Александр Друзь: Просто глупость — не порок, а вот активная — порок

Магистр игры «Что? Где? Когда» Александр Друзь в Пскове гость довольно частый. Сюда он приезжает с завидным постоянством на различные интеллектуальные фестивали и турниры. В этом году Друзь в очередной раз посетил международный научно-спортивно-творческий фестиваль «Псковское вече», который традиционно проходит в Псковском филиале Академии ФСИН России. Пока юные знатоки соревновались, кто больше ответит на вопросы, телевизионный гость уделил внимание журналистам. Друзь рассказал почему не может сегодня пригодиться Законодательному собранию Санкт-Петербурга, сравнил по крутости спортивное «Что? Где? Когда?» и телевизионное, а также поделился секретом долголетия своего брака и объяснил, почему Брут и Эллочка Людоедова никогда не появятся в его френдленте. 

«Думал, что Законодательному собранию Санкт-Петербурга нужны умные и честные люди»

- Вы уже не первый раз приезжаете в Псков...

- Конкретно на этот турнир — четвертый раз.

- Это связанно с географической близостью Санкт-Петербурга, или с чем-то еще?

- Безусловно, как любой петербуржец, я люблю ближайшие к нам места Северо-Запада. Но в Псков меня привлекает не только территориальная близость и исторические места, но и то, что на этом турнире наша игра ломает стереотипы. Не секрет, что в народе складывается мнение о представителях силовых структур, что они не слишком интеллектуальные. Этот турнир доказывает обратное. Поэтому с удовольствием сюда приезжаю, когда меня приглашают.

- Вы посещаете в Пскове не только фестивали, которые проводятся на территории Псковского филиала Академии ФСИН. В частности, вы были несколько раз на «Псковских снетках», приезжали на чемпионат России по «Что? Где? Когда?»... При этом те же «снетки», которые хорошо о себе заявили, в прошлом году не проводились... Является ли это проблемой для развития игры?

- Да, когда соревнование, которое зарекомендовало себя с хорошей стороны вдруг почему-то пробуксовывает — это всегда проблема. С другой стороны, как я понимаю, причины здесь бывают разного свойства. Не только, допустим, финансовые или организационные. Проведение соревнования — это всегда дело такое личное. Бывает, что у организатора по личным причинам просто не находится на это времени: семейные обстоятельства или еще что-то. Я проводил много турниров и знаю об этом. Хочется пожелать, чтобы в следующем сезоне «Псковские снетки» были.

- Александр Абрамович, вы хотели стать депутатом Законодательного собрания Сантк-Петербурга...

- Два раза.

- Что было причиной? И почему при всей вашей 100% узнаваемости вы не стали депутатом?

- Про второй раз я могу сказать. Партию, которую я представлял, сняли с регистрации. Два раза. Первый раз ее сняли с регистрации и дальше она восстановилась в списках по суду. А дальше суд высшей инстанции подтвердил решение избирательной комиссии, то есть второй раз сняли... Я почему-то думал, что в Законодательном собрании Санкт-Петербурга могут пригодиться люди честные и умные. Выяснилось, что это не так. Слабым утешением может послужить то, что те выборы, в которых я участвовал, проходили достаточно скандально. Человек, который победил на моем участке, не доработал до конца депутатского срока, сложил с себя полномочия и получил 7,5 лет условно.

Надо сказать, что нынешний спикер Законодательного собрания Макаров был моим конкурентом в тех выборах. И он тоже пришел не первым. Так что те выборы были вот такими...

«Я отвечаю за свои слова»

- Не знаю, согласитесь вы или нет, но сейчас существует мнение, что телевизионное «Что? Где? Когда?» больше превращается в ток-шоу. В отличие от спортивного «Что? Где? Когда?», где и составы команд сильнее, да и вопросы сложнее...

- Во-первых, я не понимаю, как обычное шоу может превратиться в ток-шоу? Во-вторых, я не понимаю, почему оно превращается? Телевизионное «Что? Где? Когда?» всегда было зрелищем. Шоу — это зрелище. От того, что кто-то использует вместо зрелища заграничное «шоу» с негативным оттенком, хуже телевизионное «Что? Где? Когда» не становится.

Что касается спортивного «Что? Где? Когда?», то любой его участник, утверждающий, что оно круче, сильнее и интереснее телевизионного, будучи приглашенным на телевизионное «Что? Где? Когда?», побежит туда со всех ног. Что является подтверждением: все эти рассуждения, как говорят немцы, — остроты на лестнице. Когда человека не взяли в телевизионное «Что? Где? Когда?», он может рассуждать, что он круче, вопросы интереснее и так далее...

- Почему же тогда в телевизионной версии не участвуют такие сильные команды, как например, команда Антона Губанова? [Команда из Петродворца является двукратным чемпионом мира по спортивному «Что? Где? Когда?», трехкратным чемпионом России — прим. ПАИ]

- Антона Губанова неоднократно отсматривали для телевизионной программы «Что? Где? Когда?». Но, я так понимаю, что он не представляет для неё интереса. Потому что в обратном случае съемочная группа его бы взяла. Там существуют некоторые критерии, я не буду их раскрывать, лучше об этом спросить у съемочной группы...

