Кто наш ближний

Евангельское чтение 23 Недели по Пятидесятнице 27 ноября продолжает тему спасения человека, тему наследования человеком Царства Божия – вечной жизни. На Литургии в воскресенье читается Евангелие от Луки о милосердном самарянине.

ПсковНастоятель храма Иоанна Богослова в Пскове священник Андрей Таскаев объясняет смысл чтения: «Это Евангельское событие продолжает раскрывать идею спасения человека, и непосредственно связано с другой евангельской притчей о богатом юноше. Напомню, богатый юноша приступает к Спасителю с вопросом: что мне нужно, чтобы спастись? Господь спрашивает его: «как ты читаешь?» Он спросил юношу не потому, что не знает, Господь сердцевидец, Он знает все мысли людей и спрашивает специально. Все, что Господь спрашивает в Евангелии, спрашивает для того, чтобы слышали и понимали окружающие, о чем идет речь. И юноша, отвечая Христу, исповедует свою веру в ответ на Его вопрос: как он читает, во что верит. Юноша говорит, что он « возлюбиши Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим… и ближнего, как самого себя». Христос в ответ на это сказал: «Право отвещал». Подтверждая, что юноша по ветхозаветному Закону соблюдает все правильно, исполняет все, а дальше Господь добавляет: «если хочешь совершенным быти, то пойди, продай свое имение, раздай нищим и следуй за Мной; и будешь иметь сокровище на Небесах». Здесь очень интересный момент: если хочешь спастись – то соблюди заповеди, а если хочешь совершенным быть – соверши подвиг. В Евангелие есть четкое разделение: для ветхозаветного человека достаточно соблюдения десяти заповедей Моисея, это дает возможность наследовать жизнь вечную. Но чаще всего бывает в жизни, когда человек соблюдает заповеди, ему хочется большего, ему хочется подвига ради Господа. Душа, любящая Бога, и ближнего, как самого себя, не хочет останавливаться на достигнутом. Вообще в христианстве есть понимание того, что если ты остановился в своем развитии, как христианин, ты можешь не только остаться на месте, можешь пасть. В деле спасения невозможно стоять на месте, надо двигаться вперед. И если человек верует в Бога, любит людей, то его душа хочет большего. В данном событии: юноша должен был совершить подвиг – отдать свое имение. Это не значит, что нам всем так надо делать. Это относилось именно к этому юноше, Господь знал, в чем его проблема, к чему он привязан. И Господь ему сказал: продай свое имение. Для Апостолов, учеников Господа это было невероятно, потому что в апостольские времена сохранялась ветхозаветная традиция отношения к богатству: если человек богат, значит, он Богом облагодетельствован. Значит, он совершен, значит, он свят, и Бог дал ему за это богатство. И вдруг Христос говорит, что богатому так же трудно войти в Царство Божие, как верблюду в игольное ухо. Кто же тогда может спастись? Если святые, отмеченные богатством и благоволением Божиим, не могут? И Господь тогда говорит: что невозможно человеку, возможно Богу.

И когда Он сказал юноше раздать все свое имение, это касалось именно этого юноши. Потому что его проблема была в этом – в привязанности к богатству. Иосиф Аримафейский, который отдал свой гроб для погребения Господа, свою пещеру, был тоже богат, но богатство не затмевало ему Бога. Если вспомнить нашего святого батюшку Иоанна Кронштадтского, он был очень богатый священник: у него первого появилась машина, дорогие одежды, облачения. Но с другой стороны, домой он приходил иногда босичком и в одном подрясничке – все раздавал по дороге нищим. Деньги кончались для милостыни, тогда снимал свою обувь, свою одежду и отдавал.

Поэтому для юноши подвиг заключался в отречении от богатства. Это отнюдь не значит, что нам нужно бросить свои квартиры, свою работу и идти странствовать по белу свету – каждому надо быть на своем месте и спасаться. В каждой сфере деятельности можно творить добро. А нынешним богатым эта притча - урок. Тяжело богатому войти в Царство Небесное, то есть наследовать жизнь вечную, но это не значит, что войти богатому невозможно. Возможно, если богатый не будет так надеяться на свое богатство. Если не будет в богатстве видеть цель своего существования. Богатство истлевает, друзья покидают, родители, жены и мужья умирают, и может не быть никакой опоры в жизни, но Бог не умрет, не предаст, не оставит. Бог всегда Свят и Величествен, и опору нужно искать только в Нем. Богатство может приближать к Богу, если с умом им пользуются и помогают спастись другим, помогают человеку подниматься от земли.

Один благотворитель в одной из Епархий взял все расходы храма на себя, сказав настоятелю: «Ты, батюшка, молись и молись». А сам он оплачивает все расходы: свет, свечи, масло, покупку вина для Богослужения, метлы, нанимает рабочих. Так было и до революции: старостой храма всегда ставили помещиков, или купцов, которые брали на себя расходы храма, а батюшка спокойно служит.

