«Ценности, которые нас объединяют» #7: «Забота»
ЗАБОТА
«Приоритетом всегда считал социальную политику — заботу о простом человеке»
Вы помните, что определяли в начале своей работы в Пскове основным приоритетом?
Конечно. В то время весь мир боролся с последствиями глобального финансового кризиса. Он серьезно ударил по большинству государств мира — даже таких великих держав, как Россия. Вся страна ощущала на себе последствия чудовищного экономического потрясения, и Псковская область не была исключением.
В нашем регионе ситуация была усугублена еще и множеством собственных острых проблем, которые накапливались даже не годами — десятилетиями. Поэтому приоритетом я считал и считаю сейчас социальную политику, а именно заботу о простом человеке.
В 2009-м задачей было сделать так, чтобы эти последствия кризиса как можно в меньшей степени отразились на жителях Псковской области. Я публично пообещал, что все социальные выплаты и социальные гарантии будут сохранены в полном объеме. За пять лет мы не только сохранили весь социальный пакет, но и значительно нарастили расходы на социальную политику с 2,5 млрд в 2008 году до 5,4 млрд в 2013-м. «Социальный пакет» был значительно расширен. Мы ввели звание «Ветеран труда», выплаты усыновителям, льготы многодетным семьям, ежегодные единовременные выплаты ветеранам, подъемные молодым учителям и врачам, санаторно-курортные для бюджетников и многое другое.
А что в образовании, здравоохранении, культуре?
На образование теперь тратим в 1,6 раза больше (ежегодные расходы выросли с 4,6 млрд до 7,6 млрд рублей), на культуру — в 2,3 раза (с 574 млн до 1,3 млрд), на здравоохранение — в 2 раза (с 2,9 млрд до 5,8 млрд). В целом за эти пять лет мы добились фактического удвоения расходов на социальный блок.
Благодаря чему это стало возможным?
С самого начала работы были принципиально изменены подходы к формированию бюджета. Мы перешли от режима жесткой бюджетной экономии и оптимизации социальной сферы к увеличению расходов на развитие инфраструктуры и активному привлечению федеральных средств по целевым государственным программам за счет софинансирования их из областной казны. Область начала активно и настойчиво работать в министерствах и ведомствах РФ, добиваться участия в реализации всех программ, намеченных президентом и правительством страны. Это касалось жилищного строительства, здравоохранения, образования, сельского хозяйства, других социально важных сфер.
«Ни один кредит область не «проела» — всё пошло в дело»
Как-то, говоря о ситуации, которая сложилась в Псковской области к концу 2000-х, вы прибегли к такому образу: мол, все мы живем в доме, с детьми и стариками, о которых нужно заботиться. Дом большой, красивый, но трубы текут, система отопления вот-вот выйдет из строя из-за ветхости, ходить по вздыбленным полам невозможно, а древний флигель, украшение вашего дома, стоит с погоревшей крышей уже много лет. Всех доходов жильцов хватает еле-еле, чтобы поддерживать нуждающихся, и на зиму дров закупать. Молодые жильцы из этого дома разъезжаются, богатые жильцы с деньгами заселяться к вам не хотят...
А разве это не так было?
Да нет, образ-то как раз достаточно точный. Я к тому, что выбор в такой ситуации невелик: либо искать деньги на ремонт «дома» и начинать делать самое срочное (при этом сокращать социальные расходы никак нельзя), либо надеяться на авось, мол, стоял «наш дом» 20 лет после Союза без ремонтов и еще столько же простоит...
Второй вариант для нас был категорически неприемлем. Вопрос: где взять деньги?
Кредитование, привлечение инвесторов, выколачивание безвозмездных средств из Москвы?
Совершенно верно. Других вариантов просто не существовало. Этим мы и занимались. Безвозмездные поступления из федерального центра выросли за это время на 70%, инвестиции выросли кратно.
Действительно, такого внимания к Псковской области со стороны Москвы и такого количества финансовых средств из федерального центра не было ни при одном из ваших предшественников.
При этом ни один привлеченный кредит не был областью «проеден». Все вкладывалось в то, что дает отдачу, положительную динамику роста валового регионального продукта (ВРП) и собственных доходов, что мы и наблюдаем все последние годы.
Однако о росте благосостояния и уровне жизни люди судят не по общим цифрам, а по своей зарплате...
