начислили стимулирующие? Автоматически 15%, это 1221 рубль, плюс 2 319 руб – за то, что я провела открытый урок, в своем портфолио отметила доклад на учительской конференции, мои дети по внутришкольному мониторингу показали хорошие знания и еще - за воспитательную работу. Итого я получила зарплату 16 343 рубля. По декабрю было больше, поскольку распределялись остатки фонда оплаты труда. Я получила порядка 19 100. Хватает ли мне этих денег? Конечно, как и всем, мне хотелось бы получать больше. Но в то же время я понимаю, что бюджет сегодня финансирует образование на пределе возможностей.
Итак, подведем итог. Если педагог говорит, что получает меньше среднего – это значит, он либо учитель начальных классов, либо у него маленький стаж и низкая квалификация, либо он ведет мало часов.
Если педагог постоянно недоволен, сколько ему начисляют стимулирующих, надо разбираться с его самооценкой, взаимоотношениями в конкретном педагогическом коллективе, ролью и эффективностью руководителя учреждения.
А вообще – такое впечатление, что опять медленно, но верно назревает какая-то реформа системы оплаты труда, которая может ликвидировать понятие ставки и снова отчасти вернуть уравниловку. Потому как ну не получается у живых людей соответствовать каким-то идеальным моделям.
Марина АЛЕКСАНДРОВА, педагог