11 пятилеток ЖБИ-1 (часть 5: 1980-1984)

1 апреля 2015 года отпразднует 55-летие псковский завод ЖБИ-1 – одно из ведущих строительных предприятий региона. Псковское агентство информации к юбилею предприятия запустило спецпроект «11 пятилеток ЖБИ-1»: следя за становлением и развитием столь важной для региона промышленной организации, мы вспоминаем, какой в это время была страна и город. Для кого-то это станет любопытным воспоминанием, а для многих – уже увлекательным открытием. Сегодня мы представляем вам пятую часть, посвященную 1980-1984 годам.

Олимпийский мишка, Пепси в Москве, «Империя зла» и первый мобильный

1980 год выдался соревновательным. СССР принимал в Москве XXII летние Олимпийские игры. По этому поводу в Москве появляется невиданное – фирменные киоски «Пепси». Именно этот напиток стал для жителей Советского Союза «вкусом эпохи». (Кстати, малоизвестный факт: по соглашению c председателем Совмина ССРР Алексеем Косыгиным PepsiCo была дистрибьютором в США советского «питьевого» бренда - водки «Столичная»!)

А ещё эта Олимпиада запомнилась всем самой трогательной в истории церемонией закрытия. Не зря говорят, что переплюнуть образ улетающего мишки под до сих пор известную и любимую миллионами песню семейного дуэта Александры Пахмутовой и Николая Добронравова – невозможно.

И всё-таки неприятный осадок на этом главном спортивном форуме планеты был - власти большинства, как тогда говорили, «капстран» [капиталистических стран], в том числе США, ФРГ и Японии, его бойкотировали из-за произошедшего в самом конце 79-го ввода советских войск в Афганистан. В итоге многие спортсмены-представили этих государств пропустили состязания, а команда СССР первенствовала в общем медальном зачете, взяв максимум за свою историю золотых медалей — 80.

Спустя 4 года СССР ответила на бойкот своей Олимпиады — многие страны социалистического блока отказались от участия в летних Играх в Лос-Анджелесе. Вместо этого были проведены альтернативные соревнования «Дружба-84».

Тем временем набирает обороты Афганская война - развивается военный конфликт между правительственными силами Афганистана и Ограниченного контингента советских войск, с одной стороны, и вооружёнными формированиями моджахедов, пользующихся политической, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой.

В экономике 1980-й отметился перепроизводством нефти, выразившемся в падении цен. Связано это было со снижением экономической активности в западных странах и распространением энергосберегающих технологий. К 1980 году цена «черного золота» на мировом рынке поднялась до 35 долларов за баррель, к 1986-му она упала до 10 долларов за баррель и ниже. Многие отмечают, что именно в этот момент будущее Советского Союза, экономика которого уже «подсела» на нефтяную иглу, была предрешена.

Но пока что в мире бурно развиваются новые технологии. В 1984 году в продажу поступил первый массовый мобильный телефон - Motorola DynaTAC 8000X. Конечно, он значительно отличался от современных гаджетов и весьма прилично стоил ($3995), но нашлись тысячи желающих всегда оставаться на связи.

В то же время сотрудник вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов придумал игру «всех времён и народов» - «Тетрис». А несколькими годами ранее на рынке появились первые монохромные фотоплёнки. Еще одно новшество датируется 10 сентября 1984 года, когда британский генетик Алек Джеффрис открыл метод ДНК-дактилоскопии, который впоследствии помог раскрыть тысячи преступлений.

Ещё одно заметное событие произошло 5 сентября 1982 года. В тот день во время молодёжного фестиваля «Мы» состоялся первый телемост между СССР и США – Москва-Лос-Анжелес. К слову, с советской стороны его режиссировал Юлий Гусман.

