Эсеры внесли в Госдуму законопроект об отмене продовольственного эмбарго - оно не работает и не стимулирует импортозамещение

В среду, 25 февраля, в Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в законы «О специальных экономических мерах» и «О безопасности», которые предусматривают отмену российских антисанкций, введённых в ответ на санкции Запада по событиям на Украине. Конкретно речь идёт об отмене продовольственного эмбарго. Документ внесён депутатами экс-эссером Дмитрием Гудковым, а также представителями «Справедливой России» Валерием Зубовым, Сергеем Петровым, Сергеем Дорониным и Михаилом Сердюком.

Согласно пояснительной записке, опубликованной на сайте Госдумы, парламентарии предложили отменить ограничения на поставки некоторых западных товаров как противоречащие пункту 1 статьи 34 Конституции РФ: «Каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности». При этом депутаты отметили, что эмбарго привело лишь к дефициту и росту цен, но не помогло реализовать стратегию импортозамещения, так как для этого необходим гораздо больший срок ограничений импорта, чем 1 год.

Разработчики законопроекта в пояснительной записке пояснили: «Введение эмбарго на импорт отдельных видов продукции привело к росту цен на продовольствие, существенным образом ограничило возможности отечественного бизнеса, лишив его доступа к продовольственным ресурсам нужного типа и качества. […] Запрет на ввоз доброкачественных, безопасных для здоровья граждан продуктов привел к ограничению конституционного права российских предприятий на экономическую деятельность, так как для многих предприятий не существует экономически разумной альтернативы тому сырью, на использовании которого построены их технологические циклы».

Формальное обоснование необходимости отмены эмбарго базируется на нюансах законодательства. В записке указано, что права и свободы гражданина по 55-й статье Конституции могут быть ограничены лишь для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства только федеральным законом. Однако продовольственное эмбарго было введено на основании нормативного акта, в связи с чем разработчики законопроекта предложили внести изменения в законодательство, прописав в них процедуру применения специальных экономических мер путем принятия федеральных законов. «Законодателем предусмотрено, что только с согласия представителей народа и только после обсуждения высшим представительным органом Российской Федерации, могут быть приняты решения о том, что общественная польза от ограничений превосходит общественный вред», - отмечают депутаты.

Далее они отмечают, что введённые ограничения попросту не дали нужного эффекта, а, напротив, нанесли вред: «Введение экономического эмбарго без обсуждений с представителями общественности привело к тому, что меры данного эмбарго оказались не только крайне неэффективными (ряд продуктов продолжает импортироваться в РФ через соседние государства, проходя процедуру реэкспорта), но и вызвали необоснованный рост цен на продовольствие, что существенно ухудшило положение граждан РФ, вынужденных оплачивать последствия эмбарго из собственных средств».

В пояснительной записке указаны данные о серьёзном росте импорта из стран, не попавших под российские антисанкции. Например, только за август 2014 года объем экспортированных продуктов питания из Белоруссии в РФ по сравнению с августом 2013 г. увеличился на 107,2%. «Нарастить экспорт в таких масштабах в течение месяца без образования катастрофического дефицита внутри страны невозможно чисто технологически. По ряду продуктов сложившаяся ситуация очевидна и без анализа производственных мощностей: экспорт сливок в Белоруссию из Польши в период с августа по ноябрь 2014 г. увеличился в 26 раз. С августа 2014 г. из Белоруссии начинаются масштабные поставки в Россию сыров пармезан, фета, филадельфия, моцарелла - продуктов, ранее не производимых белорусскими производителями. Ряду предприятий для обхода российского эмбарго не обходимо лишь присвоить своим продуктам новый таможенный код».

«Особо стоит отметить тот факт, что одним из основных мотивов в пользу введения ряда ограничений в сфере импорта был довод о необходимости стимулирования импортозамещения в РФ, - продолжают инициаторы законопроекта. - Однако на практике запрет на ввоз продовольствия из стран, поддержавших санкции против России, привел к переориентации импорта. Переход на закупки в других странах обернулся резким ростом цен на продовольствие, оставил розницу без проверенных поставщиков, а потребителей без качественных продуктов.  Помимо прочего, в результате того, что решение о применении особых экономических мер было принято сроком на один год без предоставления информации об их продлении или отмене, а также, учитывая тот факт, что кредитные ресурсы внутри страны значительно подорожали и

стали для многих предприятий недоступными, предпринимателям крайне невыгодно проводить дорогостоящую политику, направленную на глобальную перестройку системы поставок

необходимой продукции, поскольку в ряде производств, например, в производстве мясной продукции, цикл замещения импортных составляющих технологически не может составлять менее 3-4 лет, о чем, в свою очередь, предупреждали представители отрасли».

Напомним, в августе 2014 года Россия объявила о запрете на поставки мясной продукции, овощей и фруктов, морепродуктов и охлажденной рыбы, молока и молочных продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США, которые ранее ввели санкции против России. Позднее список пополнился живой рыбой, но из него были исключены мальки лосося и форели, безлактозное молоко и молочная продукция, семенной картофель, сахарная кукуруза, горох, БАДы и витамины.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...