Среднемесячная зарплата по области выросла почти вдвое: в 2008 году была 11 тысяч, сейчас больше двадцати. Это в целом, а что касается, например, бюджетников: у врачей в 2009-м было в среднем 16 600 рублей, в прошлом году уже 32 500, воспитатели в детских садах получали в среднем 8 тысяч, сейчас — порядка 17 тысяч, педагоги — было 10, в 2013-м уже 20 700 рублей.
Это, конечно, еще не те суммы, которые должны быть, но останавливаться на достигнутом мы не намерены. Потому что прекрасно понимаем: в Псковской области вопрос заработных плат — это вопрос социального благополучия населения и самоуважения власти.
«Роста рождаемости и такого количества многодетных у нас не было десятилетия»
Демографическая проблема – одна из острейших болевых точек Псковской области в XX-XXI веках. Отрицательные тенденции начались еще в первой половине прошлого столетия. Последствия мировых войн, высокая смертность, отток молодежи в крупные административные и промышленные центры привели к тому, что при сохранении существующих темпов убыли населения регион мог бы превратиться через 50-70 лет в почти безлюдную пустыню. На чем была построена ваша демографическая политика?
Подступиться к этой проблеме, реально переломить ситуацию в 2009 году казалось невозможным. Вымирание области воспринималось экспертами и общественностью как печальный факт, не требующий обсуждений. Помимо традиционного для нас фактора миграции в столицы, добавилась разруха перестройки и 1990-х. Резко сократилась рождаемость, как снежный ком росла смертность населения. Социальная нестабильность, устаревшее здравоохранение, криминал, ДТП, алкогольные отравления сделали Псковскую область самым вымирающим регионом в России. Динамика «обезлюживания» региона насчитывает десятки лет.
Мы понимали, что за 5 лет переломить ситуацию невозможно. Тем не менее многое удалось сделать. Работа велась в двух направлениях: снижение смертности и стимулирование рождаемости. И сегодня мы не без гордости можем говорить о позитивных тенденциях в основных медико-демографических показателях региона. Так, мы уверенно перевалили за 7000 рождений ежегодно. По большинству классов заболеваний в регионе наблюдается устойчивое снижение показателей заболеваемости и смертности, причем в ряде случаев темпы снижения опережают и округ, и Российскую Федерацию в целом. За последние пять лет в Псковской области произошло снижение смертности на 11,5%. Снижение младенческой смертности произошло на 23% (этот показатель у нас лучше среднероссийского). За последние 2 года в регионе не зарегистрировано случаев материнской смертности. Результат положительной динамики рождаемости и смертности — это сокращение естественной убыли населения.
Говорящая цифра — естественная убыль нашего населения сократилась вдвое, более чем на 4600 человек ежегодно. Вдумайтесь в эти цифры: если раньше мы с вами теряли 11 тысяч человек в год, то теперь мы почти половину наших жителей сохраняем. Рост рождаемости и снижение смертности напрямую повлияли на еще один важный показатель — продолжительность жизни. С 2009 года продолжительность жизни в Псковской области увеличилась более чем на 5%. Показатель, достигнутый за 2013 год, — без малого 68 лет. К 2018 году мы должны обеспечить в области среднюю продолжительность жизни 70,3 года.
Невооруженным взглядом видно, что увеличилось количество мам с детьми. Перестают быть редкостью семьи, где трое и больше детей.
Люди перестают бояться заводить детей, количество многодетных семей в Псковской области за последние три года увеличивается на 400 в год. Такого явления, как рост рождаемости и рост количества многодетных, у нас не было десятилетия.
А что из сделанного в сфере здравоохранения вы считаете главным?
Введены в эксплуатацию региональный сосудистый центр в Пскове, два первичных сосудистых отделения в Великих Луках и Острове. Завершается строительство — готовится к сдаче в этом году областной онкоцентр с современным лучевым каньоном.
В Стругокрасненском районе закончено строительство новой центральной районной больницы. Проведены капитальные ремонты в Псковском перинатальном центре, родильного отделения в Порховской районной больнице, гинекологического стационара в Великолукской городской больнице. За счет средств областного и федерального бюджетов отремонтированы и оснащены 28 травмоцентров, расположенных вдоль федеральных трасс М-9 и М-20.
Результат всей этой работы — снижение показателя смертности от ДТП, по причинам сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, от новообразований. Больше жизней удается спасти благодаря оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
В регионе впервые появились и стали реальностью целый ряд высокотехнологичных методик лечения: коронография, стентирование сосудов сердца, протезирование суставов и многие другие.
