«Ценности, которые нас объединяют» #9: «Строим будущее вместе»
СТРОИМ БУДУЩЕЕ ВМЕСТЕ
«Это не проект одного юридического лица — вся область участвует»
В 2012 году было подписано постановление правительства о создании в регионе особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Моглино». Это что в первую очередь — пиар-проект региона и его руководителя? Экономическая площадка, призванная привлечь какие-то финансовые потоки, которые повлияют на наполняемость бюджета, налогооблагаемой базы? Или это все-таки действительно место, которое несет социальную функцию? Сколько там будет работать человек?
Судя по тому расчету, который делала компания Jurong, это порядка 5 тысяч рабочих мест.
На псковском радиозаводе в советское время было 7 тысяч рабочих мест...
С точки зрения компактности этой площадки, 125 гектаров — это вроде бы нормальное количество. В масштабах всей области, не говоря уже о Федерации (а задача федеральных властей – создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест), это, конечно, капля в море. Мерило успеха здесь — добавленная стоимость, которая будет на этой площадке создаваться и с которой будут платиться налоги – не только налог на доходы физических лиц, то есть с зарплаты работников, но и налог на прибыль, и прочие виды налогов.
Вы наверняка слышали критические замечания – не относительно даже проекта «Моглино», а в целом о свободных экономических зонах. В Подмосковье вложили 7 миллиардов рублей — создано 700 рабочих мест. Посчитали — вышло, что проще было так раздать…
Обращаю вас к проекту Великолукского мясокомбината — Невельского свиноводческого комплекса. Там 14 миллиардов инвестиций – порядка двух тысяч рабочих мест. Ну, тоже… 14 миллиардов разделить на две тысячи – очень большие средства на одно рабочее место. Но — нельзя так мерить. Мы за счет этого получаем самый мощный свинооткормочный комплекс на Северо-Западе, один из самых мощных в России: там самый мощный комбикормовый завод, самую большую элеваторную группу на Северо-Западе – 150 тысяч тонн. Предприятие вышло уже на 250 миллионов налоговых платежей в год. 250 миллионов! То есть «Псковнефтепродукт» практически теряет свои первые позиции. Газовики уже где-то на равных будут по налоговым платежам с Великолукским мясокомбинатом, который реализовал проект Невельского свинокомплекса. Это глобальный проект.
Но самое главное, что мы получаем — не налоги, не рабочие места, не пальму первенства в отчетных бумагах, как у нас резко выросло свиноводство. Для этого завода и свинооткормочного комплекса нужна кормовая база.
То есть проект стимулирует дальнейшее развитие сельского хозяйства?
Развитие земли. Введение земель в сельхозоборот. Инвесторы уже закупили современную технику, которая идет по нашим заросшим чапыжником полям, проводит мелиорацию, восстанавливает крупные контуры. В чем преимущество проекта Великолукского мясокомбината? Я думаю, умные люди понимают это. Это не откорм, появившийся в пустом поле, и потом уже переработка и продажа, а люди начали с переработки, построили свою собственную розничную сеть. Они не зависят от сетей, ни от от «платы за вход», ни от чего не зависят.
Понятно, у них крупнейшая сеть.
Да. Работали на импорте, а сейчас этот импорт замещают собственным производством. Причем цепочка выстроена полная. И, естественно, откорм и кормовая база свои, за исключением самого зернопроизводства. И то они идут в поля: 11 тысяч действительно распахали, засеяли; все зерно, которое в регионе производится, уже скуплено этим заводом на корню. И инвесторы реально пошли сейчас на землю, чтобы выращивать зерно. Понятно, по белковой составляющей оно все равно не будет у нас как на югах, они будут добирать что-то, причем покупают уже элеваторы, у них серьезный проект. Это предприятие, которое не замкнуто внутри одного юридического лица — вся область в этом участвует. Люди пошли в поля — это разные районы, и все везут туда зерно.
«Будем готовить своих специалистов»
Но всё-таки, если вернуться к «Моглино», сам по себе проект — достаточно рискованный в той части, что прямые инвестиции государства должны окупиться частным инвестором. Каковы прогнозы на сегодняшний момент? Придет ли этот частный инвестор? Когда? И что будет, если он не придет в определенный срок?
Надо начать с того, что если ничего не делать, он вообще не придёт. Потому что лотов с подготовленной инфраструктурой, с нормальными параметрами у нас нет в принципе. Что бы там ни говорили: «Почему нельзя было в городской черте предложить какие-то площадки?» — они также инженерно не обеспечены, сети старые. В любом случае встал бы вопрос перекладки сетей — что по теплу, что по электричеству.
Вы рассматриваете вариант, при котором из-за изменения конъюнктуры или еще по какой-нибудь причине эта зона не будет заполнена?
