Бубнилка для пилота, или Штурман «в ногу»
«Я знаю только три настоящих вида спорта:
корриду, альпинизм и автогонки.
Остальные виды спорта — это игры»
Эрнест Хемингуэй
Я – бубнилка! Нет, не то, чтобы я этого никогда не замечала за собой. Просто теперь я официально – бубнилка!
Штурман в ногу
Бубнить я начала с пяти утра, когда непослушными ото сна пальцами пыталась выключить будильник, вымаливая у кого-то неопределённого ещё пять минуточек, а потом ещё пять минуточек...
Проспала, вскочила и понеслась, как выражаются гонщики, «пылить по дорогам», до Пустошкинского района, где нашему экипажу предстояло пройти «тесты». Мне, как «бубнилке» [так называют в раллийном сообществе «штурманОв» – ПАИ], предстояло почитать стенограмму «в ногу» пилоту, которую он должен грамотно надиктовать мне «в руку» во время прописывания дороги. Выглядит это так: пилот диктовал, а я схематично в блокноте отмечала все резкие и не очень повороты, горки, трамплины и прочие «погрешности» маршрута. Моя задача, по идее, о таких «ой!» извещать пилота во время гонки заранее.
Другими словами, на подготовку спортсменов к предстоящему «Сургутнефтегаз ралли Пушкинские Горы – 2014» из Пскова мы прибыли дружной «скоростной» компанией в одну из деревень Пустошкинского района, где был намечен старт «тестов». Помимо меня, корреспондента ПАИ, моего пилота Сергея Алексеева, «погонять» перед основными соревнованиями приехал ещё один псковский экипаж: Алексей Блохин и Денис Баулин. На протяжении всего нешуточного пути нас сопровождал механик.
Уже на месте, сняв с прицепа боевую кобылку – «реношку», обклеенную логотипами, словно заплатками, мы встали в один ряд с экипажами, разодетыми в цветастые костюмы, прилетевшими со всей России «пореветь» моторами. Со стороны это напоминало карнавал в Рио-да-Жанейро: правда вместо красивых девушек с аппетитными формами перед случайными зеваками предстали пританцовывающие возле машин механики перебирающие мощные движки в обляпанных робах. Рулили процессом пилоты-космонавты.
Мужики, не обращая никого внимание, что вокруг народ интересуется происходящим, уткнулись под капот, ковыряясь и приводя в порядок «внутренности» машины. Даже, если бы на мне вместо костюма было бикини и я жонглировала перед ними покрышками, всё равно не смогла бы отвлечь их от столь занимательного дела. Поэтому оставалось скучать, разглядывая, как сильная половина человечества перебирает «начинку» авто, местные дети выклянчивают календарики, а какие-то экипажи уже стартуют.
В итоге «фестивалить» на «тестах» мы отправились примерно через час.
Тест на прочность
На самом деле, чтение стенограммы для штурмана – это бег с препятствием. Во-первых, помимо «карнавального костюма-тулупчика», на тебе появляется прочая раллийная экипировка: к примеру, шлем, в котором с непривычки трудно удержать равновесие. Ты больше похожа на игрушечную собаку в машине на «торпеде», голова которой трясется от любого колебания. Причём, когда натягиваешь на себя шлем, складывается ощущение, что ты погрузился под воду – тишь и благодать.
Поймав баланс, ты садишься в машину, где тебя так «привязывают» пятью ремнями безопасности, что твой позвоночник прирастает к креслу штурмана. Как бы страшно тебе не было, остаётся прикованной смотреть только вперед.
После такой «прокачки» ты отправляешься в путь, развивать максимальную скорость. В машине для разговора с пилотом используется «музычка» – наушники, встроенные в шлем, так как рёв двигателя заглушает любые сказанные тобой фразы. Тебя трясёт, ты орёшь в микрофон, но едешь.
«Тесты» – это «репетиция» перед основными соревнованиями. Тут и первые зрители появляются. Они приветствуют тебя и, словно суфлёры, жестами показывают, что делать на дороге.
На «финише» в дому, не заметив меня, «товарищ», контролирующий процесс подготовки спортсменов, спросил: «Она хоть что-нибудь у тебя читает?»
«Вообще-то ОНА тут! – рявкнула я на него. – Да, читаю стенограмму, даже попадаю в «ногу».
Выжив из себя по максимуму на «прогоне», я уже была готова и к ознакомлению с основной трассой, но пока не представляла, как сложится сама гонка.