Между тем, идёт «холодная война», и ее риторическим отражением стала характеристика СССР, данная президентом США Рональдом Рейганом. В 1983 году он объявил Советский Союз «Империей зла», заявляя о невозможности морального уравнивания СССР с США. Называя это воинственным антикоммунизмом, страна советов продолжала позиционировать себя «твёрдым защитником мира».

Череда смертей генсеков, новые правила и кадры на селе

Ещё одна примета эпохи – постоянная смена умиравших один за другим престарелых советских генсеков и чиновников высшего ранга. В этот период в стране то и дело прощались с государственными и партийными деятелями. Свидетель времени — анекдот: «Уважаемые товарищи! Вы, конечно, будете смеяться, но нас опять постигла невосполнимая утрата...» Так, 25 января 1982 года скончался главный идеолог режима Михаил Суслов. 10 ноября того же года умер Леонид Брежнев, 9 февраля 1984-го не стало сменившего его на посту генсека Юрия Андропова, а 10 марта 1985 года ушёл из жизни Константин Черненко, также занимавший высшую должность в СССР. Кроме того, 13 декабря 1983 года застрелился снятый годом ранее министр внутренних дел Николай Щелоков.

На тот момент страна уже проводила в последний путь советского актера, поэта и исполнителя Владимира Высоцкого, умершего 25 июля 1980 года, во время Олимпиады. (Кстати, не многие знают, что власть попытались «замять» это событие и даже сразу после выноса гроба из здания Театра на Таганке, где служил актёр, запустила поливальные машины, чтобы смыть с асфальта принесённые цветы, за что получила от толпы гневную отповедь – «Фашисты!») В том же году 8 декабря в США простились с другим кумиром миллионов – легендарным «битлом» Джоном Ленноном, убитым в Нью-Йорке фанатом Марком Дэвидом Чепменом.

Между тем, в 1984 году были предложены изменения, касающиеся системы образования. В частности, речь шла об увеличении продолжительности учебы в начальной школе на один год.

Также уделяется внимание «стройности» системы охраны здоровья матери и ребёнка. Во главу угла ставились общедоступность и качество медицинской помощи.

Еще одна аналогия с днями сегодняшними - «летнее время». В 1981 году его снова начали использовать. (Отметим, что впервые часы в России стали переводить ещё в 1917 году, а в 1922 году от этой практики отказались. Как видите, постоянства в этом вопросе не было никогда).

В 1980 году в СССР ввели новые правила дорожного движения, в том числе была расширена номенклатура дорожных знаков. А в разделе о порядке движения и остановки указывалось, что «на дорогах, проезжая часть которых разделена на полосы движения дорожной разметкой, движение транспортных средств должно осуществляться строго по полосам. Наезжать на линии разметки разрешается лишь при перестроении».

От наземного к воздушному — в декабре 1980 года в СССР прошли испытания советского аэробуса «ИЛ-86», вмещающего 350 пассажиров и развивающего скорость до 950 км в час. 26 декабря лайнер выполнил первый рейс по маршруту Москва — Ташкент. Всё прошло как по нотам.

В музыке расцветали такие жанры, как новая волна и синти-поп, зарождались основные направления металлической музыки; на 1982-1985 годы приходится популярность жанра электро. Мода быстро менялась и в одежде. Наглядный тому пример - вот эта публикация в газете «Псковская правда».

В целом жизнь в стране шла ударными темпами. Тревожные контрасты в производстве и снижение надоев сменялись новыми победами и рубежами. Однако кадровая проблема на селе становилась всё острее… Кстати, нужные кадры руководители в то время даже пытались «завораживать». Получалось, правда, плохо, несмотря на бравурные отчёты в СМИ...

Отстающим же труженикам в серьёзной прессе начали посвящать сатирические стишки и карикатуры, чего раньше в таком количестве не было.

