Земля и воля
Попытки предпринимателей обустроить свои магазинчики в цокольных этажах зданий или переоборудовать подвалы жилых домов под другие коммерческие цели регулярно оборачиваются войной «местного значения», так как нередко бизнесмены нарушают букву закона и права граждан. Зачастую дельцам это сходить с рук, но иногда общественность начинает бить во все колокола, привлекая к подобным проблемам внимание властей, жителей города и СМИ. На этой неделе в сфере всеобщего внимания оказался конфликт с очередным предпринимателем вокруг дома №18 по улице Рокоссовского. Бизнесмен, как утверждают жильцы, незаконно пытается переформатировать благоустроенную жильцами дома придомовую территорию под стоянку для автомобилей. На защиту этой территории встали активные жители. Именно они инициировали встречу с представителями власть имущих, среди которых был начальник Управления городского хозяйства администрации Пскова Алексей Захаров. Ведь это его подпись стоит под документом о перепланировке данной площадки.
Выход на уровень
«Здравствуйте, а вы кто?» – встретили прибывшего первым на собрание депутата Константина Болотина, в чьем введении находится район дальнего Завеличья, а значит и дом №18 на Рокоссовского.
Радикально настроенные жильцы дома сразу же обозначили свою позицию – говорить будут «обо всем», так как накипело.
Как оказалось, конфликт с руководителем ООО «Себор» Сергеем Панковым, который является собственником подвала, начался еще в 2010 году. Тогда его обвиняли в проведении незаконных работ по вывозу грунта и перепланировке подвального помещения. В связи с этим в 2012 году жители дома инициировали судебную тяжбу против Панкова, но суд установил, что предприниматель не нарушил закон, хотя в проектной документации не было указано назначение помещения.
«Ваши права пока не затронуты, вот когда будет магазин, то мы его и закроем», – вспомнили слова судьи на встрече. Выяснилось, что собравшиеся до сих пор не знают, чем занимается у себя в подвале Панков. «Он переделывает его толи под магазин, толи под пивоварню», – рассказали они на встрече.
Собравшиеся вечером 10 августа возле дома по Рокоссовскому, 18 утверждали, что бизнесмен на протяжении многих лет вывозил землю из подвала: «Планомерно выгружал – по машине раз в неделю, раз в месяц». И, как следствие, жаловались люди, по дому пошли трещины.
Между тем, наличие пивного магазина с другой стороны дома никого никогда не смущало: «У нас есть в подвале два помещения. Они благоустроены без всякого разбазаривания площадки на улице. С ними не было никогда проблем».
«Подковерные» разборки вышли на новый уровень в пятницу, 7 августа, когда вечером с придомовой площадки была убрана пешеходная дорожка, выкорчеваны все зеленые насаждения и поставлен забор, который, кстати, тут же украли.
Все это сильно удивило заместителя главы города Пскова Александра Копылова: «А где вы были раньше?»
«Вы спрашиваете, где мы раньше были? Вот вы, наверное, в субботу отдыхали с семьей. А я стояла с маленьким ребенком перед КАМАЗом с щебенкой. Если бы я не стояла в выходной, то тут уже было бы все утрамбовано!» – возмущалась женщина, которая живым щитом встала на защиту газона.
«Вы видите, это последний кусочек на три дома, где могут поиграть дети, которые, наверное, тут живут в каждой квартире. Предприниматель хотел этот последний зеленый кусочек отобрать под машины. Обойдите вокруг, нет тут больше площадки для детей!!!» – отстаивали свою территорию жители дома.
Собравшие объяснили, что в доме создано ТСЖ и что земля, на которую посягнул предприниматель, находится в долевой собственности всех жильцов. Именно они скидывались на благоустройство площадки, и именно они решают судьбу придомовой территории.
Вопросы без ответов?
«Почему велись работы?», «Столько земли вывезено?», «Где гарантия, что фундамент не завалится?..» – эти и многие другие вопросы посыпались на Алексея Захарова, когда он приехал и заявил: «Я готов ответить на все ваши вопросы!».
Начальник УГХ администрации города Пскова рассказал, что заявление на перепланировку помещения подписывала опытная сотрудница, которой «64 года и она очень придирчива ко всем позициям».
Он пояснил, что предприниматель является собственником подвала, поэтому он может сделать перепланировку внутри, не касаясь общедолевого имущества. «Как и любой из вас может сделать перепланировку у себя в квартире, но после ответствующего согласования, так и он имеет на это право. Это по закону», – прокомментировал Захаров.
«Я у соседей не снимаю потолок, правда? А он у нас углубляется в землю! Разница есть, по-моему? Сказали тоже!» – заявили жильцы.
Между тем, Захаров настаивал, что нужно разобраться, является ли законным углубление в подвале и должен ли был предприниматель согласовывать эти действия с жильцами. «Хороший вопрос! – оптимистично говорил начальник УГХ администрации Пскова. – На этом примере мы можем поставить точку всем остальным таким позициям в городе».
«Очень жаль, что сейчас нет ключей от подвала – мы бы туда сходили и вы бы увидели, что там творится!» – вздохнули жильцы.
Земельный передел
Если о том, что творится в подвале, можно было только догадываться, то некогда зеленая площадка зияла серой проплешиной.
Тут Алексею Захарову припомнили о том, что документ о производстве земляных работ подписывал он. Когда перешли к обсуждению этого насущного вопроса, представителю власти пришлось держать мощный удар.
Во-первых, заявлял Захаров, УГХ действительно выдает разрешения на производство земляных работ, но только после оформления «большого бегунка».
Он подчеркнул, что предприниматель принес заявление. В нем стояли подписи всех служб, с которыми требовалось согласование. «Нам не нужно следить за предыдущими согласователями, поэтому стоит автограф от 4.08.2015 нашего специалиста», – объяснял начальник УГХ.
Он сразу же заявил присутствующим, что подпись вообще не его, а исполняющего обязанности. Захаров, как выяснилось, был в это время в отпуске.
«То есть под вашей фамилией еще и не вы расписываетесь? Это что такое творится в администрации?» – удивлялись люди. Захаров ответил, что разберется с этим вопросом.
«Какая разница, чья подпись? Это администрация подписывала, – высказался депутат Копылов, который в этот вечер был «красной тряпкой» для всех. – Ну что вы беспокоитесь, пришел начальник и сказал, что все сделает!»
«Захаров за базар отвечает! Даже если бы и он подписал, все равно было бы тоже самое, какая разница! – наверное, пытался защитить Копылов Захарова. – Он объяснил, что все согласующие подписи были. Он же на место не выезжает!»
«Мужчина в голубой рубашке, давайте поменяемся с вами квартирами? Поменяемся?– обратилась к Александру Копылову одна из жительниц дома. – Не хотите?»
«Сегодня я впервые увидел Панкова у себя в кабинете, уже когда собирался уходить», – между тем продолжал начальник УГХ.
«Здрасьте – здрасьте. Я Панков, а я – Захаров», – передавал он диалог с предпринимателем. – Он мне рассказал про ситуацию вокруг площадки и попросил извиниться перед вами».
«Я не хочу, чтобы они меня съели. Я хочу идти по-честному», – цитировал Захаров предпринимателя.
«Я не знаю, правда ли это. Я верю всем!» – продолжал начальник УГХ.
«Это он вас попросил извиниться? А как это предприниматель просит представителя власти о таком?» – недоумевали собравшиеся.
«Я верю всем, еще раз говорю. Я его знать не знаю, даже телефона его не знаю. Я только что из отпуска – первый день! Понимаете?» – отбивался от нападок Захаров.
Конфликт набирал обороты.
Чья земля?
Алексей Захаров заметил, что в представленном предпринимателем документе стоит подпись представителя управляющей организации ООО УО «Десятый район Плюс». Хотя, как утверждали жители дома, она не имеет никакого отношения к территории, из-за которой разгорелся весь сыр-бор.
Его буквально осенило, что, так как площадка не переведена в ведение управляющей компании, то значит, участком распоряжаются собственники многоквартирного дома. Захаров сказал, что он ничего не знал об этом.
«Вы юрист, вы сидите на рабочем месте, вам ничего не стоит сказать: «Посмотри, пожалуйста, проверь, чьи это участки», – обращались недоумевающие жильцы к Захарову. – Вы подписываете распоряжение, вы понимаете, это документ! Ваше распоряжение затронуло права как минимум 45 квартир, а этот как минимум человек 80-85. Сейчас у всех вопрос к вам, почему вы подписали распоряжение и распорядились нашей землей», – в лоб задали ему вопрос.
«Мне не нужно было копать вашу землю, это нужно было предпринимателю. Для этого нужно было собрать кучу документов и согласовать с администрацией! Он все принес. Я только машинально ставлю подпись. Даже не я ставлю, а наш сотрудник подпись ставит», – настаивал начальник УГХ. Он добавил, что не касается землеустроительных работ. «Кто-то ошибся тут и очень серьезно!» – заявил он.
Ему объяснили, что участок, на котором предполагались работы, в кадастровой карте числится под номером № 40 и относится к дому №18 по улице Рокоссовского. Еще один участок – № 44 – также, по словам собравшихся, закреплен за их домом.
Как пояснила специалист, с 2005 года участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, а значит, на основании 36-й статьи Жилищного кодекса теперь он числится за всеми собственниками жилого многоквартирного дома.
«Земельный участок переходит в собственность собственникам жилого многоквартирного дома независимо от действий администрации и государственной регистрации данного земельного участка», – объясняли Захарову.
Возразил этому Александр Копылов, который давно уже попал в опалу. По его словам, в свое время участок № 40 был предназначен для строительства жилого дома, а № 44 – для организации строительных работ. Он констатировал, что раз этот участок не был переведен в собственность жильцов, то это значит, что он принадлежит муниципалитету. «Вы решили, что это ваш участок. Докажите! Есть решение суда?» – обращался он к собравшимся.
«Это равносильно тому, что доказывать, что это палец» – высказался один из активных участников беседы и показал указательный палец Копылову, после чего поднялся настоящий хай.
Депутат и не думал униматься. Он вопрошал, как так могло произойти, что жильцы дома не смогли сберечь свое имущество.
«Понятно, мы будем виноваты. Зачем мы тогда такую власть выбирали, зачем мы тогда депутата выбрали? Зачем у нас начальник такой УГХ, когда мы сами выходим на демонстрации?» – отвечали ему.
«Власти нельзя с народом, а народу - с властью. Это Россия. Вот и все», – отвечал на это депутат, который заявил, что искренне переживает за сложившуюся ситуацию. Но в это вечер ему никто не поверил.
Угомонил всех Алексей Захаров, который предложил для начала сделать запрос в Росреестр, чтобы установить, какой из участков действительно закреплен за собственниками жилья. «В любом случае, все, что касается производственных земляных работ, необходимо согласовывать с управляющей компанией или с собственниками жилья – в данном случае с ТСЖ на общем собрании. Так как дом является ТСЖ, а вокруг него ведет работу управляющая компания, то возник вопрос, который мы должны помочь разрулить», – констатировал Захаров. Он также обещал остановить все земляные работы на площадке и выполнил это указание.
Уже сегодня на сайте муниципалитета появилось сообщение о том, что в администрации Пскова прошло совещание, на котором обсудили вопрос ведения земляных работ у дома № 18 по улице Рокоссовского.