1
  • Коротко
Культура

Дорогая редакция

В прокат вышел новый фильм Стивена Спилберга – «Секретное досье»: основанная на реальных событиях драма, рассказывающая про скандальную историю 1970-х годов, когда одна из ведущих американских газет The Washington Post обнародовала сенсационные документы о войне во Вьетнаме. Муслим Камалов считает, что новая картина Спилберга – лучшая его работа за последнее время.

Худощавый военный аналитик госдепа США Дэниел Эллсберг (Мэттью Риз) благополучно возвращается прямиком из тех мест, где по утрам пахнет напалмом. В опасных джунглях он долго стучал по клавишам пишущей машинки - работал над огромным исследованием по заказу министра обороны Роберта Макнамары (Брюс Гринвуд), а заодно испытывал на собственной шкуре все ужасы военного конфликта. Совесть Эллсберга полностью догрызает его в тот момент, когда он становится свидетелем интервью, которое дает Макнамара: во Вьетнаме «все прекрасно», потерь практически нет, а солдаты «достойно выполняют свой долг». Однако исследования аналитика госдепа говорят об обратном.

В тот же вечер в офисе Эллсберг уже вытаскивает из ящика толстые синие папочки с пометкой «Top secret» и едет с друзьями-пацифистами делать ксерокопии. Документы попадают в газету The New York Times к журналисту Нейлу Шихану (Джастин Суэйн), а вскоре уже красуются в свежем утреннем номере. Лавочку быстро прикрывает Белый дом, вынося официальный запрет на дальнейшую публикацию секретных материалов. Тогда за дело резко берется конкурирующая с Times газета The Washington Post во главе с издателем Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) и главредом Беном Брэдли (Том Хэнкс). Грэм только недавно стала владеть газетой после смерти мужа и еще опасается принимать какие-либо серьезные решения. К тому же, издание находится на грани банкротства. Перед Грэм встает непростое решение: на одной чаше весов оказывается собственная репутация и будущее газеты, а на другой – свобода прессы и правда, которую нельзя скрывать от общества.

Автор легендарных «Челюстей» и «Индианы Джонса», пионер американского коммерческого кино Стивен Спилберг последние лет десять занимается довольно разношерстными проектами: от экспериментов с графикой и хромакеем в «Тинтине», до откровенной военной анималистики в «Боевом коне». За эти годы Спилберг превратился в кого-то вроде добрейшего школьного учителя истории, способного превратить унылый параграф о, скажем, трагедии на мюнхенской Олимпиаде в высокохудожественный триллер. И если, к примеру, тот же Фрэнк Дарабонт в свое время на основе 200-страничного рассказа Стивена Кинга сумел снять выдающуюся двухчасовую остросюжетную тюремную драму, то Спилберг, своей новой работой его уверенно переплюнул: взял, да и экранизировал страницу из «Википедии».

В «Досье» - весь Спилберг, его квинтэссенция, но преумноженная вдвое и доведенная до совершенства. В каких-то моментах можно даже заметить, что режиссер позаимствовал приемы своих же работ из далеких 1970-х, когда еще работал над сериалом «Коломбо» с Питером Фальком. Здесь мало к чему можно прикопаться (если вообще можно), ведь постоянный и верный Спилбергу оператор Януш Камински проделывает ровно такую же филигранную работу, что и десять лет назад: идеальные длинные планы с выверенными до миллиметра переездами и наплывами камеры, мягкий свет, невообразимые полутона и тени.

Спилберг с Камински, не изменяя старой доброй пленке, не упускают возможности в который раз продемонстрировать свой коронный прием со светом. Правда, в отдельных случаях может показаться, что мужиков слегка «заносит». Вот Хэнкс зашел в кабинет и беседует со Стрип, но режиссер как будто принуждает их переместиться к окну или любому другому источнику света, дабы выдать свое фирменное «спилберговское свечение», подчеркивая контуры героев. Возможно, такое маниакальное отношение Спилберга к свету и воспроизведение собственного почерка можно объяснить лишь тем, что режиссер постоянно старается напомнить нам о том, что мы смотрим «фильм Стивена Спилберга». Но все же, надо отдать должное мастеру - как эффектно это смотрелось в далеком 2002-ом в сай-фае «Особое мнение», также зрелищно и красиво это выглядит и теперь, спустя 16 лет, в «Секретном досье».

Как и в оскароносной картине Тома МакКарти «В центре внимания», в «Досье» Спилберг делает упор на кропотливый журналистский процесс – начиная с банальных поисков информации и установлении источников и вплоть до путешествия итоговой статьи от корреспондента к корректору и всех перипетий, связанных с решением о публикации компрометирующих высшие чины бумаг. Естественно, методы Спилберга и МакКарти разнятся. Там, где МакКарти лишь сухо (но с идеальными диалогами) показывает очередную скучную редколлегию, Спилберг умудряется нагнетать саспенс даже в самых пустяшных сценах. Например, акцентируя внимание с помощью крупного плана обычной телефонной трубки на героя, находящегося в нервном ожидании звонка. И этот искусственный, вздутый саспенс работает сквозь всю картину: какое решение будет за миссис Грэм, нажмут ли кнопку запуска огромного типографского станка, что ответит мистер Брэдли помощнику прокурора, какая судьба ждет газету и сотрудников? Интерес вряд ли пропадет даже у тех, кто уже знаком со всеми тонкостями этой запутанной истории, а главной интригой все равно останется вопрос с публикацией правительственных секретов.  

«Секретное досье» придется по вкусу именно тем, кто уже давно изголодался по действительно интересным и увлекательным работам Спилберга, по его фирменному стилю и, казалось бы, уже давно знакомым и затертым приемам. Спилберг своей прекрасной съемкой, к тому же, предлагает вкусить запах типографской краски, насладиться процессом подготовки публикации, а вдобавок ужаснуться тем, как работал отдел верстки в 1970-е.

Показывая изнанку журналистики, саму ее суть (где, например, герой Хэнкса, отвечая на вопрос стажера «а это законно?» произносит «а чем мы по-твоему тут на хлеб зарабатываем?»), под аккомпанемент великого Джона Уильямса («Звездные войны»), Спилберг проецирует вопросы свободы и независимости прессы, ее неподвластности, на современное положение дел в мире. Тем самым он способен поднять боевой дух любого журналиста или даже издателя. Ведь порой ради своего дела, ради правды, можно и пожертвовать светскими раундами и околопрезидентскими тусовками.

Муслим Камалов
Версия для печати
  • Сюжет
  • Киногид
Атлант расправил локоны Ад на колёсах Пятьдесят оттенков демона Веномозамещение Экспеллиармус! След татуировки дракона We will rock you Капали сочинские слезы Сладость или шалость? Привези мне лунный камень


Идет загрузка...