В Димитриевскую субботу в Русской Православной Церкви поминают усопших
Поминовение усопших в субботу установлено в 1380 году великим князем Димитрием Иоанновичем Донским для павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8-го сентября 1380 г. Как сообщает ПАИ информационная служба Псковской епархии, обычай осенних поминок существовал в глубокой древности еще у языческих народов, и с принятием христианства он сохранился, но принял другой характер. После Куликовской битвы великий князь Димитрий, совершив в обители Преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, установил ежегодное поминовение павших на Куликовом поле в субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (своего Ангела), которого считают покровителем славян. С поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Димитриевская родительская суббота. Постепенно ослабела память о воинах, павших на Куликовом поле, и Димитриевская суббота стала обычной поминальной субботой.
Поминальная служба этой субботы пронизана воспоминанием о смерти и Воскресении Христа, и после Литургии служится панихида об умерших. Священник в алтаре совершает проскомидию (принесение) на пяти просфорах в память о Евангельском событии, когда Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч: Агничная просфора, из которой делается Агнец Божий, а в Таинстве Евхаристии происходит пресуществление просфоры и вина - в Тело и Кровь Спасителя. Из второй просфоры вынимаются частицы за Пресвятую Богородицу, из третьей – девятичинной вынимаются частички в память о святых Церкви. Из четвертой и пятой просфоры вынимаются частички о живых и об умерших, упоминаемых в наших записочках о здравии и упокоении, подаваемых в Церкви на Литургию. И эти частички после причащения верующих со словами «омый, Господи, грехи все зде поминавшихся Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» опускаются в Чашу. За каждое имя должна быть вынута частичка, и эта частичка омывается Кровью Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа. Православные в этот день подают поминальные записки, которые имеют определенный статус: простая, заказная и панихида. Простая записка – вынимается частичка. Панихида, когда после вынимания частицы еще и поминают на панихиде, специальной поминальной службе. И заказная – вынимается частичка, и за Литургией поминаются имена на ектеньи (прошении).
Клирик Троицкого Кафедрального Собора иерей Владимир Саввин рассказывает о событии: «5 ноября мы будем праздновать Дмитриевскую субботу, и этот праздник берет начало из корней нашей Православной Церкви. Много людей в нашей стране еще не могут и не хотят понять, что существует жизнь будущего века. В Житии Преподобного Макария Великого рассказывается, как Преподобный шел по пустыне и увидел череп, толкнув который, спросил: Чей ты есть? Череп ему отвечал: Я жрец здешних мест, и ты, Преподобный, очень нам помогаешь. Святой Макарий удивился и спросил: Почему? - Потому что, когда ты молишься, Господь дает нам возможность видеть друг друга из пламени, которое простирается до небес. И это для нас большое утешение и облегчение. - А есть ли еще более тяжелые мучения? - спросил Преподобный Макарий, и череп ему ответил: Есть люди, которые мучаются сильнее нас. Это те, которые веровали в Спасителя и не исполняли его заповедей».
Далее отец Владимир сказал: «Велика у усопших нужда в наших молитвах. Молитва помогает и утешает наших братьев, ибо человек может творить и спасать себя только при жизни, усопшие себя уже не могут вымолить. И еще мы можем подавать за своих усопших милостыню, как будто ее подает за себя сам усопший, который умер и не смог ее подать при жизни. Поминать усопших - великое дело. Будем молиться о наших сродниках, чтобы Господь по нашим с вами молитвам и молитвам нашей Церкви даровал им Царство Небесное».
Когда Православная Церковь молится об усопших, часто поется «аллилуия» и «надгробное рыдание». Мы жалеем своих умерших родных и близких и плачем по ним, но Церковь не велит плакать, а повелевает песнопением «аллилуия» благодарить Бога за то, что Он берет рабов своих из этого страшного скорбного мира, берет и упокоевает их. Для христианина, верующего в Иисуса Христа, нет смерти. Все души, о которых мы молимся, знают нас и невидимо присутствуют с нами. Они ждут наших молитв и радуются, если мы молимся за них. Наша милостыня помогает им выйти из адских мук, чтобы молиться за нас. Мы подаем в этот день милостыню больным и скорбящим, чтобы они помолились Господу о душах умерших. Православные в Дмитриевскую субботу приходят в церковь, молятся на Литургии, поминают своих усопших и всех усопших православных от века, и вся Церковь молится за всех усопших: «Господи, помяни усопших раб Твоих. Прости им их прегрешения вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное».