Спор банкротствующих субъектов
Ключевое коммунальное предприятие Пскова – «Горводоканал» - которое уже несколько лет реализует масштабный проект «Чистая вода» по строительству нового водозабора и реконструкции сетей на сумму более чем в полмиллиарда рублей, стало ответчиком в деле о банкротстве из-за претензий объёмом всего в 38 млн. Соответствующий иск был подан 6 октября бывшим участником консорциума по строительству водозабора, ЗАО «Энергокаскад». Эта фирма лишилась большого псковского контракта с европейским финансированием из-за срыва работ, и теперь сама находится в стадии банкротства под внешним управлением. Псковское агентство информации попыталось разобраться в этой истории и выяснило, как банальный спор хозяйствующих субъектов можно превратить в анекдот и триллер одновременно.
Не фильтром единым
В 2011 году начиналось всё очень хорошо. Многострадальный проект, который грозились реализовать ещё в начале «нулевых», казалось, наконец-то вышел на финишную прямую. Были получены кредитная линия от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), гарантии от областных властей, был найден подрядчик – консорциум в лице серьёзных, как тогда казалось со стороны, организаций – «Ионообменные технологии» и «Энергокаскад», за проектом взялась следить финская компания Ramboll, инженер которой Кай Ваккила 1 декабря дал отмашку: «Начали!». Однако уже весной 2013 года работы на стройплощадке неподалёку от Ваулиных Гор, где бурились скважины нового водозабора, фактически встали. При этом сроки были безнадёжно сорваны, в консорциуме из-за срыва проектных работ сменился ведущий партнёр, да и тот уже шёл к банкротству. Многие псковские субподрядчики, которые и выполняли львиную долю работ на площадке, остались без денег, а из всего объёма контракта было освоено лишь 164 млн рублей.
Именно в тот момент – в марте-апреле 2013-го – произошли события, ставшие поводом нынешних баталий в арбитражных судах: «Энергокаскад» почти на год раньше необходимого (в связи с общестроительным срывом сроков) двумя партиями поставил в Псков 40 самоочищающихся фильтров DynaSand DS 5000 AD filters-STD на сумму почти 94 млн рублей.
Эти фильтры по товарным накладным перешли в собственность заказчика – «Горводоканала» – и тут же были переданы подрядчику: «в монтаж», для установки и подключения.
При этом до прекращения сотрудничества с консорциумом по актам приёмки-передачи «Энергокаскадом» было выполнено строительно-монтажных работ и поставлено оборудования на сумму 151,74 млн рублей, а оплата «Горводоканалом» была произведена на сумму лишь 114,75 млн рублей.
Разница в пресловутые 38 млн (37 млн долга плюс проценты), которые стали поводом для иска о банкротстве, выросла из второго платежа за эти самые фильтры.
Но причина отказа перечислять деньги объясняется отнюдь не финансовыми затруднениями…
На бумаге и в реальности
Как поясняет генеральный директор «Горводоканала», депутат Псковской городской Думы Константин Болотин, существенным фактором тут является то, что, по условиям контракта, оплата должна была производиться только после окончания монтажа фильтров. Однако в российских судах заключённый по европейскому стандарту FIDIC контракт рассматривается в рамках гражданского законодательства, отчего и возникают коллизии.
Кроме того, продолжает г-н Болотин, для понимания проблемы нужно сначала разобраться в некоторых нюансах.
После получения фильтров для их монтажа «Энергокаскад» договорился с заказчиком о том, что часть из них будет храниться на стройплощадке, а часть – на арендованном у лесхоза складе на ул. Леона Поземского, 145. При этом подрядчик забрал себе всё сопутствующее оборудование и документацию, без которых фильтры – не более чем огромные бесполезные бочки.
«Энергокаскад» в момент расторжения контракта «Горводоканала» с консорциумом потребовал полный расчёт вперёд, обещая вернуть фильтры потом. Муниципальное предприятие, в свою очередь, наоборот настаивало на полном возврате оборудования из монтажа по факту и по документам, чтобы заплатить, имея на руках заказанный товар. При этом предприятие намеревалось сначала произвести оценку износа и актуальной стоимости «залежалых» фильтров. Логика МП в данном случае понятна: в условиях, когда бывший подрядчик является банкротом, а значит на него распространяется требование законодательства о равной ответственности перед всеми кредиторами, необходима страховка. Тем более, повод для опасений имелся: в конце 2013 года находившиеся у «Энергокаскада» фильтры были арестованы псковскими судебными приставами-исполнителями по исполнительному производству в интересах московского кредитора строительной организации – «РИФ-Терминал». Затем, правда, по заявлению «Горводоканала» именно он был назначен ответственным хранителем фильтров, но звоночек был тревожным.
