Диакон Андрей Кураев: «С христианами про пшеницу, с горожанами про купцов, с рыбаками про рыб, с пастырями про овец»

В Пскове с лекциями побывал известный богослов и миссионер диакон Андрей Кураев. Кому удалось послушать  лекции диакона, остались  не только в восхищении от  блестящей образованности о. Андрея Кураева и знания им предметов – догматики, богословия, истории Церкви и др., но также обратило на себя внимание и то, как адекватно понимает и оценивает диакон современное состояние Русской Православной Церкви и современного общества. Возможно, именно поэтому его выступления были обращены к молодым, к тем, которых наша Родина теряет и как потенциальных православных людей, сохраняющих традиции Отечества, и как просто жителей России. Рефреном на выступлениях диакона, обращенным к молодым, звучала фраза: Нео, матрица имеет тебя. Тип современного мышления – это промытые СМИ мозги наших граждан, независимо от возраста, но, как известно, особенно поддается соблазнам демократической жизни молодое поколение, будущее России. Именно к нему и обращался диакон Андрей Кураев, серьезно и с уважением. И  знание диакона - от экзегетики на языке оригинала до модного диска Тимура Шаова «Тоскуя по классике» – впечатляет. Главное, что открыл Кураев своим слушателям: живое православие, православие, за которым стоит двухтысячелетняя культурная традиция,  воспитывающая терпимых и образованных людей. О.Андрей Кураев считает, что настоящее подлинное образование сейчас можно получить именно в духовных учебных заведениях. И, как аргумент, в представлении текстов выступлений диакона, хочется вспомнить слова отца Александра Ельчанинова: «Всякое богоборчество – низкого происхождения. Истинный аристократизм в преклонении перед Всевышним». Диакон Андрей Кураев, внешне, определенно представляющий неизменное сословие русского духовенства, в лекционных своих выступлениях  продемонстрировал этот аристократический дух веры православного человека. Но если подводить какие–то итоги этим ярким выступлениям представителя Русской Православной Церкви в Пскове, то можно отметить, что, наверное, умных и образованных богословов в нашей Церкви немало. Но такую гражданскую и духовную смелость, какая есть в декларациях о. Андрея Кураева, подкрепленную глубоким богословским академическим образованием в МГУ и  Московской Духовной Академии, мы видим едва ли не впервые. Информационная служба Псковской  епархии представляет в рубрике Церковь серию материалов – выступлений диакона Андрея Вячеславовича Кураева в Пскове и приносит заранее извинения самому автору за неточности, которые вызваны трудностями записи и возникшими отсюда  проблемами в расшифровке текстов. Все ошибки в текстах - на нашей совести. Подробнее об отце диаконе Андрее Кураеве и его книгах можно узнать по адресу: www.kuraev.ru

О положительном мнении отца диакона о книгах и фильмах о  Гарри Поттере, в которых есть белая и черная магии.

Главное отличие магов и колдунов от верующих: они, колдуны, знают. А христиане – верят. Отвечая на вопрос, хочу сказать, что я всегда соглашаюсь с мнением выдающегося советского демонолога Владимира Ильича Ленина, что синий черт, что желтый – один черт. Но там, в текстах, смайлики интернетовские, которые предупреждают, где плохой, где хороший персонаж и как относиться к событиям. Реальной магии там нет, там нет оккультизма, там ничего нельзя сделать без волшебной палочки. И если мы запрещаем эту книгу читать, а ее уже прочитали, то нам никогда наши дети в этом не признаются. И я, бывая в школьных аудиториях, хорошо понимаю, что думают о нас: эти толстые лохматые невежественные попы нам не нужны, мы научно мыслим, по биологии у нас все нормально. Ну, я говорю тогда: «Сейчас разберемся. Так сколько у вас в городе стоит приворот?»  И еще ни разу не было такого, чтобы не назвали с точностью до рубля сумму. Современные светские девчонки - это абсолютные колдуньи, стопроцентные. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали...»  Все эти гадания, гороскопы, астрология - у подростков сейчас увлечение оккультизмом повальное, и в этих условиях оставлять детей один на один с Гарри Поттером – преступление. Что мы и делаем, если просто анафематствуем эту сказку. Есть книжка, которая полюбилась дитёнку, он в нее вцепился, и тут приходят взрослые тети или дяди и говорят, что книжка сатанистская, а ты ее любишь, значит, ты наш, парень, а тут еще и православный батюшка со своим: «Да, книжка сатанинская». Ну, раз книжка сатанинская, а она мне нравится, рассуждает ребенок, значит, кто я? Значит, мое призвание быть сатанистом. И такая логика, к сожалению, работает. И я подробно пишу об этом в своей книге: « Гарри Поттер: попытка не испугаться». Там герой молится единственный раз в конце четвертого тома, когда колдун парализовал мальчика, и в момент гибели он все–таки молится. То есть молитва выше любых магий, заговоров и т.д.