Псков в начале 80-х — без купюр и против чаевых

В начале 80-х газета «Псковская правда» сообщала об открытии на Псковщине в рамках очередной пятилетки новых магазинов (тоже трудовые свершения!) Правда, дефицит товаров начинает усиливаться, и вскоре псковичи, чтобы купить хорошую колбасу, будут ездить в Ленинград или в соседнюю Прибалтику (которая тогда – ни разу не заграница) – Тарту, Таллин, Ряпина, Рига… Этот «колбасный туризм» ещё многим памятен.

Печатают газеты и обращения профоргов на темы рабочей морали. Например - против чаевых. Тут уместно вспомнить анекдот той поры: «Чаевые, это оскорбление! - Прошу оскорбить». Однако официально западную культуру оставлять «на чай» в те годы у нас ещё не принимали…

Что до нашей, отечественной, культуры, то 1982 год в Псковской области ознаменовался юбилеем Пушкинского заповедника. Тогда праздники там отмечали совсем с другим размахом, чем сейчас - на поляну в Михайловском ехали тысячи людей со всей страны, да и по части всесозможных «звёзд» - «все флаги были в гости к нам».

Одно из нововведений 1980-го - в городском общественном транспорте Пскова был введен бескассовый метод обслуживания по абонементным талонам и месячным проездным билетам.

Олимпийская бронза - в Псков, «после приговора» и «плавать раньше, чем ходить»

Материалов о происшествиях в СМИ в то время было куда меньше, чем сейчас. Правда, сами-то происшествия так же регулярно происходили, но вот на газетные полосы попадали лишь те, из которых можно было извлечь моральные выводы – в первую очередь о том, что пить водку и вести аморальный образ жизни - плохо.

Вот одна из историй, когда с виду настоящий лётчик запросто оказался жуликом. Журналист не поленился и подробно изложил историю случайного знакомства, обернувшегося для псковички потерей ювелирных украшений и целых 600 рублей (несколько зарплат)! Другой осуждающий материал посвящен подростку, который приобрел в магазине «Маяк» водку и вместе с тренером по картингу отметил состоявшиеся соревнования.

В почёте, безусловно, был и остаётся другой спорт. В 1980-м Псков включился в Олимпиаду, отправив на гребной канал в Крылатском свою уже легендарную, имеющую множество побед на мировых соревнованиях команду четвёрки распашной с рулевым по академической гребле. Она была фаворитом соревнований, но из-за дополнительно устроенных советским спортруководством отборочных соревнований накануне Олимпиады спортсменки «перегорели» и в результате завоевали только олимпийскую «бронзу» (а рулевая Нина Черемисина, которая выручила коллег и поучаствовала в заплыве «восьмёрок» - ещё и серебро).

Затем в 1982 году в Пскове прошли первые зимние автогонки. Традиция проведения в регионе ралли сохранилась до сих пор. А вот всесоюзные соревнования конников, которые принимал псковский ипподром, ушли в небытие. Да и сам ипподром сейчас, увы, скорее мертв, чем жив.

Кроме прочего, в 80-х в Пскове организовывались состязания по зимнему плаванию: сборная города побеждала на республиканских соревнованиях.

Впрочем, тогда даже младенцы учились плавать раньше, чем ходить. Благодаря главврачу Великолукской горбольницы В. Коновалову и медработнице С. Фадеевой там начали «готовить пловцов» с грудного возраста, считая водные процедуры исключительно полезными для малышей. Младенцы даже ныряли за игрушками на дно бассейна. Надо отметить, что это был почти уникальный эксперимент.

«Наращивать темпы строительства»

Впору сказать, что в 80-84 годы в псковском регионе темпы строительства заметно наращивают. Семьи отмечают новоселье в новых домах на Рижском проспекте, улицах Коммунальной, Печорской и не только.

Повышения эффективности капстроительства старались добиваться «за счет улучшения организации производства и планирования».

Правда, в этом деле продолжали возникать проблемы: стройматериалов хронически не хватало – и это несмотря на то, что их производство увеличивалось ударными темпами.  

