Балетмейстер Владимир Васильев: Псков – жемчужина, святыня старой, уходящей России
18 ноября в Пскове в галерее на Бастионной состоялось открытие выставки картин знаменитого российского танцовщика и балетмейстера Владимира Васильева. Как передает корреспондент ПАИ, на пресс-конференции в преддверии открытия выставки Владимир Васильев рассказал журналистам, как впервые попал в Псков. Обстоятельства первой встречи с городом были печальные – несколько лет назад он с женой Екатериной Максимовой попал в автомобильную аварию недалеко от Пскова. Супруги вынужденно провели в древнем городе несколько дней. «Я не могу забыть эти грибки-церквухи, ваш монастырь, куда мы тоже успели съездить – это удивительная красота», - вспоминал гость галереи. Он назвал Псков жемчужиной, святыней старой, уходящей России.
Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Васильев рассказал о том, как начинался его путь в живописи. Рисовал он сколько себя помнит – еще в детском саду воспитатели рекомендовали родителям учить его изобразительному искусству профессионально. Но обстоятельства сложились по-другому. Уже через много лет состоялось его знакомство с учениками Московской художественной школы, что около Третьяковки в Москве – в летнем лагере будущих художников, где Владимир Васильев с товарищами работал водовозом. Вместе со студентами он ходил на этюды, сам пробовал писать, а однажды в числе студенческих работ его картины случайно увидел один из профессоров. Одобрение профессионального художника дало новый импульс творчеству, которым, по словам Владимира Васильева, он никогда не бывает доволен. Творческой лабораторией мастеру служит деревня Рыжевка, что в Костромской области (недалеко от Щелыково – усадьбы Островского). Там Владимир Васильев с женой уже 40 лет проводит все лето, и каждый день пишет. Акварелью, которая в основном и представлена на Бастионной, увлекся не так давно – года два-три назад. А о том, чтобы выставлять свое творчество, балетмейстер долгое время не думал. Инициатором выхода Владимира Васильева к зрителю в качестве художника стал известный искусствовед Савелий Ямщиков, с которым артист дружит около 40 лет.
Журналистов интересовали вопросы, связанные не только с художественной составляющей творчества Владимира Васильева. Часть вопросов касалась современного состояния российского балета и Большого театра. Как заметил Владимир Васильев, определенных законов развития у танца нет, его развитие определяют люди, находящиеся в творческом процессе. «Бывает, что одна гениальная личность поднимает общий уровень. В балете, как и в живописи, играют свою роль законы света и тени. Возможно, когда в черноте появляется белое пятно, оно бьет в глаза», - размышлял балетмейстер, вспоминая поколение танцовщиков 60-х годов. По его словам, сейчас общий уровень танца выше, чем был тогда, но это опять же - общий уровень. Большое влияние на танец оказал спорт, но, по мнению мастера, сейчас идет и обратный процесс, если вспомнить о художественной гимнастике, в которой присутствует все больше элементов классического танца. «Что будет завтра – не знаю. Будет расти техника», - предположил Владимир Василев, имея в виду технологическую составляющую оформления спектаклей, но тут же заметил, что непреходящие ценности останутся.
Говоря о Большом театре, Владимир Васильев напомнил, что это великий театр, историю которого определили несколько поколений артистов, и накопленной ими славой он держится. «Есть взлеты, падения, топтание на месте», - по мнению Васильева, это процесс естественный. «Самое страшное, когда театр превращается в музей», - добавил он.
Отметим, что на пресс-конференции гость Пскова ответил не только на вопросы журналистов, но и тех, кто пришел на презентацию выставки. Импровизированная творческая встреча со зрителем закончилась раздачей автографов.