Настоятель храма св. Георгия в Камно Алексей Вовченко: Страшный Суд должен волновать всякого человека, если он об этом думает
Иерею Алексею Вовченко 48 лет, рукоположен десять лет назад Архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, сейчас настоятель двух храмов: св. Георгия в Камно и Рождества Богородицы в Старом Изборске, целибат. Организатор православного лагеря в Псковской епархии. В прошлом художник – керамика, металл. С о. Алексеем мы говорили 6 марта, когда начиналась в Православной Церкви Неделя о Страшном Суде.
Батюшка, в воскресном евангельском чтении прозвучали такие слова: «…как овец разлучает от козлищ…», а нам известно такое выражение: «за козла ответишь». В народе не любят, когда называют кого-то козлом?
«За козла ответишь» - это такая сатанинская гримаса злобы. Все мы, конечно, любим, когда нас хвалят и обижаемся, если называют наши недостатки. Тут же начинается злоба и ненависть, можно стать врагами на всю жизнь, особенно, если человек не находится в лоне Церкви. Ведь Церковь говорит: «Не обличай злого - да возненавидит тебя, а обличай премудрого, и станет тебе другом». Человек, который ищет спасения, готов бороться со своими недостатками и искоренять их. Мы же часто себя не видим, а со стороны-то виднее. «За козла ответишь» – это порождение последних лет. Раньше были братья и сестры, и «если брат согрешил против тебя, то пойди, обличи его и если он покается, будет снова любовь между вами» – вот позиция Церкви, а «за козла ответишь» - это потеря веры. Что свидетельствует о том, что у нас в государстве произошел сильный сдвиг в сторону мрака, в сторону той бездны, где царствует дьявол.
На Страшном Суде выбраны два животных - овен и козел, почему?
Природа этих животных диаметрально противоположная: если овца по своему нраву кроткая, послушная, смиренная, то козел – строптив. И грехопадение изначально произошло как бунт против Бога. Покуда человек был в согласии с Богом и исполнял его волю - жил в раю, а когда ослушался Господа, то потерял райское блаженство. С этого момента он уподобился козлу. И сейчас мы очень хорошо видим что, чем дальше, тем больше мы стремимся к мировой культуре и мировым ценностям. А в чем они состоят, если увидеть их суть? Как раз в этом образе «козла», который делает то, что ему хочется.
И на слэнге одна из мировых ценностей «бакс» – козел.
Этот «бакс» и начинает править миром. А «овца», она в поругании у всего мира. И герои нынешние, западные – они своей силой все гнут.
В ектении, в прошении на Литургии священник говорит: «Доброго ответа на страшном судилище Христовом просим», о чем здесь, о. Алексей?
Мы просим о том, чтобы Господь открыл нам меру нашего грехопадения, открыл глубину нашей греховности. Ведь человек исполняет то, что знает. Вот знает английский язык и, значит, может на этом языке общаться. А если не знает - не может общаться. И если он не знает меры греховности, то ему недоступно и покаяние. Он будет плакать и может ощущать тоску в своем сердце, но покаяться не может, потому что не знает в чем. Вот в этом прошении священника к Господу как раз о том, чтобы Господь открыл нам наше духовное состояние, чтобы мы покаялись и наследовали жизнь вечную с Богом. И «Добрый ответ на Страшном судилище» - это, когда человек кается и приносит покаяние, примиряясь, тем самым, с Богом. И тогда в согласии с Господом он имеет добрый ответ на Страшном судилище. Вот Господь Петра трижды спрашивал: «Любишь ли ты Меня, Петр?» И Петр, который раскаялся после своего предательства, сказал: «Да, Господи, ты знаешь, как люблю Тебя». И получил от Господа добрый ответ: «Паси овец Моих» (Инн. 21,17). Таков был ответ Господа на покаянное сердце Петра.
Батюшка, почему Суд - Страшный?
Страшный Суд – это не абстрактное понятие суда, который нас ждет когда-то в будущем, а вполне конкретное понятие – конец земной жизни. Суд начинается с окончанием земной жизни для человека. Земная жизнь заканчивается, и дальше у нас уже нет ни покаяния, ни исправления. И с этим мы приходим на Страшный Суд. Для нас он страшен не обвинением наших преступлений, а тем, что мы не можем ничего уже переменить в своей жизни. Поэтому и в чтении Евангелия от Матфея, которое произносится в начале Недели о Страшном Суде в православной Церкви, Господь говорит козлищам: «Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его» (Мтф. 25,41). Человек, приходя к концу жизни, а это может случиться в любое время, и в 20 лет и позднее, если не задумывается, что ожидает его в вечности, может получить страшный итог. Потому что земная жизнь - это кратковременно. Вот летит метеорит по небу, и мы видим его зримую траекторию только тогда, когда он попадает в земную атмосферу, все остальное время его полета – до того и после того - нам неизвестно. Вот так и земная жизнь проявляется в момент земного полета. Господь создал нас, пустил в эту земную жизнь, чтобы мы проявились, проявился тот свет, который в нас есть. Или же тьма, если мы не желаем быть вместе с Богом. Сами светить мы не можем, может светить только тот свет, который мы получаем от Бога. Человек является отображением этого света. И если мы этот свет в себе имеем, то по окончании земной жизни мы устремляемся к свету, а если не имеем света, не получили, то - тьма обращается ко тьме, и соединяется со тьмой. Это действительно страшно. Страшный Суд должен волновать всякого человека, если он об этом думает.
