Совсем особенный концерт

14 декабря, в преддверии новогодних и рождественских праздников в БКЗ состоялся совсем особенный концерт. В программе — Э. Элгар и В. А. Моцарт. Музыка неизвестного псковской публике английского композитора поствикторианской эпохи Эдварда Элгара (1857-1934) — и, может быть, самое известное в мировой музыкальной истории произведение австрийского гения - Реквием - с загадочной и неразгаданной историей. Заинтригованные, желающие послушать эту концертную программу с одним неизвестным, обращались в Интернет и сразу оказывались в центре мощной информационной атаки, проясняющей и происхождение, и судьбу английского маститого композитора Эдварда Элгара, «любимца империи», «английского Бетховена», и новые интригующие факты судьбы и творчества Моцарта - «Икара» (1756-1791). На концерт, однако, так и не смогли попасть множество желающих, даже удовлетворивших предварительно свое любопытство, в этот вечер был аншлаг!

Концерт открылся Виолончельным концертом Эдварда Эдгара (солист Олег Сендецкий, Санкт-Петербург). Концерт, созданный в 1918 году признанным мастером английской музыки, стал музыкальным посвящением жертвам Первой мировой войны. В немногочисленных источниках содержание концерта раскрывается, как впечатления от катастрофических разрушений, нанесённых войной Европе. Музыка Элгара в мастерском исполнении виолончелиста Сендецкого в сопровождении псковского оркестра раскрывалась перед слушателями по своим непреложным законам - законам красоты. Эту музыку исследователи относят к позднему романтизму. Благодаря отточенной композиторской технике  -  мелодической, оркестровой, ладо-тональной, индивидуальный стиль Элгара приобрёл характерные гармоничные, академизированные, аристократические черты. В разнохарактерных частях концерта, где последовательно возникают образы песни-плача, снов, полёта, битвы-атаки, нет резких конфликтов и диссонансов, хотя существует сквозная драматургия, приводящая к трагической кульминации. В ней выражение острого отчаяния сочетается с катарсическим просветлением. Символично то, что музыка коды концерта вызывает ассоциации со знаменитой финальной сценой Вагнеровского «Тристана» - «Смертью Изольды»!

Исполнение Реквиема Моцарта, в котором принимали участие хор Санкт-Петербургского университета (руководитель  Эдуард Кротман), созвездие замечательных солистов (Анастасия Щёголева, Наталья Евстафьева, Дмитрий Григорьев, Евгений Ахмедов) и Псковский симфонический оркестр под управлением главного дирижёра и автора проекта Николая Хондзинского, на этот раз было усилено простыми и безотказно воздействующими средствами. Оркестр выходил не из-за кулис, как обычно, «по-домашнему», а спускался с верхнего этажа, как оркестр-гость, более торжественно. На заднюю часть сцены проецировался канонический текст Реквиема с латинскими названиями и дословным русским переводом. Так феноменальная красота образов моцартовского Реквиема обрела новую силу воздействия, и через музыку, и через озвученное музыкой слово молитвы. Живую силу хоровой, вокальной и оркестровой музыки дирижер хотел донести до слушателя, отказавшись от подзвучивания микрофонами. В результате весь монументальный цикл песнопений Реквиема зал слушал с неослабеваемым вниманием, жадно впитывая каждое пропетое слово. Этот особенный концерт закончился овациями.

Вступление к концерту сделал сам Николай Хондзинский. Его прочувствованная и проникновенная небольшая речь стала ключом к разгадке некоторых тайн и загадок программы БКЗ 14 декабря «Элгар — Моцарт», где, по словам музыканта, соединились Смерть - Музыка- Красота - Вечность.

 

Татьяна ЛАПТЕВА   

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...