Сергей Дамберг: В Пскове будет репертуарный театр с богатой и яркой гастрольной программой

Два месяца прошло с окончания Пушкинского театрального фестиваля, одного из главных  культурных событий Псковской области. В этом году Фестиваль совпал с открытием обновленного театра, а программа оказалась особенно насыщенной и звездной по составу участников. О том, какая работа развернулась в театре после фестиваля, о дальнейших планах и сюрпризах, которые ждут псковского зрителя, корреспонденту Псковского агентства информации рассказал директор Псковского драмтеатра Сергей Дамберг.

О работе худрука

- Сергей Вадимович, XXI Пушкинский фестиваль открывал спектакль нового художественного руководителя драмтеатра Василия Сенина «Граф Нулин». Когда мы сможем снова увидеть эту постановку? Один раз ее показ уже был перенесен.

- Спешу порадовать: 8 мая «Граф Нулин» пройдет  на Большой сцене. Спектакль легкий по восприятию, но сложный в техническом исполнении.

Почему спектакль не игрался в марте и апреле? Из-за болезни нашего артиста, который не только играет на бас-гитаре, но и исполняет партию тенора. Теперь он выздоровел, и приступает к репетициям.

- Все это время вы пробовали найти ему замену? Или даже не предпринимали попыток?
- В Пскове сложно найти хорошего тенора. Кроме того, мы надеялись на его выздоровление еще в апреле, но болезнь осложнилась. Этого не ожидали ни мы, ни врачи.

Но за эти два месяца нам удалось привезти восемь спектаклей, и сыграть наши репертуарные спектакли 10 раз. Мы подготовили к премьере восстановленный спектакль «Уходил старик от старухи»  и сильно продвинулись по работе над постановкой «Гедда Габлер» по пьесе Генрика Ибсена. Сейчас готовим декорации к этому спектаклю.

Так что работы много.  Только непосвященным людям кажется, что мы ничего делаем. Ну, или тем, кто тщетно хочет показать, что мы ничего не делаем.

-  Многие интересуются творческой деятельностью художественного руководителя театра. Чем сейчас занимается Василий Сенин?

- Василий Сенин начал работать над новым спектаклем по произведениям Чехова.

Кстати, будет не лишним пояснить, чем отличается работа худрука от работы режиссера. Одна из задач нашего театра - познакомить псковичей с лучшими спектаклями России, мира. Это важнейшая и первостепенная цель худрука: во-первых, он должен знать, какие спектакли идут в России и Европе, во-вторых, уметь выделить лучшие из них, и наконец, договориться об их привозе, о гастролях.

Последний пункт казалось бы может выполнить любой организатор: достаточно узнать телефон, позвонить, согласовать цену, дату. Вот только для «любого» цена будет намного выше, равно как и дата может оказаться совершенно неудобной. Но если вас знают в театральном мире, если с вами хотят сотрудничать, если вы кажетесь перспективным, то с вами будут договариваться. Тогда цена каждых гастролей будет ниже на сотни тысяч, а иногда и на миллионы рублей.

Благодаря худруку Василию Сенину, его связям в театральном мире XXI Пушкинский фестиваль с бюджетом всего в 3,5 млн рублей собрал лучшие спектакли из тех, что идут в Европе и в России. Для сравнения, может, не совсем правильное: в марте мы с вами наблюдали Масленицу за такой же бюджет. Немного фольклора и шашлыки не на слишком чистой площадке. Много ли было довольных гостей праздника?

Людей, которые могут исполнять роль худрука - их в любой стране очень немного. В основном они появляются из среды успешных режиссеров. Василий Сенин поставил такие спектакли как «Анна Каренина», «На всякого мудреца довольно простоты», «Заповедник», «Одинокий фокстрот», «Саранча» - всего более 20 постановок. Многие из них продолжают собирать полные залы, и приносят миллионы театрам, в которых они идут.

В работе худрука очень важно увидеть множество спектаклей, общаться с большим количеством театральных коллективов, и делать постановки на разных площадках, то есть заниматься совместными проектами. И конечно, нужно строить театр, где нужно знать, что делают костюмеры и реквизиторы, как устроена механика сцены, как поставить свет и звук для спектакля, как сделать макет декораций, что должен делать главный инженер в театре, как должны выглядеть афиши, как театр должен участвовать в государственных программах.

Все это делает худрук, все это делает Василий Сенин. Иногда договориться трудно, но надо понимать, что, к примеру, приезд Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева - событие для Псковской области исключительное.  И судя по продаже билетов, мы видим, что время концерта в 10.30 утра во вторник - это не проблема для тех, кто хочет увидеть лучшего дирижера в мире. Такой шанс выпадает не часто.

О репертуаре и планах на будущее

- Вернемся к теме академического театра. Как строится репертуарная политика?

-  Как-то раз один из бывших театральных начальников, выходя с премьеры Нулина, сказал журналистам, что ему больше нравится, как читает Юрский. Что это означает? Что да, Юрский прекрасно читает, Юрский не служит в нашей труппе, но и у нас есть актеры, которые тоже хорошо читают стихи.

Но ведь все гораздо сложнее, это ведь и вопросы восприятия, театральной эстетики. Мы готовы помогать, в том числе и псковским журналистам, разбираться в этих тонкостях, в оттенках. Для этого мы привозим и будем привозить сюда лучших театральных критиков страны, лучших режиссеров и актеров. Сам же театр будет не академическим, а синтетическим. Здесь вы увидите все жанры современного театрального искусства, ведь режиссура не делится на правильную и неправильную.

В театральном мире есть такое явление, как site specifiс, когда зритель видит спектакль, поставленный не на театральной сцене, а на том месте, где произошла драма. Не по придуманной пьесе, а по документальным свидетельствам, на основании истории и результатов исследований. Когда люди попадают туда, где действительно происходили события, а потом были переосмыслены сценаристом и режиссером, и актером. Иногда это не удается реализовать в чистом виде, и тогда спектакли играются на сцене театра, как это было с Liquid Theatre, но и здесь, зрители сидят в метре от происходящего и видят совершенно иную игру, к которой мы не привыкли. Актеры играют не просто своих знакомых, а тех, с кем они специально общались для того, чтобы потом перенести опыт этих людей на сцену. Такие спектакли сложно отнести к какому-то жанру, поскольку жанры быстро мутируют, а театр умеет невероятно быстро изменяться, трансформироваться.

Мы будем работать. В Пскове будет репертуарный театр с богатой и яркой гастрольной программой, где будут хорошие выставки, кино, лекции, семинары, пресс-конференции, юбилеи, концерты, фестивали.

О трудовой дисциплине и новых зарплатах

-  Расскажите о жизни коллектива театра. Какие нововведения появились, и как восприняли эти изменения сотрудники?

- Коллектив театра очень большой - более 100 человек. До начала года подавляющее большинство получало весьма скромную зарплату. Но зато почти все были освобождены от большого количества обязанностей, работали по принципу «много пафоса - мало труда». Некоторые из них любили говорить «я не мыслю жизни вне театра» - и каждого из них я специально просил прийти в эти самые стены, без которых они не могли жить. Иных поводов для визита (кроме просьбы директора) они не находили месяцами. Тем, кто не готов был трудиться, мы предложили уйти.

Да, нам все еще нужны хорошие специалисты, найти их непросто. Мы воспитываем новых сотрудников, используя опыт тех, кто уже давно работает. Сегодня театр держится на вкусе и трудолюбии наших ветеранов и на энергии молодых, которые пока только учатся.

Официальное открытие обновленного театра состоялось 3 февраля. За неполный февраль зарплата актеров, занятых в спектаклях, стала в районе 20-30 тысяч, а у некоторых - в районе 40. Такого они не получали никогда. И тут вмешался бдительный профсоюз, который усмотрел нарушение процедуры в начислении зарплат. Разумеется, всю оформительскую часть мы поправим, но позиция профсоюза вызывает недоумение, он до сих пор не может сформулировать условия для коллективного договора. Мы не будем и не хотим воевать с профсоюзом, более того, мы хотим профсоюз, только сильный и зрелый. Нам нужны убежденные лейбористы, которые умеют защищать трудяг от бездельников.

- А почему была упразднена должность завлита? И не повлияет ли это на качество работы?
- Сегодня обязанности завлита выполняют несколько человек: основной репертуар формирует худрук, выставочную программу галереи «Цех» формирует главный художник театра, Александр Боярков формирует музыкальную составляющую, есть человек, который отвечают за кинопоказы, а программа лекций и семинаров формируется благодаря сотрудничеству с Институтом регионального развития. За соблюдение авторских прав отвечает юрист. То есть один человек не может выполнять весь объем работ, особенно в ситуации, когда театр - один на всех, и должен обеспечить так много видов программ.

Об отношениях с Союзом театральных деятелей

-  Прокомментируйте, пожалуйста, высказывания ваших оппонентов, в частности, из регионального Союза театральных деятелей, которые утверждают, что их права ущемляются.

- Вы знаете, чем занимается региональный Союз театральных деятелей? Что ему удалось, какие у него планы на будущее? Если вдруг кто-то узнает - расскажите мне. Мы с удовольствием дали бы им помещение в театре, и сотрудничали бы с ним, но, увы, мы понятия не имеем, в чем заключается их деятельность. И Василий Сенин, и лично я платили бы взносы, если бы в СТД выдавали хоть какие-то платежные документы. Однако этого нет.

Мы могли бы расстаться с теми ветеранами сцены, кто уже не может полноценно работать, если бы знали, что СТД в состоянии поддержать этих людей. Но в этой организации все наоборот: трудоустроены несколько пенсионеров, а всем остальным рассчитывать не на что. Мне странно, что СТД никому не нужен. Он мог бы защищать интересы наших сотрудников, помогать в поиске средств, поддерживать наших ветеранов, делать театральные проекты, заниматься просвещением.

О науке и искусстве

-  У Псковского драмтеатра есть еще одна новая «фишка» - совместная работа с вашей «вотчиной» - Институтом регионального развития. Сергей Вадимович, поясните, в чем смысл этого сотрудничества?

-  Я могу вас заверить, что Институт сотрудничал бы с театром и без моего участия, поскольку и институт, и театр для нашего региона - это проекты-прорывы. Один производит прикладное научное знание, другой генерирует культурный процесс совершенного нового качества. Вместе эти организации должны показать, что между современной наукой и искусством нет четкой границы. Пока смысл сотрудничества выражается в публичных лекциях и семинарах, которые можно будет смотреть в режиме реального времени в интернете, затем появятся что-то совершенно новое.

В Петербурге и Москве по социологическим исследованиям делают выставки и ставят спектакли, а социологи, в свою очередь, изучают театральную публику и сами театры. Интересно, что сотрудничество ИРР с театром так раздражает наших несчастных критиков. Успокойтесь, у театра своё госзадание, у института - своё. Совместная работа организаций - это скорее проект. Институт не будет театральным, как почему-то решили некоторые, а театр не будет институтским.

Кстати, результатом такой совместной работы стал тот факт, что отныне в каждом районе Псковской области будут места, где можно будет получить полную информацию о каждом спектакле и забронировать билеты - без интернета. Такими местами станут Дома культуры и районные редакции газет.

Этим летом пройдут гастроли по районам, которые станут ежегодными, сейчас разрабатываются специальные предложения для жителей глубинки, чтобы спектакли были доступными для них, как по транспорту, так и по цене.

О критиках

- Периодически в местной прессе появляются высказывания оппонентов, которые ставят под сомнения вашу компетентность.

-  Да у нас не так много оппонентов. Есть, например всеядное СМИ, которое печатает абсолютно все, и периодически делает это довольно неряшливо. Недавно они намекали нам на объявление войны, когда сами не смогли договориться с нами об интервью, после чего сами же обиделись. Это глупо. Мы не будем с ними воевать. Зачем поддаваться на провокации? Вот недавно вышла статья, где журналистка пишет сразу о двух спектаклях, ни один из которых она не видела. Какие чувства это вызывает? Только недоумение.

Спектакль «Солдатики» (один из двух, о которых она пишет), например, я тоже не видел. Как и все остальные, потому что такого спектакля нет. В прошлом году состоялся один прогон, и я знаю, что худрука он не впечатлил. Я также знаю, что это достаточное основание для того, чтобы работа над спектаклем была продолжена либо остановлена полностью.

Но Виктор Яковлев, судя по его поведению и комментариям в прессе, сам себе худрук. У нас наберется таких человек пять, которые ходят на все спектакли и активно рассказывает всем, кому удастся, о том, каким плохим вдруг стал театр.

Вы же помните анонимное письмо с угрозами в адрес Сенина? Теперь стали появляться громкие заявления, письма, вполне в духе того письма.

Я не вижу смысла ввязываться в эту эпистолярную перестрелку. Я и мои коллеги предпочитают работать.

Мне жаль, что люди, называющие себя профессионалами, концентрируются на кухонных скандалах. Но мы будем продолжать работать и совершенствоваться.

Мы признательны за критику, но не за удары исподтишка.

Беседовал Михаил Менацехин

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...