Астахов предложил ввести пожизненный надзор за вышедшими из тюрьмы педофилами
В России предлагают ввести обязательный пожизненный административный надзор за вышедшими из тюрьмы педофилами. Соответствующее обращение поступило президенту Владимиру Путину от уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова. Также он просит исключить возможность условно-досрочного освобождения из тюрьмы таких преступников, а для тех, кто совершил преступления сексуального характера в отношении детей, не достигших 14 лет, отменить сроки давности. Об этом пишет газета «Известия».
В обращении отмечается, что в 2014 году на 35,6% выросло число детей, признанных потерпевшими от преступлений против половой неприкосновенности. В частности, пострадавших из-за понуждения к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ) стало больше на 162,5%, половых сношений и других действий сексуального характера (ст. 134 УК РФ) — на 121%, изнасилований (cт. 131 УК РФ) — на 28,3%, насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) — на 24,4%, развратных действий (cт. 135 УК РФ) — на 15,6%.
Астахов обратил внимание на то, что вышедшие из тюрьмы педофилы становятся рецидивистами в 98% случаев.
«Сейчас сроки административного надзора за лицами, отбывшими наказание, не могут превышать сроки, установленные законодательством РФ для погашения судимости, — пояснил детский правозащитник. — То есть срок надзора за вышедшим преступником, который был осужден за половое сношение с ребенком, не достигшим 16 лет, составит 3 года. Если пострадавшему ребенку не было и 12 лет, то срок надзора составит 8 лет. Увеличение этого периода до пожизненного может быть принято в отдельных случаях. Столь короткие сроки контроля для большинства педофилов недопустимы. Нужно, чтобы за ними наблюдали в обязательном порядке пожизненно. Показательна история, произошедшая в Томске, когда через забор детского сада преступник утащил 3-летнюю девочку, изнасиловал ее, а после своего злодеяние совершил самоубийство. Насильник был ранее судим за подобные преступления, и отбыл наказание».
По словам уполномоченного, ранее он уже выступал с аналогичной инициативой, однако ему в правительстве отвечали, что для пожизненного надзора за насильниками не хватает средств.
«Я считаю, что не нужно никаких особых затрат для того, чтобы заставить отбывших наказание педофилов приходить и в течение всей жизни отмечаться, — сказал Астахов. — Даже один тот факт, что за ним присматривает полиция, заставит педофила задуматься, стоит ли снова вставать на преступный путь. В Германии полицейский надзор за ранее судимыми лицами назначается в случае любых сексуальных действий в отношении детей, в том числе и за сутенерство. В США и Европе существуют базы данных лиц, отбывших наказание, которые доступны и для обычных людей».
Кроме того, он предложил внести изменения в Федеральный закон № 64 и ввести норму, в соответствии с которой «административный надзор не может быть прекращен досрочно в отношении лиц, которые отбывали наказание за любые преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетнего». В настоящее время такая норма действует для преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы ребенка.
В отношении поднадзорного лица предлагается ввести дополнительную обязанность — уведомлять органы внутренних дел о смене номера мобильного телефона или адреса электронной почты в течение трех рабочих дней.
«Введение таких новаций будет способствовать своевременному обнаружению попыток возобновления преступной деятельности со стороны лиц, осужденных за преступления педофильного характера, и принятию мер оперативно-розыскного характера для пресечения действий, опасных для детей, — полагает Астахов. — Ведь развратные действия со стороны совершеннолетних могут быть реализованы с помощью мобильных средств».
По его мнению, условно-досрочное освобождение невозможно для преступников, отбывающих сроки за совращение несовершеннолетних.
«Сейчас это возможно при отбытии 4/5 наказания. Срок давности в отношении таких преступлений нужно тоже отменить, ведь, как бы давно ни было совершено преступление, оно таковым остается. Всего 6 лет составляет срок давности в случае полового сношения с несовершеннолетним, — пояснил Астахов. — Не каждый ребенок готов, достигнув даже 18 лет, рассказать о насилии над ним, а когда он решается, то не должно получаться, что «престарелые педофилы» оказываются безнаказанными из-за того, что срок давности преступления истек».