К 20-летию областного Собрания: Алексей Мешков о 3-м созыве и депутатах, «не нюхавших» производства
Псковское агентство информации продолжает цикл публикаций к 20-летию Псковского областного Собрания депутатов. Другие материалы этого сюжета смотрите здесь >>>
Алексей Мешков, с 1983 по 2000-й год возглавлявший Псковскую ГРЭС, а затем работавший там же заместителем гендиректора по капитальному строительству, был депутатом регионального парламента с 2002 года по 2007 годы, работал в комитете по социальной политике. Накануне 20-летия Псковского областного Собрания корреспондент Псковского агентства информации обратился к Алексею Алексеевичу, чтобы записать его воспоминания о депутатской работе и узнать, что он думает о том, к какому формату работу местному парламенту необходимо стремиться.
- Как вы стали депутатом и почему в своё время приняли решение заняться депутатской работой?
- Теперь даже трудно объяснить, почему я принял такое решение. Вообще-то мне предложили выдвинуть свою кандидатуру. Сначала спросили, как я смотрю на то, чтобы принять участие в выборах депутатов. У меня-то никаких таких амбиций не было, но когда предложение поступило, я подумал и решил, что, наверное, мне депутатская работа не будет особым обременением, а, наоборот, даст возможность более активно участвовать в общественной жизни.
Ну, и в принципе, тот созыв, в котором я работал – это был 3-й созыв – я не знаю, как сейчас, но лично для меня был очень продуктивным. И я не жалею, что эти 4 года был избранником от Дновского и Дедовического районов.
- Какими вопросами вам в основном приходилось заниматься, будучи депутатом?
- Я больше увлекался конкретными, текущими вопросами. У меня были ежемесячные приёмы избирателей как в Дновском, так и в Дедовическом районах. За эти четыре года в общей сложности ко мне поступило не менее, наверное, 700 вопросов. И буквально ни один из них я не оставил без внимания. При этом не просто составлял запросы или давал какие-то ответы, а старался всегда добиваться положительного решения. Запросы естественно приходилось делать, но за этими запросами я обязательно следил, чтобы они давали результат.
По тем временам было много вопросов, связанных с жильём, особенно много по Дновскому району. Решать их было очень сложно, во многих случаях я так и не смог помочь. Но бывало так, что и удавалось…
Например, была такая семья Лукашиных в Дно, у них было пятеро детей, муж один работал, старшему ребёнку 7 лет было. Одну из зим они все перезимовали на 14-ти метрах, кучно – чтоб не замёрзнуть. Я тогда обратился к главе администрации – знает ли он? Он сказал что знает, но помочь не может, потому что дом частный. У семьи просили 100 тысяч, чтобы отремонтировать дом – откуда у них такие деньги? Но я не мог оставить эту семью без внимания. Пользуясь тем, что в то время я работал на Псковской ГРЭС, пришлось привлечь работников – семье отремонтировали фундамент, дом: по сути дела бесплатно.
Другой случай – уже в Дедовичах. Пришла женщина со слезами на глазах, принесла папку: у них семья из 8-ми человек, им каким-то образом выделили дом, но туда надо было провести свет. Она 2 года ходила по всевозможным инстанциям. Сначала надо было получить техусловия на разработку проекта, а для этого надо было обойти 3 организации: одна в Дедовичах, другая в Дно, третья в Порхове. При нашем-то сообщении транспортном – я уж не говорю о материальных затратах на все эти оформления… А за техусловиями нужен проект и так далее: куча-куча-куча бумаг. Потом еще нужно найти исполнителей, чтобы у них был допуск. В результате всё сделали – тут приезжает Энергонадзор и говорит, что всё не так и надо переделывать: выполнили в алюминии, а надо в меди. На третий день свет всё-таки дали, но, конечно, пришлось помучиться.
Ещё был случай – пришла сестра уволившегося из армии бывшего военнослужащего, который в части не получил денежное содержание и «боевые» - их должны были выдать уже по месту жительства. Два года семья, куда ни писала – ничего не получалось. Я прошел аж до Генерального штаба, но около 70 тысяч этому человеку выплатили. И таких случаев было несколько.
Очень много вопросов было по пенсиям. Я до сих пор фамилии обращавшихся могу назвать. Приходилось в Пенсионный фонд ходить – я эти вопросы я тоже в основном решал положительно.
- Вы можете выделить какие-то наиболее яркие депутатские инициативы или решения регионального парламента 3-го созыва?
- Да, в принципе, каких-то особых инициатив и не было. Нам приходилось больше заниматься текущими хозяйственными вопросами.
- Сейчас снова начали обсуждать вопрос о том, какова оптимальная численность областного Собрания? Вы-то как считаете – лучше было раньше, когда было 33 депутата, или сейчас, когда в областном парламенте 44 народных избранника?
- Я лично считаю – тем более, что сейчас этот орган раздули почти в 2 раза – что число депутатов надо сокращать. Я бы даже сказал, что раза в 3 надо сократить. И не только наше Собрание – даже Госдуму. А то много обычной болтовни стало. Вот посмотришь у Соловьёва [известного телеведущего – ПАИ]: соберутся 8 человек – и уже общего языка найти не могут. А где же 450 человек общий язык найдут?
- Вы сейчас следите за работой областного Собрания?
- Мне, конечно, небезынтересно, что там происходит, но следить получается по мере того, как что-то в печать просачивается.
Правда, мог бы следить и изнутри – мне в своё время предлагали первоначально пойти по спискам на выборах в следующий созыв. Я говорил, что если считают возможным – я не против. А потом оказалось, что в списки я не попал.
- А можете персонально выделить кого-то из вашего созыва, кто наиболее запомнился, с кем чаще всего удавалось достичь взаимопонимания, или с кем, наоборот, шли наиболее острые дискуссии?
- Отзывалась во время обсуждений тех или иных вопросов Елена Косенкова: она так не была равнодушна ко всему. Ну это потому, что она руководитель… Ну – Виктор Антонов… Он и сейчас активно работает в Собрании. Правда, тут он выдвинул идею, что не обязательно присутствовать на сессии, можно передать право голоса соседу – это он, видимо, из Госдумы, где был депутатом, перенял. Я-то отрицательно к такой инициативе отношусь. Анатолий Копосов мне нравится. Правда, он редко и мало говорит, но мысли у него более-менее трезвые, нормальные. В то время, когда я был депутатом, Василий Салопов мне импонировал ещё…
- А в целом, как вы считаете: в Собрании депутаты должны работать на штатной или нештатной основе?
- Я, например, был нештатным. Гонял свою машину, жёг свой бензин, ничего ни у кого не просил, более того, платил и свои деньги. Например, однажды пришлось помочь женщине с детьми – переселенке, которой надо было оформить документы. А её бумаги были на другом языке – пришлось искать перевозчика, ездить к нотариусу, оформлять всё это, оплачивать…
Конечно, было бы удобнее работать на штатной основе, но в таком случае в Собрании надо максимум человек, наверное, 15.
И еще, я считаю, в Собрании должны работать в основном профессионалы-производственники, а не те, кто не нюхал производства – какие они будут там решать вопросы?..
Беседовал Валерий Волков