Матушка Елиcавета: Голгофа для нашего народа еще не кончилась. ч.2

На празднике Трех Святителей в Спасо–Елеазаровском монастыре: в центре Владыка Евсевий, слева - архимандрит о. Кенсорин, справа -матушка Елисавета.

Можно ли, матушка, провести параллель между явлением Трех Святителей здесь с тем, что именно из этой обители исходит известная богословская формула: Два Рима пали, Третий стоит, Четвертому – не быть? В которой под Третьим Римом подразумевалась елеазаровским старцем Феофилом Православная Русь?

Конечно, хотя изначально Ефросину было благословение на пустынножительство в этом месте, и получает здесь видение о строительстве храме Трем вселенским Святителям, что говорит о вселенскости православной церкви. Три Святителя христианской церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – столпы православия. Так складывается, что Россия призвана у Бога стать хранительницей веры православной до скончания века. И Промысел Божий, замысел Божий был в распространении веры святой православной по всему «лице земли» от России. И если Византия просветила славянские народы, дала им истину православия, то назначение России перед лицом Божием, было просветить светом веры восточные страны, вернуть в лоно православия западные страны, отпавшие от православия. Это знание и было дано в появлении Цареградской иконы в обители и явлении Трех Святителей на этом месте. И потом ученик Ефросина, преподобный старец Феофил, именно в этой обители постиг Божественную волю о назначении России и пророчествовал всему миру, что Россия – Третий Рим, Четвертому не бывать. Если это все связать воедино, то непостижимо для ума, какая тут сила.

Ну, не все и понимают.

Да.

Как Вы думаете, Третий Рим еще стоит?

Если его не будет – не будет вообще ничего. Говорят нынешние ученые, что мы живем в эпоху падения Третьего Рима, но путей Божиих никто не знает. Бог ведь всесилен разрушить Третий Рим и на его останках создать новый. Но то, что Третий Рим - Россия, понятно всем. Россия в своей истории претерпевала очень многое. И те времена, которые мы переживаем, ничуть не тяжелее, чем раньше: монголо-татарское иго, Смутное время, нашествие Наполеона, Великая Отечественная война. И сейчас у нас война не прекращается. Ну, а когда конец будет – мы не знаем. Но если взять ХХ столетие, то в конце Х1Х- начале ХХ века было сильно развито миссионерство. Наши миссионеры были в Америке, в Китае, в Монголии, Манчжурии, Японии – на Востоке. Но враг рода человеческого помешал этому. Русское православие могло проникнуть без огня и меча силой проповеди на Восток, и Западу ничего не оставалось бы кроме, как присоединиться. Но, увы, Россия пошла своим путем, взошла на свою Голгофу и столетие практически пребывает на ней. Голгофа для нашего народа еще не кончилась. Мы знаем, что если Россия проходит на земле путь Христа, то после Голгофы было Воскресение, и мы все жаждем этого Воскресения. И начатки этого Воскресения мы наблюдаем в деле возрождения наших святых обителей, храмов.

«Много званых, но мало избранных». И нас так мало, православных?

Господь сказал: «Жатвы много, а делателей мало». Мы не до конца осознаем всю ответственность, которая на нас легла.

Не остались от старца Филофея следы в монастыре, его святые мощи?

Останки преподобного Филофея лежат где-то в недрах этой земли. Вся территория монастыря, по сути, некрополь. Здесь громадное количество захоронений, обитель существовала пятьсот лет. Мы находили разные захоронения, когда пришли, мощи буквально выходили из недр земли, находили много останков. Это еще ждет исследователей. Филофей - местночтимый святой, почитаемый в псковских и новгородских пределах, особенно, в нашей обители. Старообрядцы глубоко почитают преподобных Ефросина и Филофея. Но если смотреть исторически, то государствообразующая идея Филофея – о великой ответственности России, ее правителей и народа, на которых возлагается миссия вселенского православия. Но человеческий разум извращает пророчества, пророки часто бывают не поняты. И я думаю, что царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон, взяв курс на вселенское православие, руководствуясь Филофеем, его неправильно поняли. Чтобы придать ему значимость, начали с правки богослужебных книг, чтобы подвести наш Устав под византийское богослужение. И это стало причиной раскола.

Хотели как лучше.

А получилось, как получилось. Реформирование кончилось старообрядческим расколом в Церкви. Тяжелый и страшный резонанс с кровопролитием. Идея вселенского православия была извращена и потерпела крушение, потом от нее отказались. Были так напуганы, что забыли и Ефросина, и Филофея, забыли свою миссию. Было дано другое направление развитию нашего Отечества. Мы взяли курс на имперские амбиции: Петр I, революция. Не туда пошли.

Государство пошло своей дорогой, Церковь – своей.