Единственный риск, который я вижу в этом вопросе, это кадры. Это первый вопрос, который нам задают все, в том числе потенциальные резиденты. Нам пока удается эти вопросы снимать, потому что по проекту предусмотрено создание ресурсного центра — в привязке к Псковскому госуниверситету и к опыту нашего партнера — сингапурской компании. Будем готовить своих специалистов. Мы надеемся, что это станет интересным для молодежи, для этого мы строим социальное жилье. Но это самый главный риск, который возникает.
Для псковичей «Моглино», которое, возможно, и станет эдаким локомотивом, который потянет область за собой, пока только мираж в дымке, что-то такое далекое и не совсем ясное. Но при этом у многих же родители, семьи работали на псковских заводах, и часто люди спрашивают: «А что у нас на ТЭСО, «Псковкабеле», «Автоэлектроарматуре» и других заводах»? Существуют какие-то механизмы поддержки предприятий? Почему там нет каких-то преференций — скажем, для Псковского завода механических приводов, великолукского ЗЭТО и так далее?
Ну, ЗЭТО очень хорошо развивается. Что до каких-то инструментов поддержки, кроме как предоставления налоговых льгот (хотя я считаю, что это не является особо действенным инструментом), то их практически не существует сейчас в отношении промышленных предприятий. Если только продукция этих предприятий не потребляется на внутреннем рынке самого региона — например, производство строительных материалов, коммунальной арматуры и прочих вещей.
Действенным элементом поддержки является лоббизм этих предприятий в министерствах, в других структурах. Этим мы занимаемся.
Есть удачные примеры — с теми же великолучанами: ЗЭТО, «Лесхозмашем», «Велмашем». Я уже говорил про тяжелое лето 2010-го, но нам тогда удалось через на тот момент первого вице-премьера Виктора Алексеевича Зубкова прописать великолукские предприятия в постановлении правительства. И они осуществляли поставки вне конкурсных процедур, в условиях чрезвычайной ситуации. От нас составы уходили на Дальний Восток, там вся техника великолукская была. Заводчане благодарили, они тогда перешли на работу чуть ли не в 3 смены.
То есть такой ручной механизм, но это, на мой взгляд, не совсем правильно. Этим должны министерства заниматься. Лоббирование интересов промышленников — это все-таки не функция администрации региона, она должна заниматься своим делом.
«Мы обязаны уйти от мазута и угля»
По состоянию на 2009 год уровень газификации Псковской области составлял всего 33 %. В то время как в среднем по России он превышал 64%. Еще более плачевно выглядела ситуация с газификацией села: если в целом по стране к природному богатству была подключена треть деревень и поселков, то на Псковщине — лишь 4 процента. Что удалось сделать?
Мириться с таким бедственным и даже позорным положением дел было нельзя. Именно поэтому мы сразу же, в 2009 году, вышли на руководство «Газпрома» и сумели заключить перспективное соглашение. Благодаря достигнутым договоренностям в кратчайшие сроки активизировали работу по строительству газопроводов и распределительных сетей в регионе. Всего за пять лет уровень газификации Псковской области вырос примерно в полтора раза — до 51%!
Построено 155 километров межпоселковых газопроводов. Газ пришел в 26 тысяч квартир и индивидуальных домовладений в Псковском, Печорском, Палкинском, Пыталовском, Локнянском, Островском и Дновском районах. Продолжаются работы по пуску природного газа потребителям Новосокольников: до конца этого года к газу подключат более 200 домов.
Но это же не означает, что работа окончена?
В 2013 году программа развития газификации была продолжена. По этой программе до 2016 года будут построены 17 межпоселковых газопроводов и 3 газораспределительные станции. «Голубое топливо» придет в Куньинский, Новоржевский, Усвятский и Опочецкий районы.
За счет средств областного бюджета будут построены 421 км внутрипоселковых сетей и подготовлены к приему газа 12,5 тысяч домовладений. По утвержденной программе на природный газ будут переведены еще 37 котельных.
В результате этой работы уровень газификации Псковской области достигнет в ближайшие годы 62%, что практически соответствует среднему показателю по России.
А дальше, думаю, мы все равно остановимся. Нет самоцели все газифицировать. В этом нет экономики. «Газпром» смотрит на загрузку трубы, и частный сектор не может обеспечить эту загрузку. Плюс нам нужно и собственное сырье куда-то девать, отходы от лесопереработки, поэтому мы не уйдем от местных видов топлива, а, наоборот, будем эту составляющую развивать.
Но уйдем от мазута, правильно я понимаю?
Мы обязаны уйти от мазута и угля. По мазуту у нас в следующем отопительном сезоне останется один район — Пушкиногорский. Но уже через год мы от мазута в Пушкинских Горах откажемся.
То есть у нас – газ, щепа, торф?
Газ, щепа, торф. Но щепа и производные щепы — это пеллеты. По пеллетам есть действующее производство в Стругах, есть дедовичская компания, которая к концу года пеллетное производство тоже начнет строить, и в следующем году его введут. Торфобрикетный завод открыт. Сейчас они уже устанавливают цены ниже цены угля с доставкой в район. Я думаю, что уровень газификации можно будет довести до 70%. На этом, в принципе, можно останавливаться.
