Моряки с Великой реки

Сегодня, 28 мая, псковские пограничники отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии этой знаменательной даты журналистам удалось «вывести на чистую воду» экипаж сторожевого катера «Мангуст», состоящий из шести человек, чья основная задача охранять государственную озёрную границу, пересечь которую не возможно даже при наличии Шенгенской визы.

10:00. Уютная небольшая комната. Подъём, пора приниматься за работу. Открываешь дверь – перед тобой радист и кок в одном лице хозяйничает на кухне, а за окном вместо типичного урбанистического пейзажа – водная гладь. Понимаешь, что это уже не сон... Ты на катере «Мангуст»: вместо комнаты – каюта, а привычный «квадрат» на улицу заменяет иллюминатор.

Капитан за штурвалом. Впереди патрулирование акватории Псково-Чудского водоёма или, как говорят на судне, «Псковского моря» в сопровождении боевого состава отряда сторожевых кораблей Пограничного управления УФСБ России по Псковской области.

«Летучий голландец»

Бутылка шампанского была разбита о борт сторожевого катера «Мангуст», поступившего  для охраны 159 километров водной  границы – от деревни Наволок Псковского района до деревни Козий берег Гдовского района – в 2012 году.

Эстонцы за быстроходность назвали его «Летучим голландцем»: 20-метровое судно может развивать скорость до 50 узлов, это около 100 км в час. Как заметил его командир - старший мичман Валерий Егоров, «наш катер – самый лучший», но один-одинешенек: встроенной системе радиолокационного опознания «Свой-чужой» пока на территории трёх озёр различать некого.

На «Мангусте» созданы все условия для комфортного несение службы моряков: каюты, гальюн, камбус, где во главе стола – телевизор с эстонской «цифрой». Как настоящий «хищник» катер вооружён «до зубов», правда 14,5 мм стационарная тумбовая пулемётная установка пока снята, но как бы предупреждает, что «всё будет зависеть от обстановки».

Судно «набито» всевозможной современной техникой: бортовые компьютеры, система УКВ, камеры ночного и дневного видеонаблюдения и другая мощная начинка. Даже есть станция, по которой можно «достучаться» до Москвы.

Работает оборудованная по последнему слову техники машина на двух американских двигателях, которые легко приспособились к российской солярке.

«В руках капитана 130 миллионов, ну, и наши жизни», – шутливо заметил заместитель командира дивизиона пограничных сторожевых катеров псковского Погрануправления по электромеханической части Юрий Покатов, добавив, что у эстонцев таких катеров нет.

«Вообще, мы чувствуем с эстонской стороны внимание к своему катеру – к его скорости и возможностям», – заметил Валерий Егоров.

Помимо патрулирования территориальных вод, пограничники обеспечивают и охрану биоресурсов в прибрежных районах. «Мангуст» участвует в проведении поисково-спасательных операций, борьбе с контрабандой, а также проводит совместные рейды с Рыбинспецией, по осени следит за соблюдением квот. «Мангуст» не раз спасал рыбаков, оказывал помощь МЧС и даже на Олимпиаде в Сочи был . Экипаж катера может заступать и на военное дежурство.

«Не такие длинные руки у нас, как хотелось бы, но... границу свою защищаем надёжно», – уверил Юрий Покатов.

Между РФ и EST

«Внимание к скорости и возможностям» особенно чувствовалось на незримой озёрной границе где-то между Россией и Эстонией: единственное, что визуально разделяет два государства – это катер береговой охраны, к которому мы приплыли.

«Девушка, эстонцы даже слышат, какие вопросы сейчас вы мне задаете», – пошутил один из моряков, который заступает на 15-дневную службу на катер. Проще говоря, дежурство заключается в том, чтобы докладывать всё ли спокойно на границе.

Спокойнее стало только на суше, когда мы причалили на радиотехнический пост (РТП), расположенный в деревне Медли, на острове Колпина. Как рассказал врио начальника поста Андрей Григорьев, РТП обслуживает шесть приграничных деревень, расположенных на двух островах.

Пограничники обозревают надводную обстановку в радиусе до 12 км с высоты пятого этажа. Также имеется радиолокационная станция, которая фиксирует всё: начиная от лебедей и лис, заканчивая человеком и судами.

Прогресс на лицо: скоро техника позволит пограничникам определять какая рыба на борту того или иного судна.

Посмотрев, как живут пограничники, мы отправились дальше в «кругосветку» по «Псковскому морю». Чтобы не сесть на песчаные отмели, на русском запросили у эстонской стороны разрешение пересечь их границу, так как путь не возможен по нашей стороне – мешает мелководье и каменная гряда.

Проехали посёлок Самолва, где снимали знаменитый фильм «Александр Невский», а после отправились путём немецких рыцарей к предполагаемому месту Ледового побоища – остров Сиговица в устье реки Желча. В то место, где течение не совпадает с ветром, а поэтому вода никогда не замерзает.

«Князь специально расположил здесь свои войска, так как лёд был тонкий и никогда не замерзал. Наши войска отступили чуть-чуть — а за ними ливонцы», – отметил Юрий Покатов. По его словам, доспехи рыцарей до сих пор покоятся под трёхметровым слоем ила.

 Чайка в «море»

После нас только солью... «Надо солью посыпать, чтобы духа женского не было», - заявил один из членов экипажа, когда палубу покидала прекрасная половина журналистского пула.

«Да и самому помыться за одно, чтобы женскими духами не пахло. Жена не поймёт», – пошутил другой.

Всем известно, что женщина на корабле – это плохая примета. «Но когда вас много, она не действует», – заверил капитан. Но, тем не менее, после визита женщин палубу судна тщательно драят.

 Вообще, там, где работа связана с риском, примет найдется вагон и маленькая тележка: помимо боязни женского духа, моряки не бреются по пятницам и 13 числа на воду стараются не выходить, пальцем на корабль не показывают, и, видимо, крестятся три раза, так как на судне имеется икона Святого праведного Феодора Ушакова.

Чтобы посвятить в моряки, нас, журналистов, стоило бы напоить озёрной водой. «Но проще выбросить вас, чем потом от отравления лечить», – смеялся капитан. Оказывается, что это ещё одна традиция, которая действует в независимости от сезона.

Вот, с такими шутками да прибаутками добрались мы обратно, туда, где начинался наш путь – на берег реки Каменка в деревню Наволок на базу пограничников.

Уже вечером, прогуливаясь по набережной, я вспомнила ещё одну примету: «Красно солнце село в воду – жди хорошую погоду». С утра так и получилось, моряки не обманули.

Дарья Никишина.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...