О хуле на Сына Человеческого; которая может проститься, а «кто скажет на Духа Святаго  не простится ни в сем веке, ни в будущем» Мф. 12,32. Значит, если наше государство с 1917 года было богохульным, то это не простится нашему народу?

Почему хула на Сына Человеческого простится может? Потому что Сын Человеческий - это тайное воплощение Бога в мире людей. Не может человек в Иешуа га Ноцри увидеть Бога, творца всех галактик, если Сам Господь не даст ему Благодатное знание, то есть никакое знание книг, закона ветхозаветного, ни свои добрые дела и заслуги не помогут, если Господь сам не призовет: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» – слова Христа Апостолам. Сын Божий пришел на землю, чтобы пострадать «ради искупления наша». Если бы он пришел в Своей Славе, в Преображенном фаворском свете по земле, то никто его не мог бы распять, и не было  нашего искупления. Мы умираем, потому что рождаемся, а Христос родился, чтобы умереть. В этом различие между нашими путями. Весь Его земной путь -  это путь к Голгофе, поэтому Господь прячет свою Божественность. А то, что  спрятал Бог, человек в принципе найти не может. Поэтому Господь молится о палачах своих  на суде «ибо не ведают, что творят» и т.д. Но что такое хула на Духа Святаго?  Дух Святый -  это явная манифестация Божества в мире. Духом Святым мы называем благодатное действие, проявление Божественной природы общей для всех лиц Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Благодатное проявление Божественной природы, энергийное проявление называется Духом Святым. Предполагаю, что речь идет не о хуле на третью ипостась, а именно об этом, когда Дух Божий - чудо явное проявляет себя в мире, а человек полагает, что это от лукавого, просто не видит, не принимает явленного чуда – это прямое богоборчество. И это определяется нашей катастрофой семнадцатого года. Я всегда прошу семинаристов держать в уме одну дивную  историю: начало ХХ века,  поезд Москва – Петербург, в одном купе едут православный батюшка и студент. Студент весь из себя марксист – дарвинист, говорит: «Батюшка, знаете, а я  в вашего Бога – то и не верю». Батюшкина реакция: «И  я не верю  - Как так?- Когда ты говоришь: Бога нет, ты представляешь себе седого старичка, сидящего на облаках и посылающего оттуда перуны на грешников, но Церковь  Православная такого Бога не проповедует. И я  не верю в твоего бога. Ты возьми учебник догматики, возьми Катехизис и тогда, может быть, твой атеизм - то испарится». Так что, не надо слишком верить тому, что русский народ всецело и в одну ночь отрекся от Христа. Это неправда. Прошла в 1939 году перепись населения в СССР (а это вам не социологический опрос), которая была засекречена Сталиным, и лежала в архивах. Недавно ее результаты опубликованы. Одной из причин этой секретности, был вопрос об отношении к религии. В этой переписи  две трети  сельского населения и половина городского сказали, что они религиозны. А шла «безбожная пятилетка», партией было обещано, что к 1942 году Имя Бога  будет забыто в СССР. И при этом больше половины населения сказали, что они религиозны. Что это означает? Что люди, которые родились и были воспитаны в царской России, не отреклись от Господа и через двадцать лет после революции. Безбожниками стали люди, украденные у наших прадедов советской школой  комсомола, молодые комсомольские поколения. И это страшный урок для нас с вами, который означает следующее: что в дореволюционное время мы, отчасти и Церковь, как иерархия, церковные люди передоверили слишком много государству. Какие – то вопросы Церковь доверила государству, а у самой атрофировались миссионерские мышцы. То есть это дело батюшки - воспитывать моих детей в вере, а я сам  могу Закон Божий не знать и своим детям могу не рассказывать. А когда затем, в школах перестали учить Закон Божий, оказалось, что христианские семьи сами не знают Закон Божий. И не могут в частном порядке своим детям на ушко рассказать, что значит быть христианином. Простите, но к чести нашей страны, надо сказать, что  ведь была и Гражданская война, народ сопротивлялся безбожной власти, а по данным газеты «Правда» только в 1921 году был зафиксирован 1221  случай вооруженного подавления прихожан, которые сопротивлялись  изъятию церковных ценностей. Прихожан расстреливали, когда они не пускали комиссаров в свои храмы к иконам. Это то, что Солженицын назвал «искусственный отбор русского народа». При естественном – выживает сильнейший, а при искусственном все, что пробовало идти против атеистического течения, поднимало голову – выстригалось. Со мной в семинарии учился молодой человек, ныне епископ, родом из села в Ивановской области. В этом селе храм никогда не закрывался, но в 1929 году впервые приехали чекисты, арестовали священника, диакона, клирошан, старосту. Мужики походили вокруг закрытого храма,  почесали голову, подумали: что мы, нехристи, без Бога жить, и поехали к Владыке. Говорят: Владыка, дай нам попа! -  Где я вам попа найду, время – то какое. Но нашел. Через два года опять «черный воронок», снова арестовывают священника, диакона, клирошан, старосту, снова мужики едут к Владыке. И находились служители, которые знали, чем дело может кончится, но шли служить. Пока не осталось священников вообще, и тогда мужики приехали к Владыке и сказали: « А рукоположи нас в сан, сами будем служить». Владыка рукоположил. И мужики стали служить в церкви. Так что я не могу согласиться с мыслью, что весь наш народ хулитель и  возлагать тяжкое обвинение на него в хуле, богоборчестве. Катастрофа  17-го  года, эта беда пришла к нам не только из исторической дилогии. Вот есть понятие у индусов, понятие кармы, где  - все, что происходит со мной сегодня, плохое или хорошее, пришло из моего прошлого. Но, я думаю, что Господь ради будущего плода может послать мне болячку не потому, что я заработал ее раньше, а чтобы не было чего – то худшего потом, чтобы я не сделал более страшного.  Думаю, что в 17-м году именно Господь выдернул из под нашей страны ковровую, триумфальную дорожку к победе в Первой мировой войне, и можно только представить,  чем бы стала Российская империя. Но Господь поступил с нами точно по науке: Он взял, для наглядного примера, часть Российской империи и не пустил туда большевиков. И спустя сто лет можно видеть итог. Я был в последний раз в Финляндии на Масленицу: лыжи быстрые, олени вкусные, водка крепкая, баня горячая, но в  духовном смысле - тундра. Как-то лет семь назад я был в Хельсинки с лекциями, и на мою лекцию впервые пришел православный Архиепископ Хельсинкский Лев, задав единственный вопрос, и стало понятно, что шел он не ради ответа, а ради вопроса: «Скажите, пожалуйста, как Русская Православная Церковь предполагает решить проблему антисемитизма в России?». Один православный батюшка, эстонец по национальности, рассказывал, как принимал  друга – финна, тоже православного священника Финской православной церкви. Беседуют. Эстонский батюшка жалуется: власть материализма  развратила людей, люди Бога забыли, в храм не ходят, а финский священник говорит: та, советская власть была хоть ложной, но идеологией, а если ты хочешь посмотреть, что такое власть материализма, приезжай к нам в Финляндию. Вот, где материализм, вот, где людей не интересует ничего, кроме того, где распродажа подешевле. Господь, Слава Богу, Россию лишил такой возможности быть материалистами. У нас ведь в России и лекции наших известных батюшек–богословов платные, и руководители Домов культуры, где эти лекции проводятся, относятся к ним, как к коммерческому предприятию - продают билеты. И когда я рассказываю об этом  западным богословам, они удивляются: Как? У них принято подарки делать аборигенам, чтобы заманивать на лекции богословов, а в России люди готовы сами свои деньги платить за возможность послушать о Христе. И такого рода деталей очень много. И сразу скажу именно из-за этого главный наш конфликт с Ватиканом.

