4
  • Коротко
Общество

Не про любовь

В российский прокат вышел фильм «Нелюбовь»: психологический триллер Андрея Звягинцева, завоевавший на 70-м Каннском кинофестивале Приз жюри.

Андрей Звягинцев, - российский режиссер авторского кино, трижды получавший призы на Каннском кинофестивале, - продолжает рассказывать о нелегкой жизни и судьбе человека в России. Если в «Левиафане» он затронул тему беспощадности власти, безысходности и безвыходности «маленького человека» в большой «системе», то «Нелюбовь» оказалась еще более жестокой, но при этом еще более правдивой и шокирующей картиной.

Молодая московская семейная пара - Борис (Алексей Розин) и Женя (Марьяна Спивак) - находится в стадии тяжелого развода. Каждый из них живет уже своей, отдельной жизнью: у Бориса - беременная молодая любовница Маша (Марина Васильева), у Жени - богатый и уже немолодой новый возлюбленный Антон (Андрис Кейшс). Единственный в семье 12-летний ребенок Алеша становится случайным свидетелем очередной ссоры между родителями, из которой узнает о разводе. Погруженные в выяснения рушащихся отношений, Борис и Женя даже не замечают исчезновения собственного сына.

Герои Звягинцева лицемерны и безрассудны. Бездушного отца заботят лишь собственная работа и кредиты, сохранение брака для него - гарантия сохранения работы. Вульгарную и самодовольную мать волнует жизнь в достатке, безукоризненная внешность и лента «Инстаграма». Молодая и наивная любовница Бориса, Маша, мечтает о стабильном будущем рядом с ним. Но и она, как показывает развитие событий, эгоистична и любит лишь себя. Через эти образы Звягинцев в очередной раз обнажает пороки современного общества, в котором больше не осталось места для честной и искренней любви, а преобладают искусственность, ложь, алчность и самовлюбленность.

Разрушение очередной семейной ячейки и исчезновение ребенка оказываются лишь вершиной айсберга. Постепенно, шаг за шагом, минута за минутой нас погружают в вымышленный (а может и реальный), беспощадный ад. В этом мире полиция оказывается «слишком занятой», чтобы искать «бегунка», а «озабоченные» родители неохотно соглашаются разыскивать собственного сына, ибо в их умах уже давно живут совершенно другие потребности и планы - куратор поисково-спасательного отряда чуть ли не заставляет их начать действовать. И вот уже в следующей сцене через болотные кусты на окраине города проскальзывают оранжевые силуэты активистов-добровольцев - возможно лишь они предстают искренними, честными и доброжелательными в этой истории, но оказываются также бессильны перед жестокой судьбой, отчего также быстро складывают руки. Так режиссер создает ощущение контраста: толпа незнакомых людей более озабочена и взволнована поисками мальчика, чем его родители. 

Что же сделало людей такими, откуда взялась вся эта «нелюбовь»? Звягинцев дает ответ через персонажа матери главной героини, Жени: такими своих детей могли вырастить только такие же безнравственные, жестокие и безразличные ко всему, кроме себя, люди. Порочный круг нерушим, последствия поступков - неизбежны. Бабушка не признает внука, для нее он не существует. Родную мать не любит собственная дочь, объясняющая её истерики старческим маразмом. Но и саму женщину никто не любит: ни муж, ни сын, ни любовник. Находясь где-то в «прекрасных мирах», в поисках собственного счастья, герои недооценивают то, что имеют, пренебрегают этим, каждодневно мечтая об избавлении, отчего живут в постоянных муках, то и дело каждый раз устремляя полные надежды взгляды сквозь окна куда-то в даль. 

«Нелюбовь», бесспорно, оставит тяжелый отпечаток в головах у зрителей. Андрей Звягинцев снял жестокую, но кристально правдивую картину-предостережение, с прямолинейным сюжетом советского кино, прекрасной музыкой Евгения Гальперина и с «вылизанными» дочиста, практически «финчеровскими» кадрами оператора Михаила Кричмана. В каждом из них есть своя эстетика, драматизм: от первых сцен, напоминающих атмосферу «Охотников на снегу» Питера Брейгеля и до «намеков» на Тарковского в разрушенном здании скончавшегося государства. 

Новый фильм Звягинцева - о пустоте, о беспросветном вакууме внутри современного человека, который в какой-то момент утратил способность просто любить, отчего и сам становится нелюбимым и никому ненужным. Но за свою «нелюбовь», за безразличие и капризность, героям приходится расплачиваться самым страшным и невообразимым для них образом. Такова, к сожалению, правда жизни, которую, конечно, никто не желает знать. 

По сложившейся уже «традиции», фильм встретили настороженно, обвиняя Андрея Звягинцева в том, что он в очередной раз «очерняет» образ России. По сути, такая трагическая история могла произойти в любой другой стране. Правда лишь в том, что Звягинцев - российский режиссер и снимает, как и все, про свою страну, но немного в другом ключе реализма, про российскую действительность. Пока ярые ненавистники продолжают кричать о «чернухе» и «разврате» его фильмов, пока Минкульт «запикивает» весь мат - неотделимую часть картины, творческую задумку режиссеров, Андрей Звягинцев снимает настоящее, сильное российское кино. Вне всякого сомнения, он заслуженно получил Приз жюри в Каннах, встав в один ряд с Ксавье Доланом, Йоргосом Лантимосом, Жаном-Люком Годаром, Ларсом фон Триером, Ингмаром Бергманом и Микеланджело Антониони.  

Муслим Камалов
Версия для печати
  • Сюжет
  • Киногид
След татуировки дракона We will rock you Капали сочинские слезы Сладость или шалость? Под маской жидкого Лайк для уверенности Сибирские каникулы Дреды небесные По ком говорят пушки Грустный праздник


Идет загрузка...