Визуальная какофония

Вывески на фасадах Пскова кратко можно определить двумя словами на букву «б». Причём оба слова цензурные, но от этого не легче. Так вот городские вывески — это безвкусица и боль, которую эта самая безвкусица приносит.

Подход к выбору внешнего вида информационной конструкции, проще говоря вывески, во всём мире покоится на трёх китах: сохранение архитектурного своеобразия фасадов, создание комфортного визуального пространства и донесение до потребителя хорошо читаемых сведений. Иными словами вывески должны вписываться в городскую среду, а не конкурировать с ней. У нас же пока всё подчинено... а как-то, знаете, ничему не подчинено. Вывески лепятся кто во что горазд, да побольше. У соседа огромный прекрасно-зелёный лайтбокс с мигающей надписью? На, получи рядом оранжевую бандуру с буквами в шрифте Comic Sans. Всё. Нет фасада. Его перечеркнула безвкусица и гигантомания. Пока оставим стенания славянофилов относительно засилья вывесок на латинице в древнем Пскове. Сегодня про красоту, а не про содержание.

Владельцы кафе, аптек, магазинов стремятся максимально выделить своё заведение, но в итоге получается обратный эффект. Множество огромных, цветных, светящихся вывесок вызывает отторжение, человеческий организм ставит Adblock и игнорирует такой раздражитель. Смысл всех этих вывесок попросту теряется. Визуальный дискомфорт также доставляет неуместное использование декоративных панелей. Фасады исторических (и не только исторических) зданий нельзя закрывать декоративными панелями. Совсем.

Худшая разновидность вывески - упоминавшийся выше лайтбокс, в поле которого стараются вместить невместимое: и название заведения, и рекламный слоган, и контактную информацию. Совсем никуда не годится сочетание дешёвого лайтбокса и фасада исторического здания. От этого сиротства, к примеру, давно страдают старинные дома на Октябрьском проспекте.

Печать на баннерной ткани и вовсе нельзя считать полноценной вывеской. Все эти поливиниловые перетяжки, где внизу стыдливо подписано «временная вывеска», - просто какой-то позор.

Глухие витрины, как в магазинах на Рижском проспекте и в «стекляшке» на Советской, - недопустимый пережиток 1990-х. Заклеенные стёкла выглядят недружелюбно, создают впечатление заброшенности и вообще уместны только если идёт ремонт.

Прозрачные, чистые витрины от пола до потолка дают ощущение открытости. Тем, кому посчастливилось иметь такие в своих магазинах, должны бы этим пользоваться, завлекая клиентов оригинальным оформлением. 

Визуальный шум также создают разношёрстные таблички, вывески и указатели на ограниченной площади. Как правило, этим грешат «торговые комплексы» вроде «Рижского», «Этажей», «Меркурия» и подобия офисных центров. 

Просто катастрофа и хаос.

Но даже из такой непростой ситуации есть выход:

К тому же владельцам заведений хорошо бы следить за чистотой вывесок. Немытые стекла, пыльная вывеска, мозаично окрашенная стена здания (вот до сих пор моё, а там хоть трава не расти), следы от объявлений, сезонная грязь — всё это составляет образ заведения. Грязная вывеска — худшая реклама организации. Это же так просто!

Наиболее приемлемым видом вывесок являются объёмные отдельностоящие буквы без подложки или с таковой. Объёмные буквы, установленные непосредственно на плоскость фасада, смотрятся аккуратнее. И в советское время об этом знали.

Современные примеры для подражания, пусть и с некоторыми оговорками, тоже есть — вывески магазинов и кафе на Октябрьском проспекте, на улице Ленина, обозначение ресторана на Золотой набережной.

Вывески могут быть изготовлены из любых материалов, но предпочтительны, конечно, металл, дерево, стекло, если пластик - то неброских цветов. Подсветку можно сделать внутренней или внешней. Это же так стильно и красиво! А главное — просто. И не надо мостить на фасад никакие светящиеся короба. Ну, если уж совсем невмоготу, то следует ограничить себя спокойными цветами и сделать буквы на лайтбоксе немного объёмными или наоборот слегка вдавленными в плоскость. Ниже пример правильного лайтбокса и неправильного оформления входной группы.

Отвлечемся на минуту от дел современных и взглянем, как обстояли дела с вывесками на центральных улицах губернского Пскова. В силу отсутствия современных технологий вывески в начале XX века ничуть не портили облик города, потому что походили друг на друга и стремились к единообразию. Этого нам сейчас как раз не хватает.

Редко, но всё же встречаются в Пскове, панели-кронштейны — это вывески, установленные перпендикулярно фасаду.

Такая разновидность вывесок распространена на улочках старых городов в Европе. Кронштейны — это личное обращение к пешеходу, которое создаёт в городе определённый уют, камерность. Такие панели могут содержать только логотип и род деятельности компании: аптека, парикмахерская, кафе. Эта разновидность вывесок — прекрасная возможность дать волю фантазии, как это сделано всё в той же Европе.

Здесь также популярны вывески в виде оригинальных надписей непосредственно на фасадах домов. Правда, фасады для этого должны быть идеально ровными и качественно окрашенными. Ну и, конечно, в центре ганзейских городов Европы предпочтение отдано не лайтбоксам и прочим пластиковым коробам, а вывескам в виде букв, которые крепятся непосредственно к фасаду.

Муниципальным властям следует извернуться и самим, а лучше с привлечением специализированной организации, составить отдельный регламент по размещению вывесок на городских фасадах, чтобы Псков не выглядел как цирковая кибитка, облепленная несуразными надписями. Действие правил из экономии можно распространить лишь на центральные улицы и проспекты. Конечно, потом придётся следить за их исполнением, а с этим, как выясняется, в Пскове есть некоторые проблемы. У семи сити-менеджеров дитя без глазу. Пока, как выяснилось, в городе за внешний вид вывесок никто не отвечает: ни мифический главный архитектор, ни городской комитет по управлению муниципальным имуществом, ни управление Роспотребнадзора, ни управление Федеральной антимонопольной службы.

«Правила размещения средств наружной рекламы в городе Пскове» от 2005 года отменены ещё в 2008-м. С тех пор комплексный порядок организации, управления и контроля за художест­венным и рекламным оформлением города не работает.

Ольга Машкарина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...