Так, к 1981 году возможности Псковского территориального управления строительства, к которому «по подведомственности» относился и ЖБИ-1, за 10 лет его существования выросли по сборному железобетону с 71 тысяч кубометров до 360 тысяч кубометров в год, по деталям крупнопанельного домостроения - с 40 тысяч м² до 210 тысяч м2 жилья в год, по столярным изделиям - с 90 тысяч м2 до 280 тысяч м2.

Однако аппетиты строек в начале 80-х всё ещё росли опережающими темпами.

При этом у производителей стройматериалов, в том числе железобетона, было множество проблем, о которых в прессе редко писали. В то время в СМИ, как правило, появлялись в основном критические заметки о «неравномерных» и запаздывающих поставках материалов на стройку.

Как впоследствии отмечала Зинаида Щеблыкина, работавшая заместителем начальника центрального управления производственно-технологической комплектации треста «Стройконструкция», в состав которого с 1973 года входил ЖБИ-1, «всегда лавры доставались строителям, непосредственно возводящим объекты, а те, кто добывал и доставлял строительные материалы, оставались как бы в тени, хотя их роль была немалой».

Между тем предприятия сборного железобетона постоянно испытывали недостаток прочного щебня для бетонов высоких марок, в том числе водонепроницаемых и морозостойких.  Качественный щебень приходилось возить из-за пределов области, но внутри региона было найдено подходящее месторождение «Алё» в Новосокольническом районе. Также к началу 80-х в регионе была модернизирована переработка ПГС в карьере Кадосно, не без серьёзных трудностей было налажено производство утеплителей – керамзита и полистирольных плит…

И всё же материалов не хватало, для чего в конце 70-х были построены, и в начале 80-х начали действовать все пролёты [крупные цеха] завода ЖБИ-3. Строили из элементов, произведённых на ЖБИ-1. Но оснащён новый завод был гораздо лучше «коллег». В результате номенклатура изделий, производимых на заводах железобетонных изделий №1 (Псков) и №2 (Великие Луки) снизилась.

Со вводом ЖБИ-3, казалось, была полностью было обеспечена потребность строителей во всей номенклатуре сборного железобетона. После этого из других регионов сборный железобетон уже практически не поставлялся. (А до этого его возили также из Волхова, Даугавпилса, Ульяновска, Таллина, Тульской области…)

Однако в работе нового «гиганта» стройотрасли Псковщины было много подводных камней. Как позже вспоминал стоявший у истоков создания в Пскове ЖБИ-1 (тогда – производственного комбината «Стройдеталь» треста №44) Дмитрий Максимов (с 1976-го года он уже возглавлял новый трест «Стройконструкция», где объединили производителей стройматериалов), «хорошо оснащенное предприятие вступало в строй непросто: сказывались проектные и строительные недоделки треста №44 и отсутствие должного внимания со стороны управления. Завод нельзя было принимать в эксплуатацию, не устранив ряда недоделок и ошибок. Чтобы доставить вагоны с цементом к пункту разгрузки, тепловоз проходил через действующий цех, зимой это вообще останавливало работу цеха; на всех входах в цеха отсутствовали тамбуры и теплозащита, электрощитовые установки в цехах заполнялись грунтовыми водами, разваливался проложенный через болото без свайных опор канализационный коллектор. Эти и другие недостатки вынуждены были исправлять по ходу дела работники завода».

Затем с трудностями там удалось временно справиться. Но с изменением ситуации в стране к середине 80-х, когда экономическое положение начало заметно ухудшаться (по сути в это время уже и начинает разрушаться плановая система) – завод ЖБИ-3 уже фактически «встаёт». Дошло до того, что на заводе не было начальника котельной, была выведена из строя система отопления и вентиляции…

А вот на «старшем, но меньшем брате» - ЖБИ-1 – в этом время удалось действовать более гибко, перестроиться и сохранить предприятие в самые тяжёлые для страны годы. О том, как этого удалось добиться работника завода – в следующих сериях.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...