Вместе с тем много вопросов вызывала проблема доступности медицинской помощи, в том числе в связи с закрытием некоторых отделений в ряде районных больниц.
Для родственников больных и пациентов мы ввели услугу «Медицинский автобус». Постепенно логистика этих маршрутов выстраивается. И если в 2012 году этой услугой воспользовалось 809 человек, то уже в 2013 — 6757 человек. Кроме того, как вы знаете, мы полностью обновили парк карет скорой помощи, приобретено 133 автомобиля класса В и С, включая две неонатальные реанимации.
Что касается начатой вами модернизации сферы здравоохранения — многими она воспринимается как некое продолжение оптимизации, к сожалению, с этим негативным звучанием. Хотя и в слове «оптимизация», и в слове «модернизация», казалось бы, нет ничего негативного, но это получило такой шлейф. В частности, это связано с недопониманием у людей этой идеи, восприятием ее как попытки сокращения звена здравоохранения, в частности в муниципалитетах. Объясните, в чем была идея, почему вы к ней пришли? Правда ли, что эта инициатива была вам навязана из Москвы?
Во-первых, это не идея, и она ниоткуда не спускалась. Это федеральная программа модернизации здравоохранения, которая реализовывалась не только в Псковской области, а во всех регионах Российской Федерации. То есть это не какой-то уникальный случай. Естественно, в каждом регионе с учетом своих особенностей: территориальных, системы расселения и прочих — эта программа приобретала немного другие очертания, но канва общая и лекало общее, единое для всех. И от норматива коечного фонда, который задан Министерством здравоохранения, не отклониться — ну, плюс-минус 1-2 койки. И никуда от создания межрайонных центров не уйдешь.
То есть это действия обдуманные, рациональные, которые необходимы?
Это обдуманные действия. Я считаю, что по районному звену здравоохранения сделано все абсолютно правильно. Может быть, мы несколько упустили момент замещения того, что выпадает на первичном звене на уровне фельдшерско-акушерских пунктов — даже не офисов врачей, а именно ФАПов, замещения какими-то современными технологиями, такими как мобильные ФАПы, работа выездных бригад. Очень хорошие есть решения в той же Ленинградской области — есть такой первичный простейший набор диагноста, который не нужно человеку лицензировать.
То есть первичное звено на поселковом, условно говоря, уровне.
Да, это упущение.
А вот, кстати, в середине 2000-х под нацпроекты очень мощно открывались офисы врачей общей практики и ФАПов. В последние годы не было этого...
Не было.
А чем это обусловлено?
Ну и задачи такой не было. Была задача привести в порядок районное звено, с акцентом на межрайонные центры, и укомплектовать их нормальным оборудованием, при этом не навредив доступности, исходя из той сетки, которая существует. Мы же ничего не сокращали по ФАПам. Это естественный процесс. Там, где население сократилось, есть количество населения на один ФАП, которое он может обслуживать. По количественным показателям у нас все в порядке. А с учетом того, что у нас пробеги большие, эта доступность теряется. Это ошибка, и она была исправлена. Сейчас сделали бы несколько по-иному. Могу точно сказать, что модель первичного звена была бы в приоритете перед всем остальным. Но в любом случае появились бы межрайонные центры, однозначно.
Я прекрасно помню, с чем сталкивались, когда приезжали, скажем, в Пушкиногорскую районную больницу. Мы пришли в отделение и посмотрели, сколько у них там лежит и что им назначают. Зимой они в больнице лежат — летом идут на сенокос, на огороды. Зимой все забито под завязку — летом только треть. И назначали там аспирин и чай.
Одной из главных проблем в обеспечении доступности и качества медицинской помощи остается кадровый дефицит...
У нас есть ситуации, когда на селе построен новый ФАП, но он не функционирует из-за отсутствия специалиста. Мы занимаемся этой проблемой.
За три последних года в регионе впервые трудоустроились 256 врачей. Область приобрела 69 квартир для приглашенных докторов. Выплачиваются подъемные молодым специалистам в размере 100 тысяч рублей. В созданном Псковском государственном университете открыта первая медицинская специальность. Со временем мы сможем создать свою базу подготовки медиков. Кадровая проблема в здравоохранении далека от решения, но на нее и деньги не выделялись 20 лет. Если мы сохраним набранные темпы, то в ближайшие годы кадровый вопрос в здравоохранении будет закрыт.
