Псковские художники передали в дар музею 29 живописных работ

Псковские художники Геннадий Байгулов, Ирина Гладун, Ирина Гурская, Анатолий Жбанов, Юрий Жулин, Александр Кузьмин, Борис Николаев, Анатолий Портнягин, Валентин Решетов, Николай Самойленко, Виктор Тимофеев и Эдуард Шарипов передали свои работы в дар Псковскому музею-заповеднику. Как сообщили Псковскому агентству информации в информацинном отделе музея, проект «Псковская коллекция», в рамках которого картины местных живописцев были переданы в музей, финансируется администрацией Псковской области.

Художники не только предоставили свои работы, но и при участии руководителя проекта Ирины Жбановой обогатили состав «Псковской коллекции» произведениями безвременно ушедших коллег, почтив память Валентина Васильева, Анатолия Никонова, Эдуарда Тарасевича, Владимира Троицкого и Александра Шершнёва. В общей сложности в музей были переданы 29 работ. 

Живопись, количественно преобладающая в «Псковской коллекции», очень различна, в том числе и в стилистическом отношении. Два натурных живописных этюда Г. Байгулова, относящиеся к 1980-годам запечатлели знакомые, но со временем претерпевшие изменения, исторические уголки Пскова, сохранив свежесть первоначального авторского впечатления. 

 

 


 Нежная трепетная живописная поверхность работ А. Портнягина, где по-импрессионистски сплавлены цвет предметов и окружающая их световоздушная среда, не только делает их привлекательными для взора зрителя, но и передаёт особенность авторского восприятия мира.

 

Впервые в состав фондов Псковского музея-заповедника войдёт работа Б. Николаева. Кто только до  него не писал  живописно стоящую церковь Николы с Гребли - однако он сделал это по-своему и с искренним чувством.

В «Псковской коллекции» зритель увидит и детские грёзы, зашифрованные в сложной фактурной поверхности картины И. Гурской («Мишины сны»,2009), и лёгкие, прозрачные тональности пейзажей, созданных «порхающей» кистью И. Гладун («Париж. Карусель»,2014, «Павловск. Середина лета»), и декоративные фантазии Ю. Жулина («Отблески». 2011, «Гадалка»,2005), и изящный «модильянистый» портрет жены Н. Самойленко, и безупречно построенные композиции смысловых объектов В. Тимофеева («Гадкий утёнок», 2008; «Разделяй и властвуй»,2008; «Композиция»,2008; «Жёсткий хлеб», 2007).

 

Большой акварельный «Портрет М. И. Семёнова» (2010), сделанный А. Кузьминым - пока единственное в своём роде изображение этого знаменитого псковича в фондах нашего музея. Убедительное портретное сходство, «говорящий» архитектурный фон сообщают акварельному листу основательность картины.

 

В отличие от Кузьмина, чью работу можно отнести к разряду «портретов-воспоминаний» или «воображаемых портретов», А.Жбанов писал групповой портрет своих знакомых-односельчан непосредственно с натуры – так сказать «с пылу с жару»(«Аисты прилетели», 2009). Этот холст представляется нам одним из наиболее сильных в ряду других заслуживающих внимания работ  талантливого живописца.

 

 

Частицей «Псковской коллекции» стали холсты В. Решетова, увлечённого творчеством одного из главных «генераторов идей» начала XX века настолько, что его вполне можно причислить к заочным ученикам Павла Филонова («Отражение», 2002). Однако это не помешало автору  убедительно и по-своему запечатлеть  трогательное и искреннее раскаяние человека («Святой Пётр». 2001).

Собрание Псковской картинной галереи формировалось постепенно и с момента поступления первых произведений изобразительного искусства прошло более 100 лет. Процесс этот проходил в достаточной мере стихийно, однако в результате к началу 21 века сложилась музейная коллекция со своими особенностями -  основа экспозиции русского изобразительного искусства XVIII-нач.XIX вв. и временных тематических выставок.

 

 

С началом «эпохи постмодернизма» художественные фонды пополняются произведениями, которые раньше трудно было представить в пространстве музея, тем более провинциального. К ним можно отнести и две работы Эдуарда Шарипова,являющиеся чем-по пограничным  между объектом и станковой картиной. Удивителен прежде всего использованный художником материал. В одном случае это старый кусок железа («Взгляд»,2006), из ржавой поверхности которого проступает нечто нерукотворное.

 

В другой работе Шарипова («Сельский учитель физики») в качестве основы портрета взят фрагмент то ли забора, то ли стены бедного сельского жилища.  В редком по аскетизму использованных средств произведении изображение юного подвижника перерастает рамки портретного жанра.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...