Александр Стройло: Есть вещи совершенно безобразные, которые привлекают людей
Сегодня, 4 сентября, отмечает свой 60-летний юбилей главный художник Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Александр Григорьевич Стройло.
Он широко известен как художник книги. Александр Григорьевич работает над книгой от первого и до последнего момента ее рождения. Все - от формата и качества бумаги до размера и формы книги - рассматривается им как единая задача художника. Книги из картона и кожи, из бумаги и дерева, книги, как стихи, растущие из великолепия, изысканности или нищеты и сора, - все они пользуются неизменным вниманием авторов, коллекционеров и читающей публики. Книги, оформленные Стройло, стали событием в период празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина и 1100-летия первого упоминания в летописи города Пскова.
Александр Стройло много и интересно работает в кино. Кинофильмы «Свои», «Любить по-русски», «Женская собственность», «Американка», «9 рота», «Батальон» и другие - плод сотрудничества известных режиссеров и художника. Пресс-релизы и открытки, которыми художник сопровождал презентации фильмов, мгновенно становились предметами коллекционирования.
Свой творческий путь Александр Григорьевич начинал, как многие дети в советское время, во Дворце пионеров.
- Оказалась ли жизнь художника, действительно такой, какой вы ее себе представляли?
- Я, если честно, не помню, какой я её себе представлял.
- Расскажите, пожалуйста, как рождаются образы ваших картин, иллюстраций? Что вас вдохновляет?
- Окружающая действительность вдохновляет: то, что вижу, то и рисую, о том пишу.
- Сколько времени может занять та или иная картина, работа?
- Некоторые очень быстро делаются, поскольку я в основном занимаюсь графикой, рисунком, а они не требуют длительности. А некоторые работы очень долго - месяцами, годами тянутся. Это не значит, что я каждый день одну и ту же работу делаю, нет, просто откладываю, а потом возвращаюсь.
- Говорят, что главное в искусстве — это поймать импульс, идею?
- Да, наверное, потому, что когда ты этот импульс поймал, то дальше всё делается легко и просто. А если ты будешь нудно что-то искать, то работа двигаться не будет.
- Как по-вашему, возможно ли научить человека творчеству?
- Можно научить человека рисовать, но творчеству – нет. Человек должен сам этому научиться, сам к этому прийти.
- Картина - это как источник силы? Почему люди ходят, смотрят, коллекционируют изобразительное искусство?
- Я как-то не задавался вопросами, что такое произведение искусства. Ведь произведения совершенно разные, некоторые вообще ничем не обладают, а люди все равно ходят и смотрят, и есть вещи совершенно безобразные, которые привлекают людей. Я думаю, дело не в их силе, а в том, как они раскручены.
- Вы работаете кроме искусства ещё в разных жанрах: театр, кино, литература? Что-то есть общее в этих направлениях для вас?
- Я привык работать в широком диапазоне – от кино до книжного искусства. Общего больше, конечно, в кино и театре, именно здесь задачи перекликаются.
- Работа в кино, с таким известным мастером как Дмитрий Месхиев, что дала вам как художнику, как человеку?
- Эта работа дала мне возможность острее почувствовать жизнь, потому что многие вопросы надо решать молниеносно. Одно дело, когда я что-то делаю для себя, а здесь вещи конкретные, для конкретных целей, можно сказать для конкретной минуты – эти вещи могут мелькнуть никем незамеченные или вообще не сняться, но их надо обязательно делать. После работы в кино делать многие вещи стало проще.
- При погружении в исторический материал фильма, в эпоху, например, во время съемок фильма «Батальон», возникли ли у вас какие-то импульсы на творчество, иллюстрации, картины, может быть, захотелось сделать выставки ваших работ с такой же тематикой?
- Конечно, и в процессе подготовки фильма много появляется работ, которые параллельны тому, что требуется для кинопроизводства. Во время съемок «Батальона» я нарисовал портреты всех трёхсот девушек, которые были в настоящем батальоне, после чего была выставка: и в театре, в канун премьеры фильма, и в Псковском музее-заповеднике.
- У вас было уже много выставок, из последних можно вспомнить «Лица войны», «Изборск в картинках», «Анекдоты из жизни Пушкина», которая открыла XXII Пушкинский театральный фестиваль. Вы уже более 35 лет живете в Пскове, насколько здесь подходящая атмосфера для творчества?
- Псков - лучший город Земли, здесь и живется мне хорошо и, тем более, работается, и этот город мне дает вдохновение, чтобы что-то делать и необязательно на псковскую тематику, а вообще.
- Кого из русских художников вы можете назвать своими учителями? Кого цените из нынешних художников?
- Есть некоторые художники, которым хочется подражать и творчество которых является мерилом и моего творчества. Есть такой художник, он на меня совершенно не похож – Пётр Митурич, он учился когда-то до революции в Псковском кадетском корпусе. Он жил и творил в 20-е, 30-е годы XX века – вот этот художник, на мой взгляд, очень замечательный, мне его творчество очень нравится.
- Вы также делаете иллюстрации к книгам. Кто вам близок в русской и зарубежной литературе?
- Я стараюсь в основном с русским материалом работать, потому что мне это понятнее и интереснее, и так получилось, что в издательствах у меня в основном были русские и советские писатели, которых я иллюстрировал.
- Такой философский вопрос: почему люди творят? Вот вы зачем рисуете? Только для собственного удовольствия? Или ради того, чтобы ваши работы видели люди, восхищались, переживали, коллекционировали?
- Ради всего того, что вы перечислили, только поэтапно. Сначала хочется и славы, и всего такого, а потом хочется просто удовлетворения от того, что ты делаешь.
- В творчестве многих художников явно отражается дух времени, в котором он живёт. Повлиял ли и влияет на вас наш стремительный век?
- Да, конечно, на наших глазах все так резко изменилось. И в изобразительном искусстве тоже. Сейчас доступной стала любая картинка, нарисованная в мире, – ты просто забрался в интернет и посмотрел.
- Как вы оцениваете произведения искусства? Нравится — не нравится? Или все-таки существует общепринятые цензурные нормы?
- Как любой человек, смотрю нравится или нет, а дальше уже на то, как мастерски и технически выполнено. Но техническое мастерство — это не главное, главное все же, чтобы нравилось, а простые люди, которые не художники и не музыканты, они же приобретают произведения живописи, только потому что им нравится.
- Что чаще всего заказывают у вас любители искусства?
- У меня только в книжных делах заказы есть, я уже давно работами не живу и давно не осуществлял продаж.
- Сейчас вы работаете в театре, насколько вам здесь комфортно и в чем заключается ваша работа, какие перспективы?
- Неожиданно для меня в псковском театре оказалась очень доброжелательная атмосфера, хороший коллектив, который мне нравится. Труппа очень высокопрофессиональная, с которой тоже легко работать, а главное - интересно, потому что все, абсолютно все – творческие люди, они и сами по себе интересны и в коллективе с ними очень хорошо.
- Александр Григорьевич! От лица всего коллектива поздравляем вас с днем рождения! Всего 60 оборотов сделала Земля вокруг Солнца – это очень мало. Открывайте в себе все новые и новые грани творчества, радуйте нас своими великолепными произведениями искусства, и чтобы этот процесс был обоюдным, и мы, коллектив Псковского драмтеатра, радовали вас тоже!
- Большое спасибо!
Источник: Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина