История псковского симфонического оркестра глазами его создателей: Александр Роор
Псковское агентству информации продолжает серию публикаций об истории создания Симфонического оркестра Псковской филармонии, который 9 декабря будет отмечать своё 20-летие. На этот раз своими воспоминаниями делится первый директор оркестра Александр Роор:
«Я люблю наш симфонический оркестр всяким – больным и здоровым, успешным и не очень. Всегда хожу на концерты, стараюсь не пропускать не только премьеры, но и плановые выступления, радуюсь его творческим находкам», - начал разговор о юбиляре главный «зодчий» этого музыкального коллектива Заслуженный работник культуры РФ Александр Роор.
В год создания Псковского областного симфонического оркестра Александр Петрович ещё не был почётным гражданином Пскова и, скорее всего, даже не мечтал об этом. Ему было 45 лет, за плечами – многочисленные успешно реализованные творческие проекты, в ряду которых ВИА «Экспромт», зонг-митинги в Зелёном театре, марш-парады духовых оркестров, создание музыкальной школы духовой музыки. Но даже при таком богатом опыте и запасе жизненной энергии как у него, которых хватило бы на несколько творческих личностей, столь сложной задачи - создать симфонический оркестр никогда прежде Александру Роору решать не приходилось.
Мало того, предпринимаемые ранее руководством области попытки создать профессиональный симфонический оркестр заканчивались безуспешно. А их, как минимум, было три, и за каждой стояли авторитетные музыканты и организаторы. В начале 70-х - легендарный музыкант, преподаватель областного музыкального училища Михаил Ионович Ривкин, в 80-е – Владимир Пугач – художественный руководитель филармонии. А позже к воплощению многолетней мечты псковичей были призваны композитор Николай Мишуков и дирижёр Михаил Литвак. Причины неудач были разные, но результат один. В Пскове во все времена профессиональный симфонический оркестр как-то не задавался.
Поэтому первый вопрос, адресованный Александру Роору, - успешному менеджеру, всё-таки сумевшему создать симфонический оркестр и быть его директором до «оптимизации» сферы культуры в течение первых десяти лет, касался главного:
- Как вам удалось сотворить это чудо?
- Нужен был момент, когда все предпосылки к созданию оркестра созрели бы и сложились воедино. Главными идеологами этого проекта были председатель госкомитета по культуре области Александр Голышев и заместитель губернатора Юрий Демьяненко, а главными исполнителями – Аркадий Галковский по музыкальной части и я - по организационным вопросам. Мы с Аркадием Валентиновичем страстно желали взять верх над неблагоприятными обстоятельствами и заниматься любимым делом. Кроме того, для осуществления задуманного была необходима крепкая политическая воля и желание всех заинтересованных лиц добиться успеха. К числу наших сторонников относились и председатель городской Думы Леонид Николаевич Трифонов, и заместитель главы администрации города Иван Егорович Калинин.
Обычно оркестры создаются по известному алгоритму: какому-то ведомству дают деньги, оно покупает музыкальные инструменты ведущих фирм, а затем хозяйственная структура находит помещение для репетиций, где и проводится конкурсное прослушивание и набор музыкантов. А у нас было всё наоборот и по другим законам. В 90-е годы область была нищая, город – банкрот, но именно в этот время родился Псковский областной симфонический оркестр.
Когда я в первый раз собрал музыкантов, – сначала в штате было 57 штатных единиц, - и выступил перед ними с пламенной речью, то сразу сказал: зарплаты будут маленькие, но если мы этого не сделаем сейчас, то ещё тысячу лет в Пскове оркестра не будет.
Я помню, как приехал к контрольно-пропускному пункту 34-го полка к Аркадию Галковскому, который тогда служил по контракту в военном оркестре. Он сел в мои старенькие «Жигули», где мы и провели нашу первую планёрку. На листе бумаги был нарисован план будущего оркестра. Музыкантов было не собрать: фагот работал на рынке, гобой служил в милиции, кто-то из духовиков работал охранником. Всех этих музыкантов, отчасти утративших свои профессиональные навыки, надо было увлечь идеей оркестра. Тогда я понимал: как бы трудно не было, но если музыкант знает, что никто кроме него работу не сделает, это будет более медленный, но эффективный способ выращивания оркестра. Здесь и позор – твой и счастье – твоё.
Когда мы приступили к созданию симфонического оркестра, у нас не было транспорта, водителя, не было не то, что инструментов, не было даже стула. У нас не было ничего, кроме страстного желания создать оркестр, а также двух листков бумаги. На одном было написано: копия распоряжения администрации Псковской области, приказ № 518р от 29 октября 1996 года о создании Псковского областного симфонического оркестра. Этот документ был подписан заместителем губернатора Туманова Виктором Звонковым. На втором листке – судьбоносный приказ председателя госкомитета по культуре области Александра Голышева №208 от 13 ноября 1996 года о приёме меня и Аркадия Галковского на работу. Кстати сказать, с ноября по январь, когда было открыто финансирование оркестра, мы с главным дирижёром работали, не получая заработной платы. А мой первый приказ о приёме на работу первой группы музыкантов в Псковский областной симфонический оркестр был датирован 18 января 1997 года.
Пройдёт время, и кто-то удивится тому, что нам удалось сделать в «невозможные» 90-е. Но тогда у нас всё было с песней и весело.