«Наша позиция следующая, - поясняет Константин Болотин. - Вы тогда верните их [фильтры] нам по бухгалтерии, верните их из монтажа. Мы много писем писали: «Просим вернуть фильтр из монтажа»… Передайте нам весь пакет документов, запорную арматуру, шкафы управления… Без этого это бочка - без электроники она не работает. И наша позиция в суде была: ребят, вы нам верните, а мы потом заплатим. Мы оценим, сколько они [фильтры] стоят сейчас с запорной арматурой, потому что физический и моральный износ тоже произошёл - бочки провалялись почти 2 года на территории, и не по нашей вине они были доставлены так рано, а по их вине. А они хотят, чтобы мы заплатили сразу же».
И всё же в данном споре псковские коммунальщики уже дважды проиграли – в Арбитражном суде Псковской области и в 14-м апелляционном арбитражном суде в Вологде.
В своём решении псковский суд руководствовался следующей логикой: из-за того, что «Горводоканал» не производил полный расчёт с подрядчиком, тот правомерно удерживал оборудование, переданное ему в монтаж. В ноябре 2012 года фильтры были изъяты судебными приставами и переданы кредитору-взыскателю – тому самому «Риф-Терминал». А поскольку затем была произведена замена ответственно хранителя фильтров, суд посчитал, что для встречных требований к «Энергокаскаду» больше нет оснований.
«Суд нашу позицию не услышал - я считаю, что он пошёл по формальному пути: что вы заплатите, а потом выдвигайте свои в принципе законные требования, - рассказывает Константин Болотин. - Мы подали апелляцию - там тоже нам отказали… Ну там обычно, если нет больших нарушений в предыдущем решении, то поддерживают суды первой инстанции. Мы подготовили весь пакет документов на кассацию в Северо-Западный арбитражный суд. И именно из его решения будет ясно, проиграли мы свою позицию, либо наша позиция верна. Сроки рассмотрения там ещё не назначены».
Как стало известно ПАИ, 28 октября Северо-Западный арбитражный суд постановил приостановить исполнение решений арбитражного суда Псковской области и 14-го арбитражного апелляционного суда от до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.
По всем фронтам
Между тем спор развивается не только в тиши судебных залов. По известному принципу «Доброе слово и пистолет лучше, чем просто доброе слово» конфликт вылился в публичное пространство и отразился в эпистолярном жанре.
Директор псковского «Горводоканала» демонстрирует пришедшее ему 30 сентября письмо, поступившее на электронную почту предприятия с пометкой «Долг Горводоканала (Для директора очень срочно)». Оно было подписано без разъяснений лишь ничего не говорящими именем и фамилией, но при этом содержало грозный ультиматум. Автор обращения сообщает, что в суд подано заявление о банкротстве муниципального предприятия, после чего «настоятельно рекомендует» оплатить долг по реквизитам ЗАО «Энергокаскад» - «в ином случае требование о банкротстве будет доведено до конца».
«В рамках дела о банкротстве мы будем требовать суд привлечь генерального директора к субсидарной ответственности, обратимся в правоохранительные органы по факту мошенничества. Также будут опубликованы в федеральной и местной прессе статьи по факту мошенничества генерального директора. Кроме того, подготовлены заявления в генеральную прокуратуру РФ, в МВД РФ, а также на имя губернатора Псковской области, мэра г. Пскова по факту доведения генеральным директором предприятия до банкротства», - сказано в письме.
Собственно, как минимум некоторые пункты этих угроз уже сбылись. Например, примерно в то же время редакция ПАИ получило анонимное сообщение о «банкротном» иске. Затем представители «Энергокаскада» провели пресс-конференцию в Пскове.
В «Горводоканале» отмечают, что от первых просьб ПАИ прокомментировать ситуацию там первоначально отказывались именно потому, что не хотели лить воду на мельницу оппонентов. «Мы сначала и старались не комментировать ситуацию, чтобы не создавать нездорового общественного ажиотажа, чего наши бывшие подрядчики и добиваются, - заметил г-н Болотин. – Если посмотреть на картину в комплексе, видно, что каждый их шаг чёток, ясен, продуман и имеет определённую задачу: приклеиться к предприятию и по максимуму отжать, выдоить финансы. И используют они все пути – начиная от возможных проверок и перепроверок и заканчивая использованием средств массовой информации».
По словам директора «Горводоканала», эти действия очень похожи на стиль поведения тех, кто занимается рейдерскими атаками: «Пусть с муниципальным предприятием это сложно применить в правильном понимании рейдерского захвата, но как одна из схем, чтобы получить доступ к финансам предприятия – да».
Судов много не бывает
Основным способом давления на предприятие и был тот самый иск о банкротстве, который экс-подрядчик подал несмотря на то, что кассационное рассмотрение дела о долге ещё продолжается.