Иглиное же ушко можно увидеть в Иерусалиме, где есть ворота, рядом с которыми небольшая выемка – «иглиное ухо». Оно с ребенка, внизу пошире, вверху поуже. Человек может пройти, нагнувшись, а верблюду нужно, чтобы пройти, встать на колени и проползти. Он пройдет, если его протащат. Так и богач пройдет в Царство Божие, если встанет на колени, склонит голову. Для этого богачу надо не величиться своим богатством, а быть смиренным.

Господь, обращаясь к евреям, говорил с ними на языке конкретных реалий, Его метафоры были понятны: с рыбаками Он говорил о рыбе и рыбной ловле, с пастухами - об овцах. Его аналогии были понятны: если бы Он пришел к нам, Он называл бы понятные нам вещи. Также, когда видишь в Иерусалиме «иглиное ушко», то понимаешь, что верблюду трудно пройти сквозь этот каменный вход в город.

И в притче, которая читается 27 ноября на Литургии в 23 Неделю по Пятидесятнице эта тема – тема спасения человека, продолжена Господом. В Евангелии от Луки (10. 25 -37) рассказывается, как один законник спрашивает Господа, как можно спастись? Господь ответил: «в законе что написано? как читаешь?» И отвечает законник, как и богатый юноша: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя». Иисус ему ответил так же, как и юноше: «правильно, так поступай и будешь жить». Но законник спрашивает: «а кто мой ближний?» Тогда Господь рассказывает притчу о том, как некто путешествовал и попал в руки разбойников, которые его избили, сняли одежду и ушли. Мимо проходил священник, посмотрел и прошел мимо; проходил мимо левит, посмотрел и прошел мимо; проходил самарянин, увидел человека, сжалился над ним, перевязал раны, помазал их маслом, положил его, едва живого, на своего осла и довез до гостиницы. Дал гостиничному денег, чтобы тот за ним присматривал, и добавил, что, если придется потратить больше денег – «не выгоняй его, я на обратном пути отдам все, что ты на него потратил». То есть самарянин совершил милостыню в высшей степени, сделав все, что только возможно. А между тем, самаряне – люди, жившие в Иудеи, но презираемые евреями. Они почитали закон, но вступали в семейные связи с язычниками и поклонялись Господу на горе Гаризм. Они, с точки зрения иудеев, были предателями религии. И евреи презирали самарян до такой степени, что если иудею приходилось проходить через Самарию, область, где жили самаряне, он должен был затем пройти обряд очищения, омовения. Самарян не считали за людей и не пускали в храм. И Господь приводит пример, когда люди высшей степени святости, чистоты и порядочности, учащие закону других, прошли мимо страждущего и не помогли ему, не оказали ему милостыни. Тот больше, кто делает больше добрых дел, в ком больше любви к ближнему.

Это перекликается с притчей о богатом юноше, которому тяжело было войти в Царство Божие, он прикреплен к земле своим богатством. И здесь спасется не законник, не человек, считающий себя святым, а спасется дающий милостыню, последний человек на этой земле - самарянин. В христианской жизни очень страшно успокаиваться и считать себя достигшим духовных высот, тем более, считать себя безпорочным, святым человеком. Как только в практическом христианстве ты успокаиваешься на достигнутом – тут же падаешь. Успокоение - есть равнодушие, теплохладность. Вот и священники, проходящие мимо побитого человека, не помогли ему, считая это ниже своего священнического сана. Человек на дороге погибал, а заповедь любви проходящими священниками оказалась абсолютно презираема. Сколько раз говорится об этом в Ветхом Завете, когда предания ветхозаветных старцев ставятся выше заповедей Божиих. Господь дал заповеди, а они попираются обрядовыми реалиями. Мы забываем о заповеди любви, особенно это видно в храме, когда человек или неправильно крестится, или неправильно одет, или не так ведет себя, как положено – это понятия обряда, а не заповедь. Господь не учил, как одеваться в храме, как себя вести. Это надо знать, но обрядовые понятия нельзя ставить выше заповеди любви: когда какой – то рьяный человек в храме начинает оскорблять, впервые пришедшего, ругать, выгонять из храма. Здесь нарушается заповедь любви – главная в учении Христа. И притча, рассказанная Господом, это истина о том, как нам нужно быть милосердным к тем, кто нуждается в нашей помощи, и мимо не проходить. «Кто наш ближний? – спрашивает законник Христа, - которого нужно возлюбить, как самого себя?» И обычно думают, что это родственники, близкие. Ближний – это близко стоящий человек, мимо проходящий. Помочь ближнему, помочь тем, кто с тобой рядом, кто нуждается в помощи. Один человек помог бездомному мальчишке. Его знакомые возмутились, что ты его взял? всех же не спасешь, их много. А он ответил: «Не знаю насчет всех, но в моей жизни я столкнулся конкретно с этим мальчишкой, я увидел его глаза, глаза этого мальчишки, и помог ему. Увижу другого - помогу другому».

Не надо думать о всех, весь мир не переделаешь, а помоги тем, кто рядом. Это и есть любовь к ближнему, и один из путей нашего спасения».

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...