Игорь Балабуст о том, что надо изменить в системе образования
Если верить тому, что говорится в СМИ и на форумах, то практически никто у нас в стране ничего не делает так, как надо. (Исходя из чего можно подумать, что все себе примерно представляют, КАК именно надо все делать, только почему-то все равно не делают). Режиссеры, мол, снимают плохие фильмы и ставят никудышные спектакли. Врачи, дескать, не лечат, а калечат. Учителя, якобы, учат кое-как, всерьез не разбираясь, дали они что-то детям или нет. Дорожники не хотят делать качественный ремонт дорог – деньги за работы берут по конкурсу, а все равно асфальт кладут неровно. Строители – строят тяп-ляп так что того и гляди что-нибудь упадет сразу после сдачи объекта. Электрики с проводкой «колдуют» - пожар нет-нет и «наколдуют». У менеджеров всех уровней стагнация в головах. Депутаты всех парламентов принимают законы неправильные… И все только и ждут, когда уже придет такой умный дядя (или тетя), который все за всех придумает и сам же сделает. Только непонятно, чем тогда ВСЕ остальные будут заниматься.
Ну так давайте разберемся – почему у нас все так плохо?
Для начала вспомним, КАК подавляющее большинство нашей молодежи получает вожделенное высшее образование (наличие документа о котором уж очень важно для работодателей независимо от того, на какую работу нужен человек).
«Спецоперации» по применению шпаргалок – это технология вчерашнего дня, хотя тоже используется. Сейчас «на потоке» другие «спецоперации», когда отдельные студенты или даже целые группы заранее «договариваются» с преподавателями. Я уже не говорю о том,
как «покупают» дипломы и диссертации, как «заказывают» кому-то за деньги контрольные, курсовые и дипломные работы. Мало того, что слишком многие вообще не представляют, зачем они учатся именно там, где учатся. А вкупе с применением «новых современных технологий покупки знаний» мы получаем никуда не годных «специалистов», которые на самом деле специалистами являются только в одном – как бы кого «объегорить», чтобы самим не слишком напрягаться интеллектуально и физически. И самое интересное и страшное – что многие родители поощряют все это! А ведь это замкнутый круг. При таком отношении уровень образования может только и дальше падать.
Дальше - все очень просто. Если человек нисколько не хотел напрягаться уже на этапе обучения, а только везде искал «халяву», он никогда не будет ни в какой сфере хорошим, старательным, продуктивным работником, толковым специалистом. Потому что его стиль мышления, поведение, его отношение к труду этого не позволят. Ему будет всегда казаться, что он перетрудился, что его труд недооценен, о качестве своей работы он будет заботиться не в первую очередь.
Некоторые «кивают» на преподавателей, мол, это они, супостаты, чуть ли не вымогают из студентов деньги. Но это – ложное утверждение. Из всех моих знакомых, которые заканчивали разные вузы в разных городах, устилать дорогу к диплому взятками были всегда готовы именно те, кто и не собрался нормально учиться. Те же, кто учился нормально, не боялся труда, они спокойно заканчивали свои ВУЗы и ни разу никому не платили за зачет или экзамен (и, кстати, гордятся этим).
Размах коррупции, которую сейчас так ругают наши граждане, - он порожден самими нашими гражданами, их ленью и, извините, наглостью.
Как в теории рыночной экономики, так и в истории с взятками – именно спрос порождает предложение. То же самое можно сказать и о «купленных» диссертациях – люди, покупая себе статус кандидата или доктора наук, причем за немалые деньги, хотят казаться умнее, чем они есть на самом деле. Но ведь это очень легко распознается в деле.
Не только в России такая проблема. В прошлом году в Германии был скандал на высоком уровне, когда Аннетте Шаван лишилась поста министра образования после того, как в ее диссертации, написанной 33 года назад (!), обнаружился плагиат. В 2011 году там же, в Германии, по такой же причине подал в отставку министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг – из-за плагиата в его диссертации.
У нас же это в порядке вещей, «шалости» с покупкой оценок, дипломов, диссертаций почему-то всем прощаются, они вообще считаются нормой жизни, в первую очередь, у рядовых граждан. Люди всерьез полагают, что формальный статус может заменить реальные способности, настоящее трудолюбие, знания, опыт, мозги, в конце концов.
По большому счету, всех, кто «покупает» зачеты и оценки на экзаменах, покупает дипломы, контрольные и курсовые работы, покупает диссертации – их всех нужно причесать «под одну гребенку», по смыслу они одинаковы. А теперь представьте – какая это огромная армия людей. Целое поколение трудовых ресурсов. Которые вот ТАК поняли, что распоряжаться свободой выбора поведения, которую получили после развала СССР. И чего же мы удивляемся после этого, что крокодил у нас не ловится?
Я считаю, что надо каленым железом выжигать такие явления. Как только студент попался на «покупке» того, что он должен получать собственными стараниями, – все, диплом такому студенту давать нельзя в принципе! Тем более диплом о высшем образовании.
Хватит самим себя обманывать. Только в каком-то выдуманном мире якобы образованные люди могут якобы что-то нормально сделать. На самом деле, такие люди не имеют никакого права ни на что претендовать и, тем более, чего-то требовать от других.
Как искоренить «покупку» того, что должно доставаться только трудом? Нужно вводить жесткую систему контроля приемки экзаменов. Вплоть до участия прокуратуры, повсеместного введения видеонаблюдения за сдачей экзаменов в ВУЗах. Ведь по тому, как отвечают студенты, прекрасно видно, соображают они что-нибудь или нет. Возможны и другие варианты. Их нужно обсуждать и внедрять.
А иначе мы так и будем жаловаться, что у нас и тут, и там плохие работники, хоть и с высшим образованием, и будем искать виноватых.
Игорь БАЛАБУСТ, председатель Совета Трудовой партии России в Псковской области