«Мы написали заявление об отсрочке рассмотрения дела, - пояснил г-н Болотин. - Мы предложили суду закончить дело в кассации, и только после этого выходить на следующее дело. Но они [«Энергокаскад»] пошли другим путём: по определению суда получили исполнительный лист [на 38 млн рублей], но не предъявили его судебным приставам, а, для ускорения процесса, отнесли в банк. Предъявили в один банк - там с нас списали где-то около 1 млн 40 тысяч рублей. Мы предприняли ряд ответных действий, чтобы эти деньги не списывались: пошли в суд, написали заявление об отсрочке исполнения по исполнительному производству - они взяли другой банк. Мы тогда написали заявление в суд об аресте нашего имущества, чтобы деньги не списывались до определения суда. Суд пошёл нам на встречу».
Отметим, решение о приостановлении исполнительного производства было принято судом 24 октября.
Параллельно в судах идут другие тяжбы между «Горводоканалом» и «Энергокаскадом». Например, в 14-м апелляционном суде в Вологде в начале ноября будет рассматриваться обжалование подрядчиком решения псковского суда, отказавшего в удовлетворении иска к местным коммунальщикам на примерно 60 млн рублей по делу о вскрытии последними банковской гарантии по исполнению контракта. Ещё один иск, рассматривающийся пока в суде первой инстанции в Пскове, также связан со спорами о том, в полном ли объёме были произведены расчёты между заказчиком и подрядчиком проекта «Чистая вода»: по нему претензии были выдвинуты на 25 млн рублей, который теперь уже снизились до 17 млн…
Что дальше?
В «Горводоканале» заявляют, что финансовое положение предприятия стабильно, и, в случае окончательного поражения в суде по иску на 38 млн, проблем с выплатой этих средств не будет, а разговоры о банкротстве – не более чем попытка давления с целью «вклиниться в процесс» реконструкции и попытаться получить европейские деньги.
Что касается перспектив самого проекта «Чистая вода», то тендер на дальнейшую реализацию которого выиграла литовская «Аргинта», обещавшая закончить работы к августу 2015 года.
«Тендерное предложение «Аргинты» рассматривало такие же фильтры, - поясняет г-н Болотин. - Так вот в их предложении стоимость фильтров была дешевле. [По данным «Горводоканала» их заводская стоимость вообще почти в 2 раза ниже, чем у «Энергокаскада» - ПАИ] У них есть и предложение применить другие фильтры. Ещё есть время до необходимости принимать решение о том, какие фильтры ставить – имеющиеся или альтернативные. Мы время держим, чтобы понять, чьи фильтры будут ставиться: если наши, то мы, естественно, деньги «Энергокаскаду» отдадим, взяв их с контракта. Если суд по другому примет решение… Время у нас ещё есть – установка фильтров должна начаться где-то весной следующего года».
Однако, продолжил он, очередной перенос сроков окончательного завершения проекта реконструкции – уже почти свершившийся факт. И виной здесь – антироссийские санкции Запада из-за событий на Украине.
«В августе, когда мы подписывали новый контракт, были введены дополнительные санкции, в том числе запрет ЕБРР финансировать новые проекты в Российской Федерации, - вспоминает г-н Болотин. - А предварительно у нас уже была с ними договорённость, что они готовы будут увеличить нам кредитную линию, так как при оценке тендерных предложений уже стало ясно, что нам не хватит 262 млн рублей для продолжения строительства. И когда стало известно о санкциях, у нас недели на 2 все выпали в осадок: и мы, и литовцы… Банкиры все были в отпуске, и нам никто не мог дать чёткий ответ. Где-то в середине сентября мы получили ответ, что по контракту заключённому продолжение финансирования будет, а по допфинансированию - отказ. С литовцами мы договорились следующим образом: разбили строительство на два пусковых комплекса. В первый мы включили те мероприятия, финансирование которых подтверждено деньгами банка. А на вторую часть мы берём паузу в полгода и вместе с администрацией города и администрацией области ищем источники финансирования. Но мы подтверждаем, что всё равно деньги найдём и проект закончим».
В связи с этим гендиректор «Горводоканала» рассчитывает, что уже в начале лета 2015 года первый пусковой комплекс нового водозабора начнёт работу. «Мы ставим задачу дать в город воду от 12 до 18 тысяч кубометров в сутки. Это при том, что фактически у нас водозабор должен дать 42 тысячи «кубов».
Через какие фильтры будет пропущена эта вода, и сколько за них в итоге заплатит «Водоканал», а значит, косвенно, и все жители Пскова – должно решиться в ближайшее время.
Сергей СВЕТЛАНОВ