«Владимир Владимирович так не скажет»
А где вы живете в Пскове?
Все эти годы живу на съемной квартире.
А разве не на даче в Гдовском районе?
Полгода — там, полгода — в городе. Я ж не могу зимой 80 километров каждый день.
Машины?
Все машины, на которых передвигается губернатор, безвозмездно переданы по договору дарения между «Ленинцем» и администрацией Псковской области. Все — кроме старого автобуса «Фольксваген», который остался в Москве. Все остальное «Ленинец» подарил безвозмездно. Как только у меня автобус 100-150 тысяч км «набегает», мы его меняем. И каждый новый автобус, который попадает сюда, дарится.
Охрана?
Охрана у меня не псковская и из бюджета Псковской области не оплачивается. И никогда не оплачивалась.
Вы — часть вертикали власти. Допустим, федеральный центр вам говорит, что надо сделать так-то и так-то, но вы понимаете, что интересы жителей Псковской области на другой чаше весов. Как вы поступите?
В этом и заключается работа губернатора, руководителя администрации — находить баланс. И состыковать те задачи, которые формулирует федеральный центр: там же горизонт шире и видимость ситуации не только в разрезе Псковской области, но всей страны. Нам надо в этом мейнстриме находить свое место, и максимально эффективно для региона, для его жителей. Та же программа модернизации здравоохранения — нет такой ситуации, что сбросили разнарядку из Москвы — и все побежали ее выполнять. Это целая серия встреч, консультаций, с разными профильными департаментами. Я уже не раз говорил, что мы получили больше средств, чем, например, Ленинградская область, хотя у нас населения меньше. Это тоже работа с федеральным центром в интересах наших жителей.
А если Владимир Владимирович скажет: «Надо»?
Во-первых, Владимир Владимирович никогда так категорично не высказывается. Он категорично высказывается по вопросам недопустимости роста тарифов, необходимости повышения заработной платы, улучшения жизни граждан. Еще раз говорю: это работа с профильными министерствами, поиск баланса в интересах развития региона, в интересах населения.
«У одних широты нет, другие, наоборот, слишком широко шагают»
Вы уже сказали, что, когда только приступили к работе в должности губернатора, столкнулись с кадровой проблемой. Именно тогда вы пытались поставить на ключевые позиции своих, питерских людей…
...Понятных мне людей. Мне разницы не было, питерские они, московские или псковские. Подбирал понятных мне в плане профессиональной компетенции людей, которым мог бы доверять…
Не все оправдали ваше доверие?
Не все. Кто-то доверие не оправдал, кто-то, как выяснилось, был в профессиональном плане некомпетентен. И слава Богу, что вовремя с этим разобрались.
А где-то рядом были местные кадры, которые вы поначалу не смогли оценить по достоинству, привлечь?
Может быть, и такое было. Да.
Вот этот процесс постепенной смены кадров и опоры на местные человеческие ресурсы чем был обусловлен?
В первую очередь, дефицитом. Однозначно, дефицитом. Потому что их не хватает, и так везде — в Пскове, в других регионах. В Питере (на «Ленинец» инженеры приезжают с Дальнего Востока). Во вторую очередь, моё мировоззрение, ну не в целом, не макро, но оно все-таки изменилось, естественно, за эти годы. И взгляды стали другими — на многие процессы, людей, ситуации, задачи. Где-то пришло осознание, что с теми людьми, с которыми я заходил, эти задачи не решить: у одних широты нет, другие, наоборот, слишком широко шагают, и для них наши условия не подходят.
И всё-таки, когда вы только пришли, к местным людям у вас было какое-то такое отношение, как в нейтральном смысле слова «деревенщина»?
Нет, не было такого. Я их знал же многих.
Не воспринимали, что вот есть питерская элита, там «белая кость», условно говоря, а это местные?
Еще раз говорю: не было такого, и, если где-то это было, то, может быть, только в таких узких направлениях, например, в управлении имуществом, в администрировании. Но быстро разобрался, что есть хорошие специалисты и люди все адекватные. И по поводу профкомпетенции — и в промышленности, и АПК, и в других сферах — вопросов не было. Там есть уникальные люди, штучный товар, я так считаю.
Если вы через 5 лет, по окончании второго губернаторского срока, получите предложение о работе — ну не знаю, скажем, в федеральном правительстве, вы можете взять кого-то из псковичей, включить их в свою команду для дальнейшего движения вперед?
Конечно.
Я имею в виду их реальные профессиональные качества.
Конечно, кого-то я оставил бы обязательно здесь, чтобы продолжали начатое, а кому-то предложил бы поехать со мной. В этом нет никаких сомнений.
Заказчик - кандидат на должность губернатора Псковской области А.А. Турчак. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность губернатора Псковской области А.А. Турчака