Батюшка, в воскресном евангельском чтении прозвучали такие слова: «…как овец разлучает от козлищ…», а нам известно такое выражение: «за козла ответишь». В народе не любят, когда называют кого-то козлом?
«За козла ответишь» - это такая сатанинская гримаса злобы. Все мы, конечно, любим, когда нас хвалят и обижаемся, если называют наши недостатки. Тут же начинается злоба и ненависть, можно стать врагами на всю жизнь, особенно, если человек не находится в лоне Церкви. Ведь Церковь говорит: «Не обличай злого - да возненавидит тебя, а обличай премудрого, и станет тебе другом». Человек, который ищет спасения, готов бороться со своими недостатками и искоренять их. Мы же часто себя не видим, а со стороны-то виднее. «За козла ответишь» – это порождение последних лет. Раньше были братья и сестры, и «если брат согрешил против тебя, то пойди, обличи его и если он покается, будет снова любовь между вами» – вот позиция Церкви, а «за козла ответишь» - это потеря веры. Что свидетельствует о том, что у нас в государстве произошел сильный сдвиг в сторону мрака, в сторону той бездны, где царствует дьявол.
На Страшном Суде выбраны два животных - овен и козел, почему?
Природа этих животных диаметрально противоположная: если овца по своему нраву кроткая, послушная, смиренная, то козел – строптив. И грехопадение изначально произошло как бунт против Бога. Покуда человек был в согласии с Богом и исполнял его волю - жил в раю, а когда ослушался Господа, то потерял райское блаженство. С этого момента он уподобился козлу. И сейчас мы очень хорошо видим что, чем дальше, тем больше мы стремимся к мировой культуре и мировым ценностям. А в чем они состоят, если увидеть их суть? Как раз в этом образе «козла», который делает то, что ему хочется.
И на слэнге одна из мировых ценностей «бакс» – козел.
Этот «бакс» и начинает править миром. А «овца», она в поругании у всего мира. И герои нынешние, западные – они своей силой все гнут.
В ектении, в прошении на Литургии священник говорит: «Доброго ответа на страшном судилище Христовом просим», о чем здесь, о. Алексей?
Мы просим о том, чтобы Господь открыл нам меру нашего грехопадения, открыл глубину нашей греховности. Ведь человек исполняет то, что знает. Вот знает английский язык и, значит, может на этом языке общаться. А если не знает - не может общаться. И если он не знает меры греховности, то ему недоступно и покаяние. Он будет плакать и может ощущать тоску в своем сердце, но покаяться не может, потому что не знает в чем. Вот в этом прошении священника к Господу как раз о том, чтобы Господь открыл нам наше духовное состояние, чтобы мы покаялись и наследовали жизнь вечную с Богом. И «Добрый ответ на Страшном судилище» - это, когда человек кается и приносит покаяние, примиряясь, тем самым, с Богом. И тогда в согласии с Господом он имеет добрый ответ на Страшном судилище. Вот Господь Петра трижды спрашивал: «Любишь ли ты Меня, Петр?» И Петр, который раскаялся после своего предательства, сказал: «Да, Господи, ты знаешь, как люблю Тебя». И получил от Господа добрый ответ: «Паси овец Моих» (Инн. 21,17). Таков был ответ Господа на покаянное сердце Петра.
Батюшка, почему Суд - Страшный?
Страшный Суд – это не абстрактное понятие суда, который нас ждет когда-то в будущем, а вполне конкретное понятие – конец земной жизни. Суд начинается с окончанием земной жизни для человека. Земная жизнь заканчивается, и дальше у нас уже нет ни покаяния, ни исправления. И с этим мы приходим на Страшный Суд. Для нас он страшен не обвинением наших преступлений, а тем, что мы не можем ничего уже переменить в своей жизни. Поэтому и в чтении Евангелия от Матфея, которое произносится в начале Недели о Страшном Суде в православной Церкви, Господь говорит козлищам: «Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его» (Мтф. 25,41). Человек, приходя к концу жизни, а это может случиться в любое время, и в 20 лет и позднее, если не задумывается, что ожидает его в вечности, может получить страшный итог. Потому что земная жизнь - это кратковременно. Вот летит метеорит по небу, и мы видим его зримую траекторию только тогда, когда он попадает в земную атмосферу, все остальное время его полета – до того и после того - нам неизвестно. Вот так и земная жизнь проявляется в момент земного полета. Господь создал нас, пустил в эту земную жизнь, чтобы мы проявились, проявился тот свет, который в нас есть. Или же тьма, если мы не желаем быть вместе с Богом. Сами светить мы не можем, может светить только тот свет, который мы получаем от Бога. Человек является отображением этого света. И если мы этот свет в себе имеем, то по окончании земной жизни мы устремляемся к свету, а если не имеем света, не получили, то - тьма обращается ко тьме, и соединяется со тьмой. Это действительно страшно. Страшный Суд должен волновать всякого человека, если он об этом думает.
Спаси, Господи.
Информационная служба Псковской епархии.
Информационная служба Псковской епархии.