С 28 ноября православные будут говеть

С 28 ноября в Русской Православной Церкви начинается Рождественский (Филиппов) пост. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни Успенского и Рождественского постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября». Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 28 (15 - по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря). Длится сорок дней, и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

 

О Рождественском посте рассказывает настоятель храма Иоанна Богослова в Пскове священник Андрей Таскаев:

«27 ноября в нашей Церкви празднуется память Апостола Филиппа, поэтому пост, который начинается на следующий день – 28 ноября, называется Филипповым постом. Или Рождественским – в честь того события, которым он заканчивается - Рождество Христово. 27 ноября в нашей Церкви Заговенье на Рождественский пост. Заговенье - подготовка к говению. Неправильно думать, что в заговенье главное «натрескаться», наесться побольше мяса, доесть все запасы. Лишнее раздайте нищим. Заговенье - это праздничный обед в православном доме, праздничный стол, кушанье, после посещения храма, участия в Литургии, это праздник, а не объедение. Православные праздновали начало поста, потом усиленно в посту молились, а когда пост проходит, его окончание тоже сопровождается праздником – разговенье. Тоже праздничным столом, но аккуратно, спокойно.

 

Говеть – славянское слово, значит, подготавливать себя к чему - либо. Говеют перед Причастием, берут на себя подвиг говения всей семьей, чтобы вымолить у Бога заступничество за ребенка, если он болеет. Говеют, когда отправляются в какое – то важное путешествие. Говение - духовная подготовка к чему – либо. Говение входит в пост, но, прежде всего, говение – это усиленная молитва, какие – то труды аскетики. Милосердие, милостыня, смирение и примирение с ближними.

 

Рождественский пост намного легче, чем Великий пост, иногда его называют «детским» постом. Он легкий, он не обременен сугубыми строгостями, как Великий пост, в нем много полиелейных Богослужений (вечерних – прим.) Полиелей – торжественное песнопение, состоящее из стихов псалмов134, 135, которые поются в воскресение и праздники. По Уставу послабления в посту делаются в полиелейные праздничные дни, поэтому и полиелеев много. В праздник на вечернем Богослужении особо почитаемого Святого проводится елеопомазывание, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. И даже в монастырях в связи с полиелейными службами пост получается облегченным, дается где –то рыбка, где – то масло подсолнечное. Суходядения почти нет. А мирянам в Рождественском посту такое благословение: рыба допускается во все дни, кроме среды и пятницы.

 

В Рождественском посту идет особое почитание ветхозаветных Пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила. Это торжественное воспоминание памяти Святых Пророков связано с Рождеством, перед которым Церковь православным христианам напоминает о том, как Ветхий Завет ждал этого великого дня. Как люди Ветхого Завета с надеждой и нетерпением чаяли, жаждали спасения человеческого рода. Об этом просто кричали все Пророки, они вразумляли народ, призывали к покаянию, к чистоте веры, к стоянию за веру, запрещали идолопоклонство. Пророчествовали, чтобы народ готовился к пришествию Мессии, Помазанника Божия - Христа на землю. Было предсказано все: где родится Иисус Христос, когда (как пророчествовал Пророк Даниил: через семьдесят седмин – 490 лет), родится от Девы, что не будет принят народом, будет распят и в третий день воскреснет. Пророки предупреждали народ, пусть и для того, чтобы не были люди в числе распинателей Христа. И сейчас то же самое. Новозаветное предание и Церковь говорят о том, что Христос придет на землю второй раз, и уловите тот момент, чтобы не поклониться антихристу. Будет антихрист, и множество поклонятся ему, даже избранные прельстятся, как говорит Господь. Будем теми, если мы доживем до этого времени, которые не прельстятся. Будем надеяться, что у нас будет такая возможность стоять в вере и иметь ум открытый, ум правый, чтобы разглядеть антихриста и не поклониться ему. А принять, подготовиться принять Христа во Славе. Если в первый раз Он пришел к нам в «зраке раба», в виде раба смиренным, то теперь Он придет во Славе Своей, как Судья, в грозном виде Судьи и Воздаятеля.

 

И память ветхозаветных Пророков, которая совершается в нашей Церкви в дни Рождественского поста, нам напоминает, чтобы мы подготавливались к событию Рождества. А, вспоминая того или иного Пророка, вспоминали, о чем он пророчествовал, что он говорил, и так, потихоньку, в торжестве радости послабленного поста мы приблизились бы к празднику Рождества. Напитавшись ветхозаветными пророчествами, встретим само Великое Событие, понимая его глубоко и осмысленно».

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...