О Ватикане и русских мальчиках. Мне довелось минувшей осенью много поездить по Украине по приглашению штаба Януковича, но за много лет до этого я заметил, что в Западной Украине и Западной Белоруссии огромное количество, избыточно ненужное католических семинарий. Почти в каждом районном центре. И только в этот раз понял зачем. Я понял главную тайну украинской экономики: на Украине две статьи экспорта в Европу – украинские девочки для европейских борделей, и украинские мальчики для католических семинарий. После II Ватиканского собора католическая церковь в Европе переживает тяжелейший кризис. Возможно, это связано с целибатом, безбрачием католических священников. Даже есть такая примета: у православного батюшки пеленки висят перед домом, а у католического – за домом. Так что сама по себе  перспектива обязательного безбрачия – не очень симпатична для молодых людей. Те же, кто все-таки решился, идут до конца - до монашества. А у католиков есть строгие монашеские ордена, и значит, немалая часть выпускников семинарии на приходы не попадает. Приходская сеть оголена. Когда я был семинаристом, один наш преподаватель вернулся из поездки на Запад, и мы поинтересовались: каково самое мощное впечатление. Он там видел и закрытые, нередко и неухоженные храмы с заколоченными досками окнами, во многих храмах, не было мессы. Не хватало священников. Эту пустоту Ватикан попытался в 80-е годы заполнить импортом священников из Африки, Латинской Америки. И можно было видеть на обложке журнала негр - священник, а немец целует ему руку. Вот оно - преодоление расизма, вот она – политкорректность. Но культурные, расовые границы остаются. Пытались эту проблему решить с помощью польских  католиков. И поэтому сейчас в Европе есть аллергия на польский период папства и поляков. Но вот рухнул «железный занавес», а у нас то ли природный, то ли сверхприродный  ресурс, и имя ему – русские мальчики. Характер служителей, а не бизнесменов, такие считают, что жить можно только ради того, за что не страшно умереть. И только то, что придает смысл смерти, может оправдать мою жизнь. Такие русские мальчики шли в монастыри, в революцию, в космос, в секты, сегодня снова – в монастыри. И вот таких мальчиков Ватикан собирает по Белоруссии и Украине, духовно приватизируя, обучает в семинариях европейской культуре и богословию, посылает учиться в европейские университеты, а потом  направляет не в Гомель, не в Житомир и не в Челябинск, а посылает на европейские приходы. Это для них вопрос жизни и смерти: выживут ли они в центре Европы, или превратятся в Латиноамериканскую церковь.

