История одной стройки

Псков, середина 1990-х годов. На Орлецовском кладбище началось строительство нового храма. Финансировал строительство основатель местной денежной «пирамиды» - аналога «МММ». Спустя короткое время пирамида, как положено, рухнула, денежный поток иссяк, стройка остановилась. К этому времени стены были возведены примерно на два метра от поверхности земли. На этом история строительства могла бы и закончится, если бы за дело не взялись два инициативных и ответственных человека - Игорь Смолькин (от Псковской епархии) и Юрий Ширяев (автор проекта).

Игорь занимался организационными вопросами - деньги, материалы, техника, питание для строителей и так далее. Какие-то средства выделяла епархия, что-то жертвовали организации и отдельные люди. Кто-то привозил строительные материалы, помогал техникой. Возле стройки стоял ящик с прорезью - прохожие опускали свои копейки.

Храм Воскресения Христова в Орлецах. Фото из социальных сетей

Архитектор Юрий Ширяев командовал стройкой.

Я в то время работал в институте «Агропромпроект» - главным архитектором. Когда-то крупнейший и процветающий институт переживал не лучшие времена. Заказов не было, работали два дня в неделю - занимались какими-то переделками. И еще вынужденные отпуска «без содержания». Деньги получали соответствующие, зато свободного времени было предостаточно. Как-то я по ошибке вышел из очередного отпуска на десять дней позже срока - так никто даже не заметил отсутствия архитектора. Такие были времена. Да что там объяснять - девяностые, все понятно.

Ну вот, пришел как-то Юра, говорит - Ты, я смотрю, не сильно загружен на работе. А мы церковь в Орлецах строим, не хочешь помочь в свободное время? Опять же денег немного заработаешь. - Отчего не помочь, можно.

На стройке работали обычно пять-семь человек, иногда больше. Никто не спрашивал дипломов и трудовых книжек - делали, кто что умел и кто сколько мог. Платили небольшую зарплату. В обеденный перерыв Игорь Смолькин привозил еду, очень хорошую - тоже не лишнее. На работу добирались автобусом, стараясь прокатиться «зайцем» - для экономии. Все делалось вручную, технику использовали, только когда без нее было не обойтись.

Я работал по плотницкой части, мой инструмент - топор да пила-ножовка; еще рулетка. Делал кружала под своды и арки, деревянную основу для позакомарной кровли. Если чего не хватало - гвоздей, досок или еще чего - к Игорю, он уезжал озадаченный, что-то купит, что-то выпросит. Конструктивные узлы и детали придумывали с Юрой по месту - в институтах нас не учили строить церкви. Вспоминали при этом финальную часть фильма «Андрей Рублев» - когда русские люди отливали колокол, не зная толком, как это делается.

На летних каникулах на стройке работал мой сын-старшеклассник. Трудился разнорабочим - это была его первая работа, первая зарплата.

Несколько эпизодов со стройплощадки.

Однажды каменщик, что возводил стены, не разобрался в чертежах и сместил окно в сторону - примерно на метр от проекта. Любитель же, доброволец - какой с него спрос. Приехал архитектор Ширяев - а что делать, стена уже стоит, не ломать же. Так и оставили. Впрочем, в Пскове все слегка кривое и сбитое с оси, традиция такая.

Осень, ноябрь, первые снежинки. Я целый день делал кружала для подпружной арки. Закончил к вечеру. Кружалина стоит на земле, надо поднять на место. Позвал Юру, привязали веревки, подтянули наверх. Ошибка! Не с той стороны подняли, надо было с другого фасада. Опять надо привязывать веревки, спускать вниз, спускаться самим, тащить кружалину вокруг церкви, привязывать, поднимать... Конец дня, темно уже, холодно, устали, а что делать? - завтра с утра придут каменщики, кружала должны быть на месте. Смотрим - через подкупольное пространство две доски перекинуты. - Потащили? - Ну, потащили. Я за один конец, Юра за другой. Идем, пыхтим, тяжело, мокрые доски под ногами прогибаются, внизу темное пространство будущего храма. Ничего, перетащили, установили.

Как-то раз работающие на стройке услышали свист над головой и потом какой-то хлопок. Что бы это могло быть? Пошли посмотреть. За оградой кладбища, у дороги - воронка и хвост ракеты, теплый еще. Похоже - противотанковая. Недалеко учебный полигон псковских десантников. Перелет у них получился. Бывает.

Лето, жара. Каркас луковичной главы церкви собран на земле. Привезли кровельное железо - кто-то пожертвовал. Оказалось - железо слишком толстое, кровельщики-профессионалы работать с ним отказались. Что делать - другого железа не будет. Пришлось архитектору Ширяеву осваивать профессию кровельщика. Приезжаю на стройку, смотрю - Юра по главке ползает, молотком машет. Спустился на землю поздороваться. Рубаха распахнулась - живот весь исцарапанный и красный, обожженный. Несколько дней ползал по раскаленным на солнце железным листам.

А крест на главу помогали ставить пожарные - у них хорошая длинная лестница.

Так что всё удалось. Построили церковь. Красивая получилась. 

Владимир Шуляковский
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...