Пореветь моторами
В ралли я попала по правилу «Бензин ваш — идеи наши», о чём я уже писала. Тут ты начинаешь понимать, что автомобиль – всё-таки роскошь, а не средство передвижения.
Содержание боевого железного коня может проесть большую дырку в бюджете: минимум на авто перед гонкой тратится 50 тысяч. При этом никто не исключает, что автомобиль может встать «на глобальные уши» или «разложиться до состояния мяса», или попросту выйти из строя на трассе.
Вот и получается, что в ралли участвуют либо «бомжи-драйверы», с этой терминологией познакомил меня Алексей Блохин, либо «бизнес-драйверы». Одни к гонкам подходят с душой, другие – с деньгами.
«Гонщик... Наверное, осталась ещё та романтика, – оправдывал свои затраты Алексей Блохин. – А вообще мы все адреналиновые наркоманы».
400 км за 8 тысяч рублей
«Либо медленно и верно, либо быстро и мимо», – обратился ко мне на ознакомлении с трассой Сергей Алексеев.
«Мой вариант – медленно, но не факт, что верно», – размышляла я за сутки до гонки, прибыв в Пушкинские Горы на знакомство с трассой, где, по мнению Дениса Баулина, даже «лоси в поэзии и стихах».
Получив на руки дорожную карту, где был прописан маршрут соревнований, мы отправились прокладывать себе путь до финиша. Дорога, которую нам предстояло «покорить», пестрила горками, трамплинами и резкими поворотами. «Вот тут мне и понадобится помощь штурмана», – как-то неуверенно произнёс Сергей Алексеев.
«Обкатать» её мы могли всего два раза: первый – прописывали стенограмму, второй – двигались уже по написанному.
Обкатывали трассу мы на такси, намотав по счётчику около 400 км на сумму 8 тысяч рублей. Транспорт предоставил ещё один «адреналиновый зависимый» – Роман Жгутский. Скромный, но титулованный псковский гонщик-любитель.
Оставшись с трассой на Вы, я уже предвкушала предстоящее ралли. Я медленно вырисовывала в голове красочные картины, как буду входить в повороты на скорости 120 км в час, бойко подпрыгивать на трамплинах, и, не успевая прийти в сознание, перекатываться с горки на горку.
Но впереди была ещё ночь на осмысление и утро для старта. Вечером я провела целый ритуал: несколько раз перечитала стенограмму, старательно окольцевав красным маркером, словно оберегом от неверного шага, сложные участки.
В этот же день «горлопанистые» автомобили, все 72 экипажа, собрались в центре Пушкинских Гор на площади у Научно-культурного центра Пушкинского музея-заповедника поболтать, а заодно «пореветь» моторами для зрителей, которые аплодировали каждой команде отдельно. Порция славы досталась и мне. Было приятно, но непонятно, за что такие овации. Я даже засмущалась...
50 фронтовых за 80 боевых
Утро было в стиле «экшн»: заправка и наш «Логан» уже на старте под 56 номером. Обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один… Несёмся по первому спецучастку (СУ), наблюдая, как кто-то «поймал крышу» – оказался в кювете.
«Агааа...» – подумала я. Стараясь не придавать этому значение, «погнала» дальше пищишь свою стенограмму. Я не понимала своих ощущений: мне хотелось то ли плакать, то ли смеяться, ведь всё-таки осознание того, что «вокруг шум», ударило кулаком по темечку. Как мне потом объяснили, это был мой первый в жизни адреналиновый приход.
Дышите глубже, проезжаем... Фу, выдохнули: перегон – дистанция до следующего СУ, то есть спецучастка. Как я его пролетела, честно, не помню. Как будто «в отключке». Признаюсь, взвизгнула и «дала немного» – потерялась в стенограмме, а может и много, кто ж теперь разберёт...
На третьем скоростном участке меня поджидали трамплин, перегруз и зрители. На пике трамплина словно кто-то нажимает стоп-кадр: отрываясь колёсами от земли при прыжке, ты зависаешь в воздухе на долю секунды, а потом резко, правда уже с перекошенным ртом, плюхаешься обратно и «дубасишь на прямичке».
«Разгруз» описать сложнее: тебе щекотно и страшно. Органы внутри моего тела сжались и обтёрлись друг об друга, а потом захотели разом вырваться наружу. Вспоминаются наставления девушек-штурманОв: главное, это контроль и самодисциплина – никаких посторонних мыслей! А откуда им взяться, спрашивается?