Как человек, который пока - надеюсь, что не долго - единственный трехкратный чемпион мира по спортивному «Что? Где? Когда» и принимающий участие в телевизионной версии больше 30 лет, я за свои слова полностью отвечаю.

- У тех людей, кто постоянно смотрит телевизионную версию, складывается впечатление, что ведущие постоянно досаждают вам своими придирками. Сначала Ворошилов, теперь Крюк. Чего в этом больше: сценарного хода или личностных мотивов?

- Программа интерактивная, если что-то происходит — это интересно. Роль ведущего заключается в том, чтобы вывести игроков из себя. Задача игрока — не поддаваться на все на это. Смотреть за этим противоборством всегда интересно.

- Как на ваш взгляд устроен ум знатока, и оценивали вы свой IQ?

- Я свой IQ оценивал давно, еще в институте. Это был 1979 год. Честно сказать, не помню своих результатов, но помню — они мне понравились, я был удовлетворен. Думаю, что сейчас мой IQ стал сильно ниже. А как устроен ум... Трудно сказать. Давайте так: главное качество — он должен быть пытливым. Он должен подходить к окружающему миру с интересом и любознательностью. Это главное качество. Когда оно есть, человек способен играть в «Что? Где? Когда?».

- Если во время игры какой-то знаток отвечает на вопрос, на который вы не можете найти ответ, что вы чувствуете в этот момент?

- Мне хочется узнать, каким образом он до этого дошел. Как это получилось? Я понимаю, что человек в данном конкретном случае и месте делает что-то лучше, чем я. Мне хочется понять, как он это делает и перенять опыт.

«Не прощаю людям предательства и активной глупости»

- Что вы можете сказать про сегодняшний турнир «Псковское вече»?

- Турнир год от года совершенствуется. Я здесь уже четвертый раз и вижу, как псковские команды показывают результаты все лучше, как вопросный материал становится командно-ориентированным. Что происходит на «Псковском вече» - это очень хорошо. Организаторы и команды прогрессируют.

- Александр Абрамович, вы производите впечатление очень требовательного и строго человека. Вы можете простить людям их человеческие качества? И если да, то какие не сможете?

- Я очень мягкий и снисходительный человек, многое могу людям простить. За исключением двух негативных качеств. Первое качество — это предательство. Способность к предательству. Второе качество — активная глупость. Просто глупость — это не порок. А вот активная — порок. Но это с моей точки зрения.

- В одном из интервью вы сказали, что из 100 тысяч писем телезрителей отбор проходят около 200 вопросов. Кто проводит отбор, и какова степень секретности выбранных вопросов?

- Степень секретности высочайшая. Проводит отбор съемочная группа «Что? Где? Когда?». Это реальный факт: в год на программу приходит около 120 тысяч писем с вопросами. И это без интернета. Это то, что приходит в твердой копии. А сколько требуется положить вопросов на стол? 17 передач, где на каждой максимально могут быть заиграны 11 вопросов. Всего на стол кладут 12 вопросов, один остается. Вот и умножайте 12 на 17. Получается 204 вопроса. 

- Хотелось бы задать вопрос о вашей семье. Со своей супругой Еленой вы знакомы уже 50 лет...

- Уже 52.

- У вас дружная крепкая семья, две умницы дочки, две внучки...

- Уже три. Сегодня у нас 14-е? Ровно девять дней назад стало 3.

- В таком случае поздравляем! Расскажите, в чем секрет вашего семейного долголетия?

- Во взаимном доверии и взаимопонимании. Может быть, у нас такой долгий брак, потому что мы очень давно знакомы и хорошо друг друга понимаем. Ну, и во взаимном терпении. Когда ты хорошо понимаешь своего супруга, то к нему относишься снисходительно и прощаешь мелкие слабости, которые есть у каждого человека.

- Александр Абрамович, для вас идеальный отдых это...

- Путешествие с семьей. В какое-то место, где мы еще не были.

- Вы часто бываете в рабочих поездках. В чем вы видите смысл своей миссии?

- Недавно я был на турнире в Махачкале. В таких поездках я считаю своей задачей популяризировать интеллектуальные игры - они полезны для молодых людей — и помочь начинающим клубам наладить свою деятельность. И еще в большей степени наладить их взаимоотношение с местной администрацией. Потому что без поддержки административных структур невозможно организовать турнир или какой-то клуб.

- Как вы оцениваете новое поколение игроков, которое участвует в «Что? Где? Когда?» и «Брей-ринге»? Если их сравнить со «старой гвардией».

- Игроки разные бывают. И в «старой гвардии», и в «новой». Есть очень хорошие и перспективные. Среди телевизионных команд, которые в последние два года появились, команды Белозерова и Рудера мне очень симпатичны, там есть много перспективных ребят. Единственное, им очень тяжело входить в игру. Мы в свое время входили в игру под присмотром более опытных игроков. Практически не было такого, чтобы сажали команду новичков, которые раньше никогда не играли в телевизионном клубе. Всегда это как-то перемешивалось. На мой взгляд, входить в игру под присмотром более опытных игроков всегда легче. 

Записал Владимир КАПУСТИНСКИЙ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...