Наши вложения в медицину окупаются не деньгами, но сохраненными жизнями. Уверен, что мы «оттолкнулись от дна» и следующие 5 лет покажут, насколько эти позитивные изменения станут устойчивой тенденцией.
«Люди купаются, загорают, а ты думаешь: скорей бы ливень»
А от какого яркого события или конкретного результата вашей работы вы лично испытали в эти годы наибольшее удовлетворение?
Сложно сказать. На самом деле таких позитивных моментов было немало. О некоторых я уже сказал. Совершенно замечательное событие — создание Псковского государственного университета. И мне, и ректору Юрию Анатольевичу Демьяненко, и первому заместителю губернатора Вере Васильевне Емельяновой пришлось серьезно побороться за этот статус. Сегодня в университете обучается 10 тысяч студентов, открыт филиал инженерного профиля в Великих Луках, за два года созданы 33 новых образовательных программы. На 60% увеличилось количество бюджетных мест. За 5 лет во многом решена проблема дефицита мест в детских садах, нам удалось создать около 3 тысяч 700 мест. В 13 районах очередь с 3 лет уже полностью ликвидирована, в 7 районах области решена проблема очереди с 1,5 лет.
Как это стало возможным?
Места создавались с помощью различных механизмов. Где-то переоборудовались пустующие помещения в школах, где-то за счет капитального ремонта зданий. Так, нам удалось капитально отремонтировать 58 дошкольных учреждений. Добились передачи всех долгостроев от Министерства обороны, возвратили в систему дошкольного образования 9 детских садов, которые использовались не по назначению. Построили 6 новых детских садов в Пскове и Великих Луках.
Построили первый в Пскове Ледовый дворец, благодаря чему дети и взрослые получили возможность заниматься круглый год зимними видами спорта, укреплять здоровье.
Вот, кстати, многие этого не понимают. Говорят, тут бы прожить как-то, а мы Дворцы ледовые строим. Зачем это было надо и считаете ли вы это обоснованным — вложение таких больших средств в спортивную инфраструктуру? Связано ли это с борьбой за демографию или это просто надо было потому, что вы сами в детстве спортом занимались?
Нет, ну я ж хоккеем не занимался в детстве. И на тот момент, когда мы приняли решение о строительстве Ледового, я еще на льду не стоял. Когда я приехал сюда и узнал, что чемпионат Псковской области проходит за пределами региона, был просто в шоке... Наши команды ездят в Тарту, в Полоцк, в другие города — и там снимают лед. Ну как может 700-тысячная область быть без крытого льда? Я когда в «Единой России» работал, курировал партийную программу по Ледовым дворцам. Хорошо знаком с министром спорта Виталием Мутко и, став губернатором, обратился к нему, объяснил, как для региона важны те виды спорта, которые традиционно тут развиваются, как важна «Юность» — центр подготовки лыжников и биатлонистов, как важно бассейны и различные спортивные площадки строить. А решили со льда начать. К тому же это не только лед — это же еще 2 зала: для игровых видов спорта и тренажерный. В результате: у нас не было отделения детского хоккея и отделения фигурного катания, а теперь они есть. То есть, по самым скромным оценкам, больше тысячи детей занимается. Я считаю, для Пскова это очень хорошо. На очереди теперь Великие Луки.
Возвращаясь к разговору о самых ярких эпизодах этих 5 лет. Про позитивные вы сказали, а были какие-то страшные моменты, когда вы действительно боялись за ситуацию?
Были, конечно. Летом 2010 года в России бушевали страшные пожары. Это было действительно тяжелейшее лето. И на фоне других регионов, я считаю, мы достаточно легко «отскочили». Но в том числе за счет того, что просто все сконцентрировались, и, слава Богу, у нас есть 76-я дивизия ВДВ. Потому что в той ситуации мы без десантников точно не справились бы. Они занимались и тушением, и мониторингом, и многим другим.
Вот это для меня было, наверное, первое настоящее испытание, каждый вечер засыпал с мыслью: только бы не полыхнуло, только бы новый торфяник не загорелся. И каждое утро с тревогой просыпался. Жара, люди купаются, загорают, а ты думаешь об одном: скорей бы пошёл ливень.
Заказчик - кандидат на должность губернатора Псковской области А.А. Турчак. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность губернатора Псковской области А.А. Турчака.