Глеб Ситковский: Сегодня нельзя быть только академическим театром
На прошлой неделе Псков посетил столичный театральный критик, член жюри премии «Золотая маска» Глеб Ситковский. Московский журналист вместе с псковской публикой оценил спектакль «Пока ты здесь», провел семинар для коллег по «пишущему цеху», а после рассказал корреспонденту Псковского агентства информации о моделях развития современного театра, о репертуарной политике и работе с молодежью.
- Мы сейчас находимся в ситуации своеобразного рестарта театральной жизни в Пскове. И театр здесь — это локомотив: это и выставки, и кино, и прочее. Из чего состоит этот процесс, как его складывать, и возможен ли вообще новый старт для театра?
- Мне кажется, вы уже начали этот процесс. У вас полным ходом идет работа, я не припомню стартов в чистом виде. Единственный, кому это удалось - Кирилл Серебрянников (он и правда обнулил все), и, кстати, его начальная работа тоже шла со скандалами. Но он добился своего, он интегрировал кино в театр, ведь прокатчики новых фильмов заинтересованы в местах для премьер, а кинотеатры не располагают достаточно красивым пространством. Теперь в Гоголь-центр ходят так называемые «киношные люди», часть из которых потом начинает интересоваться и театром. И направление развития Гоголь-центра абсолютно правильное, Серебрянников делает то, что пытаются сделать и в Пскове: трансформировать театр, сделать его целостным культурным пространством, открытым для любого зрителя. Нащупывая, экспериментируя, вы пытаетесь двигаться в разных направлениях.
- И как вы оцениваете нынешнюю гастрольную программу Псковского драмтеатра? Сильная или слабая?
- По-моему, замечательная. Она дает представление о объективных процессах, которые происходят в театральном мире. Есть социальный театр, такой, как Liquid Theatre, есть визуальный театр, такой, как Театр ДиКапуа, и есть А.Р.Т.О, который уже совсем другая история. Мне, например, все интересно. Вы приучаете публику к тому, что театр бывает разный. Это правильно.
- Как об этом рассказать публике, которая еще не знает, что она публика? Как нужно писать и подавать? Ведь театральный дискурс должен формироваться…
- Я думаю, что этот процесс все равно будет происходить медленно. Для формирования позиции, понимания театра, конечно, помогут семинары, где на пальцах рассказывают, медленно, какой сегодня театр. Вы действительно привозите хорошие спектакли. И какой бы ни был у зрителя малый опыт, какие бы непривычные для себя формы он не видел, он понимает, что это настоящее. Поэтому так важно делать обсуждения после спектаклей, важно строить пространство, создавать зрительские клубы.
- Назовите самые яркие примеры включения городов провинциальных во всероссийское театральное пространство?
- Ярославль. Это, в целом, история, очень похожая на Псков. Когда-то там был театр, на афиши которого без слез нельзя было взглянуть, а спектакли назывались в стиле «Сюда бы еще двух мужиков». А потом туда пришла целая команда варягов, люди из Омска - Борис Мездрич, очень сильный театральный директор, и креативная Ольга Никифорова, которая сделала Волковский фестиваль. «Прежний» театр трясло, большая часть труппы не принимала новое руководство. Команду с ее новым курсом поддерживал губернатор, однако пресса практически вся была против. На них стали писать пасквили, натравливать пожарную охрану, это была настоящая война. Теперь все противники успокоились, и поняли, что на самом-то деле все делалось правильно. Появилась публика, Ярославский театр взял «Золотую маску», артисты регулярно ездят на гастроли. И Пскову просто нужно время, ведь психологию нельзя сразу преломить.
- Вы упомянули афиши, на которые нельзя было взглянуть без слез. А чем принципиально отличаются новые, хорошие афиши от тех, что присущи театру в упадке?
- Когда политика театра направлена только на развлечение, это видно, и говорит о том, что театр сам себя не уважает. Нельзя театру ложиться под публику, так он сможет выиграть деньги в краткосрочной перспективе, но потом придется снижать цены на билеты, потому что никто не ходит. Типичная афиша не очень хорошего провинциального театра это когда половину репертуара составляют комедии, а вторую половину так называемая классика: Тургенев, Чехов, и немного западных авторов с традиционными названиями. И это продолжается из года в год, и тогда публика уходит, теряется.
Вариться в собственном соку не надо. Когда если сидит в театре такой самодостаточный режиссер, и сидит он уже лет 20, и ему кажется, что он всего достиг… Это путь в никуда. Нужно приглашать новых и разных режиссеров, это означает, что театр видит перспективу развития. Лаборатории - хороший признак правильного развития, этот метод не требует больших вложений денег, зато всегда привлекает внимание прессы и публики.
Чем больше событий происходит, тем лучше. Гоголь-центр открылся в феврале прошлого года. За четыре месяца они сделали девять спектаклей, все недорогие, половина была не очень, зато вторая вышла удачной. Но для этого надо много работать, надо много премьер, правда, не развлекательных, не тех, которые ставятся на месяц.
- Что вы думаете о вовлечении студенчества в театр? Нужный ли это процесс? В нашем университете прослеживается интерес к театральной тематике, правда, пока непонятно, у самих студентов или у администрации университета. Но что-то точно движется в этом направлении. Как нам правильно этим инструментом пользоваться?
- Нужны преподаватели, поскольку если речь идет о вовлечении студентов в постановочный процесс, их нужно этому научить. Если они не знают азов профессии- вокал, сценическая речь, пластика, то это будет просто самодеятельность, КВН, а не театр.
- То есть, по сути, открыть актерский факультет?
- По крайней мере студию, где режиссер мог бы с ними работать, и привлекать приезжих специалистов по актёрскому мастерству. Так делают, например, в Шарыпово в Красноярском крае. В городке с населением в 47 тысяч при театре есть детская студия, которая пополняет ряды местной труппы, растит актеров из старшеклассников. Они привлекают к процессу учителей из других, более крупных городов. Но со студентами должен быть сильный человек, личность, которая сможет их контролировать. Это трудно - работать с молодежью.
- Как вы думаете, если в театре появится кинофестиваль, не станет ли это своего рода опасностью? Зритель скажет: ну вот здесь, в кино, все понятно, и это более перспективный формат, чем театр… И есть ли связь между просмотром кино и походом в театр? Это разные публики?
- Конкретно тот фестиваль, о котором мы говорили, «2morrow», это фестиваль артхаусного кино и он рассчитан на интеллектуальную публику. Поэтому да, связь есть.
- Среди псковской общественности наблюдается беспокойство, что варяги «убьют» репертуарный театр. Какие, на ваш взгляд, спектакли должны быть в репертуаре? В том числе и для не имеющих театрального опыта зрителей.
- Мне кажется, что количество современных названий должно быть обязательно. Пусть это будет на Малой сцене, пусть будет и классика, но актуализировать всю классику не надо. Перенос в наше время — это очень индивидуальное решение. Иногда можно оставить все в той эпохе, но это будет все равно про нас. Вот «Онегин» Кулябина - прекрасный пример правильной актуализации. Надо приглашать правильных людей, ключ - это именно правильные люди.
- Скажите, а есть ли смысл превращать театр в урок литературы? То есть ставить спектакли по школьным произведениям?
- Школьник должен приходить не с классами, а с родителями. Когда поход в театр организуется школой, то сами ребята воспринимают это как повинность, начинают что-то изображать друг перед другом. Надо ли ставить школьные произведения? Мне кажется это подставой. Потому что всегда есть риск услышать, что «это не Вишневый сад, я не так себе представляла». А ставить так, как представляет себе это родительский комитет, неинтересно.
- В какую сторону должен двигаться единственный театр в городе? Ведь у нас есть еще и область, это 2/3 региона, которая далеко живет, мало зарабатывает и культурная жизнь в глубинке зачастую ограничивается телевизором. Охват отдаленной территории должен оставаться в списке задач? Или театр существует только в контексте города?
- В Новосибирске есть академический городок, куда бесплатные автобусы привозят зрителей из области. У вас нет такого компактного образования, но можно что-то придумать. Хотя это требует дополнительных финансовых вложений, не знаю, есть ли такие у Псковского драмтеатра.
- А в какой момент Псковский драмтеатр должен начинать вывозить свои спектакли? И почему гастрольная площадка — это ругательно, а репертуарный театр остается неприкасаемым?
- Мне кажется, надо параллельно делать. Должно быть как можно больше своих спектаклей. Работать как гастрольная площадка — это хорошо, но надо и производить. Ну или пойти по пути Перми - делать много фестивалей и много гастролей. Правда, на это тоже нужны деньги.
- Назовите самые успешные (по контенту, в том числе) современные проекты и фестивали в России. Ведь Пушкин как формат - далеко не самый удачный пример. Иностранцам он не очень понятен, а переводить его на театральный язык не проще, чем на английский…
- Недавно я был на фестивале «Островский» в Костроме и меня посетила та же мысль. Я задумался, как можно его развивать. Когда Пушкин заявлен как лейтмотив, то будет неправильно все время привозить только «Капитанскую дочку» или «Маленькие трагедии». Необязательно зацикливаться на писателе, можно брать его отдельные высказывания, находить связь с автором на основе девиза, например, «Народ безмолвствует». И привозить спектакли, соответствующие теме. При этом каждый год менять угол зрения самого фестиваля.
- 26 апреля в Пскове покажут «Медею» в постановке «Театро ДиКапуа». Ваше мнение: «панк-опера» - это кошмар или прорыв на Большой сцене академического театра? И должен ли единственный в городе театр быть только академическим?
- Я считаю, что это прорыв. Какая разница, как обозначается хороший спектакль? Пусть вас не смущает этот стилистический разрыв, между панк-оперой и академическим театром. Ведь академизм по сути это высокий профессионализм, который влечет и плюсы, и минусы. С одной стороны - ты все глубже и глубже постигаешь профессию, с другой - ты замыкаешься, не впускаешь в себя ничего нового и самоцелью становится демонстрация профессионализма. Есть в этом момент заскорузлости. Театр не должен быть только академическим, нужны разные спектакли, выезжать только на академизме было бы неправильно. Необходимо балансировать между рискованными, необычными вещами и теми, что принято называть «достойными», теми, что точно понравятся большинству.
Но вы уже и так это делаете, вы пошли в этом направлении.
Беседовал Михаил Менацехин