Аистиных дел мастер

Люди этой профессии по десять раз за смену наблюдают чудо рождения человека и с успехом заменяют аистов и капусту: врач акушер-гинеколог Псковского перинатального центра Ольга Карнаухова рассказала Псковскому агентству информации о кусачих пациентках, рабочем конвейере и бледных отцах.

О выборе и первых родах

Работаю, не поверите, уже 40 лет. В Пскове с 1989 года. Училась в Кубанском государственном медицинском институте в Краснодаре и по распределению попала в Псков. Была такая система, что перед шестым курсом студенты делились на три направления: хирурги, терапевты и акушеры-гинекологи. Поняла, что хочу быть именно акушером-гинекологом примерно курсе на четвёртом. Поступая, ещё не знала, какой профиль выберу. В итоге моё медицинское образование продолжалось девять лет: шесть лет в институте, год интернатуры и два года ординатуры при Ленинградском институте повышения квалификации врачей. Сейчас это Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования врачей.

Ольга Карнаухова

С родами мы знакомились, начиная с четвёртого курса, когда появилась акушерская практика. Конечно, пока только смотрели, делать нам ничего не давали. Но уже тогда мы приобщались к происходящему, знакомились с мелочами, ходили следом за врачами, за преподавателями. А вот как принимала свои первые роды, совсем не помню.

О конвейере и постоянных стрессах

Днём акушеры-гинекологи работают на каком-то отделении: патологии беременности или в родильном. С восьми утра до четырёх дня врач там, а затем начинается суточное дежурство. В выходные дни и праздники мы, конечно, тоже дежурим. В общем, все 24 часа, 30 дней в месяц и 365 дней в году надо «закрыть». Процесс-то непрерывный. Когда была моложе, в месяц бывало и по семь суточных дежурств, сейчас беру три-четыре. Наша специальность — это фактически экстренная служба, ситуации могут случиться самые разные. Например, состояние беременной в патологии ухудшилось, или поступила тяжёлая пациентка с давлением, с кровотечением, и мы бежим туда, куда её привезли. В кабинетах не сидим. Как пожарные - всё время на стрёме.

Самый напряжённый период — лето. Это сезон отпусков, поэтому приходится подменять коллег. Летом всегда работать немного сложнее. Хотя загружены мы постоянно и достаточно тяжёлыми случаями, потому что из области все женщины с хоть сколько-нибудь значимыми патологиями направляются в Псков.

Бывает, что за смену приходится принимать 8-10 родов

Бывают смены по 15-19 родов в сутки. Мне лично приходилось за смену принимать 8-10 родов. Фактически работаешь, как на конвейере, но у нас хорошие акушерки, которые очень помогают. В итоге в профессии остаются лишь те, кто способен выдерживать такой темп, режим и экстремальные ситуации. А стрессы тут постоянные. Ведь любые роды, казалось бы, самые обычные могут оказаться непредсказуемыми. Сколько детей я приняла за всё время работы сказать абсолютно невозможно, таких подсчётов у меня нет.

О пациентках

Конечно, в родах не все женщины ведут себя вполне адекватно. Кое-кто ползает по полу, ругается, кусается, ногами пинается. Хотя сейчас женщины всё больше вменяемые, к тому же у нас хорошие обезболивающие. Ну, а тех, кто кричит, успокаиваем всей бригадой, говорим, что их тоже мама родила, аист никого не принёс. Помогает, если в ответ на крики не повышаешь голос, а наоборот замолкаешь или начинаешь говорить как можно тише. Можно дать воды попить или предложить умыться. Большинство успокаиваются.

Вообще к родам хорошо бы подготовиться: почитать, сходить на занятия, чтобы иметь представление о процессе. Раз природа так задумала, значит, происходящее совместимо с жизнью и закончится благополучно, если будешь адекватно себя вести. Есть, конечно, те, кто идёт к нам с правильным настроем, со знанием того, что предстоит, они смотрят фильмы, читают литературу, но и есть и такие, кто относится к родам наплевательски. Например, встречаются женщины, которые во время беременности не расстаются с сигаретами. Выходишь с работы, а они в мороз с голыми ногами и огромным животом курят на пороге. А на замечания реагируют: «Вам какое дело?» Даже обидно становится. Работаем, работаем, стараемся их подготовить. Они всё же в патологии лежат...

"Роды совместимы с жизнью", - в шутку успокаивают будущих мам акушеры-гинекологи.

