Псковичи смогут следить за автобусами через смартфон и оплачивать проезд электронными деньгами

Александр Гизбрехт - о применении высоких технологий в области общественного транспорта

Полгода назад, вступая в должность руководителя «Псковпассажиравтотранса», Александр Гизбрехт сообщил о планах по техническому перевооружению предприятия, и в частности, о внедрении программного продукта, который будет полезным как для управления маршрутами, так и для удобства пассажиров. О том, какие из новшеств уже реализуются, а какие  пока только в стадии эксперимента, Александр Гизбрехт рассказал в интервью, полную версию которого можно прочитать на сайте «Псковской правды».

- Мы  занимаемся внедрением программного продукта, который позволил бы, во-первых, управлять подвижным составом, а во-вторых, дать возможность конечному потребителю увидеть на маршруте автобус: как он движется и через какое время будет на той или иной остановке. Для этого разрабатывается и до конца года будет запущено приложение для пользователей, с помощью которого клиент на своем смартфоне может видеть всю информацию: сцепка это или обычный автобус, на какой остановке он будет в какое-то время, нет ли на маршруте пробок и т. д. Все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, и при необходимости диспетчер, а  в дальнейшем и пассажир, может увидеть их в режиме реального времени. Это не фантастика.

- Значит ли это, что в ближайшее время на городских остановках появятся электронные табло с бегущей строкой, сообщающей о времени прибытия автобуса?

- Я бы не стал в приоритете оборудовать остановки, не имея четкого инструмента управления сетью. То, что они будут оборудоваться, это точно. Но для того, чтобы оборудовать все остановки электронными табло, нужно порядка 20 млн рублей. У меня сейчас собственных средств на это нет, и есть другие задачи: подвижной состав менять и т. д. Тем не менее, понимая, что это нужно делать, мы дорабатываем программу в таком виде, чтобы хотя бы не на остановках, но в своем телефоне псковичи могли видеть расписание. Бегущая строка, сообщающая о том, что сейчас появится такой-то автобус, - это удобно. Но, не решив глобально одно, зачем выпендриваться и делать другое?

На сегодня у нас 680 машин, из них 650 выходит на линию: 110-112 - на городские маршруты, остальные - на пригородные и международные. Имея в руках инструмент в виде ГЛОНАСС и в виде программного продукта, который позволяет видеть машину на маршруте, мы сможем смоделировать маршрутную сеть и посмотреть, какое количество машин в зависимости от пассажиропотока надо выпускать. И отсюда будет либо экономия, либо – неэкономия. Все данные по количеству перевезенных пассажиров у нас есть. Кроме того, в течение дня у нас есть пиковые нагрузки, когда люди едут на работу и с работы. Имея такую программу, мы можем смоделировать маршрутную сеть, четко понимая, сколько пассажиров нам надо перевезти в тот или иной момент времени. 

- Какие еще проблемы позволит решить эта программа?

- Большинство маршрутов проходят по Рижскому и Октябрьскому проспектам. Понятно, что часть маршрутов перехлестывается, и автобусы на остановках собираются в кучу. Чтобы они не ходили  гуськом, ими надо четко управлять. Когда диспетчер видит, что на остановке сгрудились автобусы разных маршрутов, то он должен дать информацию водителям, чтобы один автобус немного задержался, а идущий впереди увеличил скорость и пришел на следующую остановку раньше. Под управлением я и понимаю, что диспетчер видит всю маршрутную сеть, видит и имеет расписание. И каждый автобус на линии должен четко укладываться в это расписание. Данные системы позволяют это делать.

Если вы ездите на работу к определенному времени, то, имея расписание на руках – в электронном или бумажном виде, можете рассчитать время и на работу не опаздывать. Для этого такой инструмент и нужен.

- В прошлом году вы также говорили о возможности замены кондукторов электронными системами. Когда будут внедряться такие системы?

- Сейчас на 4 пригородных маршрутах мы тестируем не бескондукторную, а валидаторную систему. Валидатор – это прибор, с помощью которого проверяют подлинность различных документов на транспорте. В силу того что это тестовая эксплуатация, с валидатором к пассажирам подходит кондуктор и выдает им чеки. В дальнейшем предполагается, что сам клиент, имея карту, будет прикладывать ее к валидаторам, которых два-три будет стоять в автобусе, и получать чек. Таким образом расплачиваться за поездку можно будет электронным билетом, банковской картой или при помощи электронного кошелька в телефоне.

- А в городских автобусах будете эту систему тестировать?

- Представьте, в пригородный автобус зашло 15-20 человек или в Пскове 100 человек в автобус вошло…Я в принципе хочу посмотреть, как работает система,  и не экспериментировать на людях. Если она в пригороде пойдет, то в городе пойдет точно. Но пока мы продлили эксперимент – из-за того, что выявился ряд недостатков. Мы пытаемся понять, почему они проявились и как их ликвидировать. Если уж внедрять новую систему, мы должны понимать, как она будет работать.

 

Светлана СИНЦОВА, «Псковская правда».

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...