И вот сегодня, когда хоронят Папу Иоанна Павла II, я вспоминаю, как однажды мне один итальянский кардинал в разговоре сказал: «Поверьте, отец Андрей, если бы Папа был итальянец, нынешних проблем в отношениях с Русской Православной Церковью не было бы, потому что Войтыла прежде всего поляк, а Папа по совместительству, и он мечтает взять реванш за поражение в 17 веке». Так что, если сейчас будет избран Папа итальянец, немец, афроамериканец – неважно, но не поляк, и у него не будет польских комплексов по отношению к России, тогда, возможно, все наладится, прекратится прозелетизм. Но, может быть, дело не в «польских комплексах», а более серьезно.

О возможности участия православных священников в молодежных  объединениях, вроде любителей кельтской музыки, об Илье Муромце  и  не только.

Вопрос затронул самую больную струнку, и, может, быть самую проблемную  в  современной церковной жизни. Есть такой анекдот из церковной жизни: «Приходит новый русский в храм и говорит: батюшка, если я отстегну 100 тысяч баксов на храм – то спасусь? - Спасения не гарантирую, но попробовать можно». Так и здесь. Если эти молодежные объединения оставить без нас, батюшек, они точно одичают. Присутствие батюшки в этом кружке чего угодно: парашютного спорта или кельтской культуры - есть шанс на воцерковление детей. Тем более, что действительно эти кружки - интереснейшая вещь. Есть отец Александр Шабанов. Издается серия его книг древнекельтские, ирландские, исландские святые 11 века. Ирландские  святые были удивительные, но Европа и Северная, вплоть до Киева, и Центральная Европа в раннем средневековье  христианизировалась миссионерами, которых посылали не Рим, и не Константинополь, а это были ирландские монахи. Из Ирландии шло просвещение, с Запада евангельский свет освещал ночь европейских народов. А почему эта миссия была успешной, и почему конкретно этим занимались ирландские монахи? У ирландских монахов была такая логика – монах это живой труп. Тот, кто умер для мира. Но они рассуждали: мы умерли для своей маленькой семьи, отказались от своего родового имени, но не от народа. И жизни для народа совершенно не жаль. Греческие монахи, например, идущие проповедовать в Африку, решили разделиться по одиночке, чтобы не наслаждаться радостью слышания родного языка. И у ирландских монахов было подобное переживание. Они шли на проповедь как мученики. И  у меня есть внутреннее неудобство, когда меня называют миссионером, или я так должен называть себя сам. В древнецерковном смысле.