Потом отпускает, но на шутливое предложили поменяться местами с пилотом, сказу мысли приходят в тонус. Любезно отказываюсь.
Ты едешь в сервиспарк, обедаешь и новый круг бешеных скоростей и опасных СУ. Правда ко второй секции ты уже подходишь прям «очень настоящим» штурманом. Ты как юнец, переборовший страх, уже на взводе и сам лезешь на рожон: готов «гнать на все деньги», чтобы вырвать секунды у соперников.
После гонки я выпила свои «фронтовые» за преодоление 80 км на максимальной скорости, которую только мог развить наш «конь». Всего же мы проехали около 240 км. Я и Сергей Алексеев стали вторыми в зачёте Кубка Логана. Если учесть, что эта гонка стала для меня дебютной, то очень даже и неплохой результат, смело могу сказать себе, что я молодец.
Некоторым повезло меньше: четырнадцать экипажей по разным причинам сошли с дистанции. Мог выбыть из борьбы и экипаж, который обошёл нас на этом этапе Кубка Логана. На одном из СУ у ребят открутился руль. Во время перегона они смогли приладить его обратно при помощи отвёртки и в итоге отыграли потерянные секунды. В прошлом сезоне этому экипажу из Карелии не везло на четырёх гонках подряд.
Порадоваться можно и за Алексея Блохина с Денисом Баулиным, которых зрители даже на спецучастках встречали овациями. И дело тут совсем не в том, что ребята показали выдающийся результат. Все были рады тому, что псковский экипаж, наконец-то доехал до финиша. В прошлом году Алексею Блохину это ни разу не удавалось: на «Голубых озёрах – 2013» техническая инспекция не допустила его «Опель» к участию из-за несоответствующего требованиями топливного бака, на ралли «Струги Красные – 2013» и «Псков - 2013» пришлось сойти с дистанции из-за неполадок. В этот раз, кстати, без приключений тоже не обошлось: у «Опеля» вылетела третья передача, но экипаж не сдался и доехал.
Награждение победителей прошло в пафосном зале Научно-культурного центра в Пушкинских Горах. Вот он мой первый «Оскар» Кубок. Этот «красавец» теперь стоит у меня на полке: где ещё, как минимум, должны появиться два приза.
Церемония награждения была бы не церемонией, если бы я кого-то не поблагодарила: «Сургутнефтегаз» - за бензин, компанию «Авто-АС» - за техническую поддержку нашего «Логана», председателя Федерации автоспорта Псковской области Олега Мыслевича - за организацию гонки и помощь нашему экипажу, пилота Сергея Алексеева - за терпение, быструю реакцию и уверенное вождение, а также зрителей и коллег из Медиа-холдинга Псковской области – за поддержку! Одим словом, всех, кто окружал меня. Занавес, теперь точно всё по «фен-шуй».
Женский взгляд на мужские игры
Вот и закончились мои три дня непрерывного движения. Всё хорошее, конечно, быстро забывается, а вот тяга почитать стенограмму и поездить по грунтовке на перегонки – остаётся.
«Когда отгоняешь гонку, три дня потом улыбаешься. Мы действительно наркоманы»,- рассказывала мне девушка-штурман Юлия. Она принимает участие в гонках с 2005 года. «Моему мужу говорят, лучше бы она у тебя крестиком вышивала. Он отвечает, что и на это я тоже трачу семейные деньги», - смеялась пилотесса.
По мнению другой «штурманессы», на трассе оставляешь весь негатив. «Как прокатишься, и можно опять приступать к работе», - заверила она меня. Кто-то рассказывал, что это очень изыскано для девушки - быть штурманом, некоторые говорили, что теперь наравне с мужчинами «шарят» в машинах, ещё и другим на дорогах помогают.
«В общем, нас, девушек-штурманов, всех покусали когда-то гонщики», – заключила бойкая Ольга Стебихова – девушка гонщик и штурман в одном лице.
Вот и я немного «пожёванная» пилотом, морально готовлюсь к предстоящим двум этапам Кубка России, которые пройдут в июле и сентябре.
Да, и ещё! Оказалось, что гонщики – очень доброжелательные люди, готовые в любой момент прийти на помощь. Попросить «двигло» или, например, батарейки, можно у любого – дадут без проблем. Что говорить, не жадничают. Вот и меня одевали с мира по нитке: у одного - попросили шлем, другой - принёс костюм, третий - одолжил огнезащитное бельё... Но одели же! Выглядела не хуже любого пилота «Формулы 1».