Были такие пациентки, которые категорически отказывались от переливания крови по религиозным соображениям. Они сразу приходят с бумагой, подписанной юристом, и грозят уголовной ответственностью. Но всегда, если переливание необходимо, мы находим слова, которые могут убедить женщину. Ситуаций, чтобы мы не перелили кровь, и случилась катастрофа, не происходило.

У меня рожали и 16-летние девушки, и 46-летние женщины. Приходилось принимать роды с тройнями, а вот четверен на моей практике не было. До сих пор поддерживаю отношения с женщиной, которая рожала у меня в 42 года. На свет появился мальчик, сейчас ему двадцать и он учится на врача. Однажды рожала совсем молодая девушка, и мы, конечно, предполагали, что малыш будет крупным, но не ожидали, что настолько. Пять килограммов! Но всё прошло благополучно и для матери, и для ребёнка. Она даже родила сама, без кесарева. 

В последнее время крупные дети часто появляются. Это связано с неправильным питанием мам. Многое себе позволяют, злоупотребляют сладостями. Йогурты, например, – это ведь не еда, а десерт, которым не стоит увлекаться. Для будущих мам лучше всего подойдут кефир и простокваша, причём местные, свежие. А йогурты – это баловство.

Были и ВИЧ-инфицированные роженицы. В первые разы присутствовал страх, сейчас его нет. Во-первых, такие ситуации встречаются всё чаще, во-вторых, мы лучше адаптированы, знаем, как оберегать себя, как подходить к защите персонала. Для этого есть специальные перчатки, очки - всё отработано.

О модных тенденциях и консерватизме

Был один случай, который вот уже несколько лет не выходит у меня из головы. «Скорая» привезла женщину с кровотечением. Из приёмного покоя мы тут же стали готовить её к родам. Оказалось, у неё разрыв матки с повреждением мочевого пузыря. В итоге мы достали мёртвого ребёнка... здорового, весом четыре килограмма. Малыш только умер, потому что мама по каким-то непонятным причинам решила рожать дома. Потом она и сама не могла объяснить: зачем? Это кошмар!

По специальному телефону Ольга Карнаухова консультирует коллег со всей области.

Я категорически против домашних родов. Каждые роды при внешнем благополучии могут закончиться экстраординарной ситуацией, как для мамы, так и для ребёнка. Рожать дома можно только, если у подъезда стоит Скорая помощь с реанимацией для матери и младенца. Но таких условий, естественно, нет, поэтому лучше рожать там, где есть возможность получить медицинскую помощь. На моей практике мать в родах не умирала, а вот ребёнок, бывало, рождался мёртвым. Переживаешь ужасно. Это очень печально и горько, когда младенец погибает. Потом какое-то время работать тяжело, постоянно прокручиваешь эту ситуацию, думаешь: «Почему?..» Хочется помочь женщине, но не знаешь как. Был случай, когда с самого начала и всю беременность ребёнок был меньше срока, отставал в росте и в итоге замер, хотя будущая мама выполняла все наши рекомендации. К сожалению, нет таких волшебных лекарств, которые изменили бы эту ситуацию и повернули её вспять. Эта беременность закончилась смертью плода, но после эта женщина всё же родила здорового ребёнка.

Из последних «модных» веяний, которые мне непонятны, помимо домашних родов, - отказ мам от прививок для малышей. Это очень и очень плохо! А вот «мода» на роды в воде в домашних условиях, особенно после нескольких печальных случаев по стране, как-то прошла. После попыток родить дома женщин в итоге везут к нам. Это случается не так часто, но случается. Звонят в «Скорую», когда понимают, что уже всё - катастрофа. И не всегда даже в перинатальном центре всё разрешается благополучно для ребёнка. Я консерватор. Думаю, надо рожать там, где тебе могут помочь в любой момент. Произошедшее назад уже не отмотать. Это сочинение можно переписать, математику пересдать, стих выучить, а здесь уже ничего не поделаешь, и с этим надо будет потом жить.

Об отцах и подарках

Отцы на родах ведут себя по-разному. Кто-то стоит у изголовья, но это по желанию мамы, а кто-то заходит сразу после рождения малыша. Некоторые устраиваются на соседней кушетке и просто отбывают повинность. Другие наоборот гладят жену по руке, по пояснице. В обморок никто пока не падал, но бледнеют многие. Нашей работе папы не мешают. Сейчас же и папы настраиваются перед этим событием, ходят с жёнами на курсы. Им, конечно, обязательно следует подготовиться к тому, что они могут увидеть.

Счастливые отцы и родственники чаще всего благодарят букетами и конфетами. Случается, что дарят просто огромные охапки цветов. Как-то дежурной бригаде подарили корзину с фруктами.

Ольга Машкарина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...