Господь-то и выбрал Россию за ее простоту, искренность и открытость русского человека, выбрал Россию хранителем православия и окончательным хранителем православия. Никакая другая страна православие хранить не может. Но дело не в русском человеке именно. Уникальность православия в том, что Господь должен прославлять человека, а не человек прославлять себя, свой народ. Все, кто крещен во Христе, и не только русские, все, кто крестился во Христе, кто причащается Его Святых Тайн, все братья и сестры – православные. Это и есть новый Израиль. Но если мы говорим, что только русские войдут в Царство Божие и только мы – это ересь.

Что такое стать наследниками Царства Небесного?

Стать наследниками Рима, стать членами Христовой Церкви - не мы признаем сами себя, а Господь - нас. Христиане ждут, когда их Отец Небесный прославит, пребывая в глубоком смирении перед Богом и перед людьми. Кстати, когда псковичи построили свой первый храм Святой Троицы, не они стали называть Псков – Домом Божием на земле, Домом Святой Троицы. И почитали себя только гостями в Доме Божием, и когда пришло время идти под Московское владычество - пошли с плачем. Шли присягать Василию Ивановичу, царю Московскому, давали крестное целование и плакали, но смирялись. И последней русской землей, присоединенной к Москве, была Псковская.

А почему, как Вы думаете, матушка, с точки зрения Церкви?

Потому что уровень благочестия в Пскове был выше, чем в Московском княжестве. Они отстаивали не свою политическую свободу, а благочестие. Они боялись разложиться, раствориться, они писали: «Боимся лукавства москалей». Псковичи и считали себя этим Римом, и пусть будет малая толика чистого православия у Бога. Но старец Филофей смотрел дальше и больше видел, и что столица православной миссии выпадает не Пскову, а Москве. И понимал, что это неизбежно. В нашем монастыре была оппозиция верховной псковской знати под водительством Филофея, который был игуменом монастыря, выступившем за воссоединение с Москвой, писал послания Василию Темному. Псковичи почитали старца и пришли к нему за советом, и услышали из уст старца Филофея, что надо подчиниться Москве, смириться.

Матушка, власти надо советоваться с Церковью?

Есть каноническое церковное право - Симфония властей, принятая на Соборах и Поместных, и Вселенских. Двуглавый орел, который мы получили от Византии, как герб нашего государства, как две главы власти - светская власть и власть духовная. Назначение светской власти обеспечить все возможное, что содействовало бы ко спасению, а духовная власть ведет в Царство Небесное. Но делание это общее: чтобы попасть в Царство Небесное надо пройти поприще земной жизни, и оно должно содействовать восхождению человека. И эта теория Симфонии властей в России имела наивысшее свое воплощение: в лице российского монарха и Патриарха. А сейчас, что мы имеем? О какой Симфонии можно говорить, когда современная власть бывает не только невежественной и безграмотной, но в лице некоторых правителей откровенно богоборческой. Какие отношения могут быть у света с тьмой? Вот мы и имеем то, что имеем. Церковь пытается выразить волю Божию и народную, но власть не всегда ее слышит и желает слышать. Слава Богу, власть ныне трепетно относится к Церкви, но и многого не понимает. И через средства массовой информации сейчас идет нравственное разложение народа. Власть на это взирает, надо сказать, равнодушно – это страшное дело. Потому что первая задача власти: прекратить эти бесчинства. Да и никто не отменял постановления Вселенских соборов: кто смотрел развратные картинки – отлучается от Церкви. По этому каноническому правилу весь народ можно отлучить. А кто допустил то, что делается на экранах телевизоров? Власть. Стало быть, власть в православном государстве, хочет она того, или не хочет, понимает она это, или не понимает – она ответит перед Богом, если она содействовала нравственному разложению народа. Сейчас все размыто: грех – правило, «все так живут». Но все жили и в Содоме и Гоморе, а что мы имеем на этом месте – Мертвое море, как памятник человеческому беззаконию. Сейчас нам Господь новыми потопами грозит и новыми стихийными бедствиями, если мы попираем заповеди, Господь нам воздаст за это. И власть должна заботиться о нравственном состоянии народа, потому что ответит за это перед Богом.

Матушка, недавно обитель посетили честные мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, что это за событие для нас?

Здесь, в Пскове произошло отречение императора от престола, по сути дела, оно было выдавлено из него. И на этом месте произошло крушение Третьего Рима - на станции Псков. И посещение святых мощей Великой княгини есть благословение Божие не только нашей обители, но всей Псковщине, где, возможно, будут какие-то изменения. В плане бытия человеческого - это важнейшее событие, хотя и не заметное для большинства, но люди будут ощущать это на себе. Такие события укрепляют духовно, дают нам благодать от святыни. Кто-то чувствует духовный восторг в своей душе. Такие события обычно содействуют возрождению внутреннему, а оно содействуют преображению жизненному.

Помоги, Господи.

Информационная служба Псковской епархии.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...