Где взять идеального работника?
В Псковской области ведут работу по созданию Ресурсного центра профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Проект этого учреждения две недели назад губернатор Андрей Турчак представил министру образования РФ Дмитрию Ливанову. Почему существующая система профобразования не может справиться с задачами, которые должен выполнять этот Центр? Корреспондент Псковского агентства информации спросил об этом начальника Государственного управления образования Псковской области Александра Седунова.
- Александр Всеволодович, в Псковской области имеется определенное количество учреждений, которые дают среднее профессиональное образование. Это прежние училища и техникумы – сейчас они чаще называются колледжами, лицеями. Имеется ПсковГУ, еще целый ряд вузов, многочисленные платные университеты, академии… Разве все они не могут справиться с задачей подготовки специалистов для нынешних и будущих предприятий?
- Действительно, в Псковской области сохранилось 26 учреждений среднего профессионального образования. Буду для краткости называть их училищами, так как независимо от статуса – колледжа или лицея, они дают квалификацию среднего профессионального образования.
Вы знаете, до губернатора Андрея Анатольевича Турчака проводилась оптимизация. Многие училища были закрыты с той целью, чтобы сосредоточить имеющиеся ресурсы в тех, что остались, а также усилить ряд вновь созданных ресурсных центров.
Андрей Анатольевич поставил задачу сохранения всех оставшихся учреждений.
Проблема в том, что с 90-х годов востребованность этих учреждений у населения резко сократилась. Абсолютное большинство детей просто не идет в училища и техникумы, родители настраивают их поступать в вузы. Неважно какие – государственные или платные. Считается, что диплом юриста или экономиста потенциально увеличивает шансы молодого человека на достойное трудоустройство и высокие заработки.
- Разве это не так?
- К сожалению, мы видим огромное количество юристов, экономистов, менеджеров по образованию, которые по специальности не могут устроиться. Как и в любой профессии, среди юристов и экономистов чаще востребованы хорошие специалисты, а таких мало. И мы сегодня видим много примеров, когда ценный специалист рабочей специальности получает зарплату больше, чем многие юристы или экономисты. В общем, как это и должно быть, на первый план выходит не диплом, а реальное умение человека что-то делать.
- Вы хотите сказать, что наконец-то что-то изменилось и рабочие специальности стали более востребованы?
- К нам постоянно обращаются руководители предприятий, потенциальные работодатели, они требуют от нашей системы образования работников и критикуют нас за то, что подходящих им кадров не хватает.
Хотя та система профобразования, которая у нас сохранилась, потенциально полностью обеспечивает весь спектр запросов сегодняшней экономики.
- Часто говорят, что, наоборот, люди хотят устроиться куда-то на работу, приходят на собеседование, а им сразу требование выставляют – нужен опыт работы по конкретной специальности. Человек, может быть, талантливый и очень толковый, он быстро разбирается в любом деле, а его по такому формальному признаку отправляют домой. Хотя и зарплату-то предлагают далеко не заоблачную.
- Это серьезная проблема нашего времени. В советское время, когда была плановая экономика, система образования готовила специалистов – давала им, как и сейчас, базовые знания. А на предприятиях обязательно были мастера, которые отвечали за обучение специалиста конкретным навыкам – для работы в конкретных условиях и на конкретном оборудовании. Все понимали, что и без базовых знаний, например, фрезеровщик, не может в разумные сроки освоиться на новом месте работы. (Базовые знания потому и даются несколько лет, что прививают человеку определенное мышление, способность мыслить и понимать производственные процессы). Поэтому каждое предприятие самостоятельно доучивало его применительно к своим особенностям. И это было в интересах предприятия, потому что от такой работы с кадрами повышались конечные результаты производства.
Сегодня же мы слышим от наших работодателей требования дать им сразу готовых мастеров, которые придут, идеально сделают продукцию и как можно скорее увеличат прибыли владельцев бизнеса.
Мы пытаемся объяснить, что система образования никогда не могла дать промышленности таких «демиургов». И сегодня тем более не может в принципе. Потому что очень быстро эволюционирует промышленное оборудование. Скорость технологического прогресса такова, что для обучения людей никакая система образования ни при каком бюджете не сможет постоянно закупать новые станки, чтобы учить людей на них работать. Современный фрезерный станок, например, стоит порядка 5 млн рублей!
Мы не раз обращались к нашим работодателям: дайте нам возможность на вашем современном оборудовании проводить дообучение ребят. Но они, как правило, отказываются: вдруг, мол, ваши ученики сломают наше дорогостоящее оборудование.
Правда, нужно назвать и примеры, где есть понимание и встречное движение.
Например, на заводе «Псковэлектросвар» создан учебный комбинат. Там учат работать на новейшем оборудовании и даже выдают людям свой специальный документ о получении такой подготовки. В Невеле руководство нового великолукского свинокомплекса инициировало открытие на базе местного училища №4 ряда нужных предприятию специальностей. Руководители таких предприятий понимают, что решение вопроса доподготовки кадров на своем очень дорогостоящем оборудовании, в условиях своего технологического процесса – это, в конечном итоге, своя же прибыль.
- Может быть, многим руководителям предприятий просто не хватает уверенности в завтрашнем дне, чтобы устраивать у себя образовательные курсы? Подготовят они кадры, а завтра все эти люди перебегут к конкурентам, или производственного заказа не будет…
- К сожалению, многие кадровые запросы наших производственников сегодня, действительно, импульсивны. Вот появился какой-то большой заказ, требуется им срочно энное количество специалистов, которые срочно должны дать результат - и они ставят перед нами вопрос ребром. А завтра заказ закончится, и этих специалистов будут переводить на неполный рабочий день или вообще сократят.
Часто и погоня за быстрой прибылью не позволяет многим предприятиям вкладываться в долгосрочные проекты. Некоторые руководители буквально живут одним днем. А образование - это всегда отсроченная прибыль. И те, кто вкладываются в образование, они понимают это, идут по этому пути и постепенно наращивают свой потенциал.
Система образования в принципе не может быстро метаться от одного запроса к другому. Чтобы дать базовые знания работникам, нужны годы, нужно стратегическое понимание, кого и для каких отраслей мы готовим. И это не только нам нужно, но и нашим абитуриентам и их родителям, чтобы у них были более-менее четкие ориентиры в жизни.
Еще одна серьезная проблема – тот уровень зарплаты, который предлагают выпускникам наших училищ на предприятиях. Конечно, молодые люди хотят получать гораздо больше, они не хотят ждать, когда им на производстве повысят зарплату, и ищут разные другие способы как можно быстрее и больше заработать. Понять их тоже можно. Молодым людям надо и жилье покупать, и семьи создавать, и детей на что-то обеспечивать всем необходимым.
Кстати, в сфере обслуживания и сельского хозяйства у нас меньше противоречий с работодателями. Специалисты сферы общепита, например, очень востребованы и быстро трудоустраиваются, хотя там и текучесть кадров большая. В сельском хозяйстве так же работодатели проявляют активность в работе с учебными учреждениями. (Что мы всегда поддерживаем, к чему всех призываем). Почему это так? Думаю, именно по причине технологической возможности подготовить специалистов, которые после минимальной «донастройки» могут сразу включиться в работу.
- Может или не может система образования приспособиться к экономическим особенностям нашего времени, это мало кого волнует. Разве она не должна приспособиться в любом случае?
- Так она и приспосабливается! Мы стремимся к тому, чтобы наши учебные заведения имели большой спектр коротких образовательных программ. С их помощью за полгода можно человека, имеющего базовое образование, «донастроить» для конкретного производства. Можно переобучить специалиста. Ведь сейчас многим людям приходится в течение жизни несколько раз менять профиль. Выигрывают те, у кого больше навыков.
И здесь нам опять нужна заинтересованность работодателей. Чтобы формировать группы студентов необходимой для госфинансирования численности, мы должны заблаговременно получать от работодателей внятные запросы.
Что касается Ресурсного центра, проект которого наш губернатор представил министру образования и получил одобрение, то центр создается при активном участии дирекции особой экономической зоны Моглино. Все прекрасно понимают, что те высокотехнологичные предприятия, которые там планируется построить, потребуют кадры соответствующего уровня. Мы рады, что к нам уже обращаются жители Псковской области и спрашивают, как можно устроиться в Моглино. Людям интересно приобщиться к суперсовременному производству. Дирекция ОЭЗ готовит свой список профессий, которые будут востребованы. И с помощью Ресурсного центра мы сможем как с нуля обучить молодежь, так и переобучить людей любого возраста и любой профессии, чтобы они могли трудоустроиться в Моглино.
Разумеется, Ресурсный центр для этого будет обеспечен материально-техническими средствами согласно самым современным запросам высокотехнологичного производства. И он будет создан на базе площадей и профессорско-преподавательского состава ПсковГУ. Финансирование предполагается совместное – со стороны государства и дирекции ОЭЗ.
Мы возлагаем на это учреждение большие надежды. Для нас такое повышение качества нашего кадрового потенциала – уверенный шаг в будущее, в новую эпоху экономического развития Псковской области.
Беседовала Татьяна СТОГОВА