- И всё-таки, как такое стало возможно? Кому на этот раз принадлежала инициатива создания оркестра?
- В середине 90-х нежизнеспособная, на первый взгляд, идея исходила вовсе не от меня, как многие думают. Я тогда работал заведующим музыкальной частью в театре кукол и был счастлив тем, что пишу музыку для детей. Первый, кто заговорил со мной о создании оркестра, был председатель госкомитета по культуре Александр Иванович Голышев. Я понимал, что идея поддержана Юрием Анатольевичем Демьяненко, который в ту пору был заместителем губернатора. Приближалось 200-летие со дня рождения Пушкина, и на Псковской земле, которая неразрывно связана с именем поэта, нужна была масштабная культурная акция, соразмерная значению юбилея для страны. Тогда рассматривались несколько вариантов. Один из них даже предполагал создание оркестра в Санкт-Петербурге из петербургских музыкантов, которые бы приезжали в Псков по случаю какой-нибудь важной даты или события. Но для претворения в жизнь этого предложения не было никаких ресурсов. Директору музыкального училища Василию Ивановичу Андрееву, как и мне, было дано поручение - подумать на тему оркестра. Пока я взвешивал за и против этого проекта, - строительство музыкального коллектива дело мучительное - в училище тоже обсуждались пути создания оркестра.
После долгих размышлений я сказал Голышеву «да». Есть фото, где мы сидим в кабинете председателя госкомитета по культуре под картой области в окружении корреспондентов. Александр Иванович только что сообщил им, что подписал приказ о назначении директором Псковского областного симфонического оркестра Роора, а главным дирижёром – Галковского. На другой день мой телефон перегревался от звонков. Одни поздравляли, другие давали советы. Но были и такие, кто ставил под сомнение перспективу оркестра в связи с назначением Галковского на должность главного дирижёра. Время показало правильность выбора этого творческого лидера.
- Почему вы тогда выбрали главным дирижёром неопытного 30-летнего Аркадия Галковского, а не на какого-то маститого музыканта?
- Когда я на листе бумаги «рисовал» оркестр – вносил фамилии, то нюхом чувствовал: если Галковский - выпускник Казанской консерватории по классу кларнета - станет главным дирижёром, то всё у нас получится. Конечно, можно было пригласить какого-то состоявшегося дирижёра, но тогда вслед за ним приехали бы и его коллеги-музыканты, как это было, к примеру, с Геннадием Черновым, который оказывал предпочтение сильным петербургским музыкантам. Но на начальном этапе был нужен именно такой добрый, безмерно талантливый и во многих вопросах даже наивный главный дирижёр как Галковский. Первое и непременное условие, которое я связывал с этим назначением, - музыканты должны были его любить. Для одних он был Аркашенька, для других – Аркадий Валентинович, потому что обучал их детей в музыкальной школе, для третьих – крутой джазмен. Я понимал, что нужна такая компромиссная фигура, которая сможет скрепить коллектив. Только получив согласие Аркадия, я сказал Голышеву «да». Для того, чтобы вновь созданный музыкальный коллектив гармонично развивался, он должен был расти в любви, в окружении родных, доброжелательных людей. Только при этом условии можно было ожидать хороший результат. Причём, каждый день выходить к оркестру даже труднее, чем быть главным режиссёром. Но многие необходимые качества для этой сложной и ответственной миссии у Аркадия были.
Кстати сказать, когда в Псков приехал легендарный главный дирижёр «Новой оперы» Евгений Колобов, он сказал на встрече с руководителями региона: «Дорогие друзья, вчера, скупив в центральной аптеке города все успокаивающие средства, я посетил репетицию Псковского симфонического оркестра. Но, я должен признаться, что был потрясён атмосферой, желанием этих ребят сделать здесь, в Пскове, симфонический оркестр с серьёзным репертуаром». Он также пригласил Аркадия Галковского - парня, не имеющего дирижёрского образования, на бесплатную стажировку в Москву, чтобы тот прошел путь от замысла до премьеры. Так что уже первые шаги новорожденного оркестра были отмечены благосклонностью известных музыкантов.
- Какое ваше самое большое разочарование?
- Прекращение вечеров памяти Михаила Ионовича Ривкина – нашего с Аркадием педагога. Этот человек-легенда - единственный в истории музыки Пскова, имя которого могло бы быть объединяющим для музыкантов разных поколений. К сожалению, этот проект, направленный в будущее, был недальновидно закрыт руководством филармонии.
- Ваши пожелания оркестру?
- Приближающийся 20-летний юбилей Симфонического оркестра Псковской филармонии даёт мне основание считать, что я не ошибся тогда в расчётах, и в музыкальном мире появился новый коллектив со значительным творческим потенциалом. Вместе нам удалось осуществить многое. К сожалению, все мы стали на двадцать лет старше. Очень хотелось бы, чтобы оркестр вовремя переболел всеми болезнями роста. Ведь в 20 лет с человека спрашивают по большому счёту. Основанием для моего оптимизма и надежд на лучшее будущее для любимого всеми псковичами коллектива служит то, что новый директор филармонии Артём Татаренко за весьма короткий срок своего пребывания в должности уважительно и многократно говорил о симфоническом оркестре Псковской филармонии. Это означает, что оркестр получит новый импульс к дальнейшему творческому росту. Поздравляю с 20-летием и желаю творческих успехов!
Беседовала Ирина ЕФИМОВА.