 

Вот если бы я поехал в Чечню, ходил бы по горам и искал бы ваххабитов, чтобы проповедовать им Евангелие, вот тогда бы я был миссионером в древнем, апостольском смысле этого слова. Знаете, анекдот: идет группа чеченских боевиков закладывать мину, один оборачивается и  спрашивает у командира: «Что говорить, если спросят: кто мы – гоблины? - Нет.- Хоббиты? – Заткнитесь, идиоты, сколько раз вам говорить: мы – ваххабиты». Вот, если бы я проповедовал гоблинам, хоббитам, ваххабитам - тогда да, я - миссионер. А так вот, приехал в русский город, на вокзале епархиальная машина встретила, никакого подвига. А ирландские монахи шли на мученический подвиг, они понимали, что их съедят и их ели, но не всех. В этом, кстати, принципиальное отличие ирландской миссии от византийской. Византийская велась от имени имперской Церкви, что и помогало, и здорово мешало. Когда миссионер приходил от имени Империи, то князек какого-нибудь местного племени говорил: я тоже хочу быть рядышком, я хочу молиться вашему Богу, но если Византия входила в пору кризиса и упадка, тогда князьки уже говорили: ваш Бог – слабак, мы вернем себе наших богов. И почти все народы, включая русских, которые крестились византийскими миссионерами, крестились несколько раз. Вот здесь есть, как мы видим, и плюсы, и минусы государственной поддержки миссии. А ирландские монахи шли на свой страх и риск, поэтому их не  боялись. В них видели политических врагов и убивали, но если с ними соглашались, то это было личное убеждение, и соглашались всерьез и надолго. Поэтому и батюшки должны лично идти к нашим детям, пока мы совсем их не потеряли. Мне очень нравится, когда батюшки вспоминают свои мирские увлечения, а то «в сладости сладчайшего Иисуса» для него прогорк весь остальной мир. Вы знаете, в чем различие  между греческим и латинским текстами Евангелия «Возьми крест свой и следуй за Мной»? В латинском тексте есть фраза, которую не знает греческий: «ежедневно». Ежедневно неси свой крест. Полезно батюшкам вспомнить свою прежнюю любовь и воцерковить ее: вот батюшка играл на гитаре, потом семинария, храм, он вспомнил гитару, но поет уже другое. Это нужно для того, чтобы люди не считали нас инопланетянами. Чтобы можно было подойти к батюшке и спросить все, что захочешь. Мы такие же, как и вы, и мой путь – ваш путь. А если мы святые, еще во чреве матери «аллилую» пели, тогда к нам и не подойти. Есть смысл, если священник вспоминает свои доцерковные увлечения. Это бывает полезно в  двух отношениях: в первом, миссионерском  - это жертва. Если я иду на рок–концерт, то не потому, что мне нравится этот культ, я им никогда не увлекался, а ради людей, которые живут рок–музыкой, чтобы эти ребятишки понимали, показать им, что я не вижу в них врагов, предателей, или сатанистов: вы - наши дети, придите к нам. И второе, почему полезно бывает священнику вспомнить былые свои увлечения – ради своего душевного и духовного здоровья. Знаете, что такое воцерковленный человек в России? Это диагноз. Неулыбчивое создание с глазами бассет - хаунда, с вечной еврейской грустью, кругом враги, жидомассоны, антихристы. И, соответственно жизнь по монастырскому послушанию: батюшка, благословите, сегодня буду щи варить. Такая прижизненная мумификация человека, и я не считаю, что это здорово. Надо вспоминать мирские увлечения. Святой Ириней Лионский во II столетии, говоря о грехе первых людей, сказал удивительную вещь: Грех Адама и Евы был в чем? Не став  еще людьми, они захотели стать богами. Вот так и с нашими молодыми батюшками, которые думают, есть благодать и Закон,  а ведь Закон оправдывает только любовь. Когда я начинаю в Московской семинарии курс своих лекций по миссиологии, то говорю бурсакам: «Если у вас нет такой уверенности, что вы будете Иоанном Кронштадтским, что Святой Дух будет глаголить вашими устами всегда, тогда марш  в библиотеку и учиться, учится и еще раз, учиться! У Игнатия Брячининова были замечательные записи в дневнике: Чем духовнее пастырь, тем меньше значит его образование. Но справедливость этих слов подтверждается другой формулой: чем менее духовен пастырь, тем более значит его образование. Иногда все-таки лучше цитировать библейский текст, святых отцов, а не себя.

Так вот и в каком–то молодежном кружке потихонечку перевести стрелки. Кельты - это хорошо, но, между прочим, и наши русские богатыри не хуже были. Знаете такого Илью Муромца, кроме меча и булавы у него, говорят, еще и четки были. Давайте в Киево-Печерскую Лавру съездим к его мощам! Миссионер должен начать разговор с любой точки. Не важно с чего: хотите  с погоды. Не важно с чего начать. Важно, куда приведем. Хоть с кельтов, хоть с древних шумеров. С христианами про зерно пшеницы,  с горожанами - про купцов, с рыбаки - про рыб, с пастырями - про овец.

Продолжение следует.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...